Структурно-функциональные особенности современного рынка услуг

Каточков В.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 12 (234), Июнь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье рассмотрены современные особенности структуры потребления услуг населением, специфика условий развития ряда социально-значимых категорий услуг (коммунальных, транспортных, услуг связи). Состояние сферы услуг рассмотрено с позиций внедрения рыночного механизма хозяйствования. В работе использованы данные Федеральной службы государственной статистики.

Ключевые слова: сфера услуг, рынок услуг, услуги населению, структура услуг, видовой состав услуг, структурно-функциональная специфика рынка услуг



Рыночные преобразования в экономике России создают условия для развития сферы услуг, изменения ее структуры и функциональной направленности услуг, предлагаемых населению, что способствует повышению роли предприятий этого сектора в развитии хозяйства страны. В связи с чем, изучение функциональной и структурной организации российского рынка услуг в условиях трансформации рыночных механизмов вызывает интерес и позволяет определить траекторию его дальнейшего развития.

Структура и показатели рынка услуг

Одной из особенностей развития современного общества является расширение и усиление значения рынка услуг. Объем, удельный вес и структура услуг в валовом внутреннем продукте (ВВП) государства позволяет судить об уровне развития экономики. По состоянию на 2009 г. в России оказание услуг в материальной и нематериальной сферах обеспечивало порядка 59% от ВВП, в то время как в США – 77%, в других странах G8 – не ниже 70% (исключением является Япония – 67%). Численность занятых в сфере услуг растет с каждым годом. В России в этом секторе занято примерно 62% от числа всех работающих (для сравнения: в других странах G8 показатель составляет 66–78%) [1].

Несмотря на относительно высокие темпы роста доли сферы услуг в ВВП РФ, тем не менее, можно констатировать, что в России имеется достаточный потенциал для ее дальнейшего развития. Рынок услуг и категория «услуги» как самостоятельные объекты экономического анализа сформированы относительно недавно, так как в предыдущий период развития экономики страны сфере услуг отводилось подчиненное значение в процессе общественного воспроизводства.

В настоящее время к сфере услуг относится широкий круг видов экономической деятельности, направленных на удовлетворение личных потребностей населения (услуги населению) и нужд производства (производственное потребление услуг), а также потребностей общества в целом. В качестве субъектов этого рынка выступают предприятия и организации различных организационно-правовых форм и форм собственности: производящие услуги; потребляющие услуги; поставщики сырья, товаров, материально-технического оснащения. Весомую долю в данном секторе в настоящее время занимают частные предприятия и организации. Однако роль государственных предприятий и государства как потребителя и продавца таких услуг, как образование, здравоохранение, оборона достаточно велика.

Особенности рынка платных услуг населению

Остановимся подробнее на современных особенностях рынка платных услуг, оказываемых населению. Эта сфера в большей степени определяет значимость услуг в экономике, т.к. доля потребления услуг населением существенно выше доли производственного потребления услуг.

Одним из важнейших критериев структурно-функционального анализа рынка услуг могут выступать представленные на нем услуги как объекты купли-продажи. В виду наличия достаточного количества сложностей, возникающих при учете услуг, в Российской Федерации виды услуг определены Общероссийским классификатором услуг населению (ОКУН) [2], в соответствии с которым к платным услугам населению отнесены:

– бытовые услуги;

– услуги транспорта;

– услуги связи;

– жилищно-коммунальные услуги;

– услуги учреждений культуры;

– туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов;

– услуги физической культуры и спорта;

– медицинские услуги, санаторно-оздоровительные, ветеринарные услуги;

– услуги правового характера;

– услуги банков;

– услуги в системе образования;

– услуги торговли и общественного питания, услуги рынков;

– прочие услуги населению (по финансовому посредничеству, страхованию, охране, услуги рекламы, консультирования и др.).

Представленный видовой состав платных услуг населению определяет правовой статус этого сегмента сферы услуг и указывает на необходимость соответствия услуги ее целевому назначению, т.е. на выполнение установленных функций.

Динамика рыночных преобразований в различных отраслях данной сферы неодинакова. Например, услуги транспорта, связи, жилищно-коммунальной сферы, общественного питания и торговли наиболее динамично формируют эффективную модель удовлетворения потребностей общества. В то время как в сферах здравоохранения, культуры, образования этот процесс имеет ряд ограничений и специфических условий ввиду значительной доли государственных предприятий.

Особенности развития рынка услуг имеют свое выражение в современной структуре конечного потребления. Следует отметить, что значительную роль в формировании структурно-функциональной специфики рассматриваемой сферы играет региональный аспект (см. рис.).

