Выбор инновационных стратегий для высокотехнологичных промышленных предприятий

Шурыгин М.Н., Фалько С.Г.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шурыгин М.Н., Фалько С.Г. Выбор инновационных стратегий для высокотехнологичных промышленных предприятий // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 8. – С. 32-36.

Аннотация:
Конкурентоспособность промышленных предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, в значительной степени определяется их способностью разрабатывать и применять новые технологии при серийном выпуске продукции. Отличительными особенностями таких предприятий являются высокая доля затрат на исследования и разработки, а также довольно длинные инновационные циклы.

Ключевые слова: промышленные предприятия, конкурентоспособность предприятий, инновационные предприятия, инновационные стратегии



Конкурентоспособность промышленных предприятий, выпускающих высокотехнологичную продукцию, в значительной степени определяется их способностью разрабатывать и применять новые технологии при серийном выпуске продукции. Отличительными особенностями таких предприятий являются высокая доля затрат на исследования и разработки, а также довольно длинные инновационные циклы.

Быстрые изменения ситуации во внешней среде предъявляют к производителям высокотехнологичной продукции совершенно новые требования. Естественно, что сложившаяся на отечественных предприятиях практика управления разработками, характеризующаяся многолетними циклами, слабой проработкой вопросов эффективности инноваций и, практически, отсутствием учета требований клиентов не удовлетворяет современным требованиям внешней среды [1,2] .

Рис.1. Факторы внешней среды и требования к системе управления инновациями на предприятии

На рис. 1 представлены факторы, определяющие внешнюю среду, и соответствующие им требования к системе управления инновациями на предприятии. Рост конкуренции и глобализация рынков требуют от производителей сокращения сроков создания и распространения нововведений, что сопряжено с возрастанием издержек на исследования и разработки. Кроме того, необходимо учитывать такие факторы, как рост экологического сознания в обществе, что заставляет уделять большее внимание экосоциальным характеристикам новых изделий.

Системы управления инновациями должны обеспечивать сокращение сроков выведения на рынок новых изделий и управление издержками по всем фазам реализации проектов. Концепция и модели управления инновационными проектами существенно зависят от выбора предприятием инновационной стратегии. На рис.2. представлена типология возможных инновационных стратегий предприятия с точки зрения ориентации либо на рынки, либо на технологию [3]. Естественно, что предприятия могут одновременно реализовывать различные инновационные стратегии по отношению к разным направлениям бизнеса.

Рис.2. Типология инновационных стратегий предприятия

Предприятия, выбравшие стратегию «технологического лидерства», предлагают высокотехнологичные инновативные продукты, характеризующиеся длинным инновационным циклом. Большая длительность цикла объясняется тем, что разработанные технологии начинают применять в серийном производстве, как правило, лишь после многочисленных итераций, обусловленных недоработками и ошибками при проведении НИР и ОКР.

Стратегия «рыночного лидерства» характеризуется ориентацией на новую продукцию с коротким циклом разработки, концентрацией усилий на удовлетворение потребностей клиентов и тенденций моды. При этом большое внимание уделяется вопросам снижения затрат на разработки, росту производительности труда и качества продукции. Успешность реализации этой стратегии зависит от способности предприятия в течение короткого инновационного цикла соединять воедино имеющиеся высокие технологии с организацией выпуска новых изделий, и при этом максимально учитывать пожелания клиентов. Данная стратегия достаточно успешно реализуется японскими автомобилестроительными компаниями.

Стратегию «медленного подражания» можно сравнить со стратегией внедрения инновации имитационного типа, которая характеризуется относительно длительным циклом разработки и неспособностью быстро интегрировать высокие технологии в новые изделия. Предприятия, реализующие такие стратегии, обречены не только на технологическое отставание, но и на значительные потери доли рынка. В качестве примера реализации стратегии «медленного подражания» можно назвать автомобилестроительные предприятия Англии. Часть этих предприятий, в конечном итоге, были приобретены более успешными немецкими автомобильными концернами.

Стратегическое направление «инновационный спринтер» отличается коротким инновационным циклом, в течение которого новейшие технологии интегрируются в продукцию, которая первой выходит на рынок. В результате реализации такой стратегии на рынке появляется весьма высокотехнологичная продукция, которая не всегда удовлетворяет потребности клиентов.

В недавнем прошлом стратегии рыночного и технологического лидерства были вполне успешными. Лидеры рынка за счет относительно невысоких цен удовлетворяли массовых клиентов, а лидерам в области высоких технологий удавалось находить клиентов, которые были готовы платить «премию» за использование новейших технологий в изделиях. Однако сегодня перечисленные выше односторонние стратегии не обеспечивают предприятиям эффективного долгосрочного развития и высокую конкурентоспособность.

Стратегия «инновационного спринтера» хотя и ведет к успеху в отдельных проектах, но быть первым на рынке с новейшими технологиями еще не достаточное условие успешности инновации. Представляется наиболее привлекательной стратегия «инновационного лидерства», направленная на сокращение сроков разработки и быстрое реагирование на изменения, происходящие на рынках и в технологиях. Этой стратегии придерживаются ведущие автомобилестроительные концерны Германии. Реализация стратегии «инновационного лидерства» предполагает высокий уровень инновативности предприятия и способности его персонала к проектно-инновационной работе.


Источники:

1. Фалько С.Г., Федоров Б.С. Контроллинг инновационных проектов. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2000.- 56 с.
2. Контроллинг в бизнесе/ А.М.Карминский, Н.И.Оленев, А.Г.Примак, С.Г.Фалько.- 2-е изд. – Финансы и статистика, 2002.- 256 с.
3. Boutellier R.,Voelker R.,Voit E. Innovationscontrolling - Muenchen-Wien: Hanser, 1999.- 244 s.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:48