1

Так, анализируя официальные данные государственной статистики [3] следует отметить, что объем конечного потребления большинства видов услуг в Челябинской области близок к средним значениям по России и Уральскому Федеральному округу. Однако можно выделить два элемента, которые отличают структуру потребления платных услуг населением Челябинской области от общероссийской. Доля потребления коммунальных услуг превышает среднее значение по стране примерно на 4%. В сфере оказания транспортных услуг населению Челябинской области показатель их потребления напротив ниже среднероссийского на 5%.

Причины структурных особенностей рынка платных услуг

Такие структурные особенности рынка платных услуг Челябинской области обусловлены рядом причин. Ситуация в сфере коммунальных и транспортных услуг в настоящее время, несмотря на длительный период их реформирования, характеризуется неразвитостью рыночных конкурентных механизмов хозяйствования в большинстве регионов Российской Федерации.

Монополизм коммунальных организаций, затратная система тарифного регулирования предприятий-монополистов, неразвитость гражданско-правовых механизмов ответственности за количество и качество оказываемых услуг, постоянный рост тарифов на коммунальные услуги не позволяют эффективно защищать интересы потребителей и приводят к увеличению расходов населения на услуги коммунального хозяйства.

В сфере транспортного обслуживания населения существуют проблемы, сдерживающие ее развитие. В частности, в г. Челябинске и Челябинской области – это устаревший транспортный парк (более 60% используемых транспортных средств подлежит списанию) и недостаточные темпы обновления подвижного состава. Значительное увеличение парка личных автомобилей приводит к уменьшению потребности в пользовании общественным транспортом, по данным статистики [4] среди субъектов Федерации Челябинская область занимает 30 место по числу автомобилей на 1000 жителей, а Уральский ФО – второе среди округов. Медленная реакция перевозчиков на изменения в структуре пассажирообразующих пунктов и объемах перевозок пассажиров в связи с реформированием экономики, диверсификацией деятельности производственных предприятий, появлением новых мест деловой активности, приводит к снижению эффективности деятельности как частных, так и муниципальных транспортных предприятий [5].

Услуги связи

Следует остановиться на рассмотрении еще одной весомой категории услуг – услуг связи. Их потребление в регионе превышает среднероссийские и окружные значения, что на данный момент также является отличительной особенностью регионального рынка.

Значимость услуг связи в XXI веке не вызывает сомнения. Они являются необходимой составляющей современного информационного общества, обеспечивающей взаимодействие населения (телефония, интернет), населения и государства, бизнес-структур и государства (посредством внедряемого электронного правительства), населения и бизнес-структур (сетевая торговля). Развитие услуг связи и информационно-коммуникационных технологий в регионе имеет решающее значение для повышения качества жизни населения, эффективной деятельности органов власти, более динамичного и продуктивного взаимодействия государства и гражданина, роста конкурентоспособности экономики региона [6].

Необходимо уточнить, что такие компоненты видовой структуры рынка платных услуг населению, как торговля и общественное питание, не взирая на их правовой статус согласно ОКУН, при статистическом учете рассматриваются как самостоятельные сферы, а не часть рынка платных услуг населению. Эти структурные единицы выражены многообразием форм, специфично локализуются и упорядочиваются в пространстве региона, характеризуются определенной продолжительностью, неоднородностью функционирования, развития и трансформации, что позволяет анализировать их как самостоятельные системы и выделять в самостоятельный объект для структурно-функционального анализа.

Вывод

Подводя итог вышесказанному, следует отметить, что российский рынок услуг формирует специфичную структуру конечного потребления. Он характеризуется неоднородностью и наличием структурных диспропорций в регионах. Это связано в первую очередь с трансформацией и незрелостью рыночных и социально-экономических механизмов функционирования сферы услуг в целом, а также со специфическими особенностями объектов данной сферы, позволяющих удовлетворять потребности государства, общества, бизнеса и конкретного индивидуума.


Источники:

1. «Группа восьми» в цифрах. Стат.сб. – M.: Росстат, 2009. – 131 с.
2. Общероссийский классификатор услуг населению (в ред. изменений 12/2010, утв. Приказом Росстандарта от 23.12.2010 № 1072-ст).
3. Платное обслуживание населения в России. Стат. сб. – M.: Росстат, 2011. – 367 c.
4. Регионы России. Социально-экономические показатели. Стат. сб. – M.: Росстат, 2011. – 990 c.
5. Концепция развития транспортной отрасли города [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://tr74.ru/viewtopic.php?t=686.
6. Концепция развития информационного общества в Челябинской области до 2015 года. Утверждена постановлением Правительства Челябинской области от 19 октября 2011 г. № 360-П.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:23:30