Инновационный фактор логистизации предпринимательства

Тамбовцев С.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Тамбовцев С.Н. Инновационный фактор логистизации предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 8. – С. 27-31.

Аннотация:
Современный характер предпринимательской деятельности предполагает инновационное поведение на рынке. Степень предприимчивости определяется наличием творческого начала в деятельности бизнесмена. И в этом контексте возникает вопрос о соотношении в мотивационном механизме предпринимательства креативных и корыстных аспектов (ориентации на получение прибыли).

Ключевые слова: логистика, логистизация деятельности, логистизация предпринимательства



Современный характер предпринимательской деятельности предполагает инновационное поведение на рынке. Степень предприимчивости определяется наличием творческого начала в деятельности бизнесмена. И в этом контексте возникает вопрос о соотношении в мотивационном механизме предпринимательства креативных и корыстных аспектов (ориентации на получение прибыли).

Содержание инноваций в современных условиях приобретает иное наполнение. Достижение конкурентных преимуществ на рынке на основе создания товарной новизны и уникальности должна обеспечиваться уникальными, инновационными способами. Таким образом, инновационность в предпринимательской деятельности приобретает тотальный характер. Инновационная ориентация предпринимательства проявляется, во-первых, в способности предпринимателя генерировать оригинальные востребованные на рынке продукты, и, во-вторых, обеспечивать управление рисками, связанными с инновационной деятельностью.

Современная полная маркетинговая трактовка товара определяет его как «товар с подкреплением», т.е. товарно-материальную ценность в совокупности необходимых услуг сопровождающих приобретение, потребление и утилизацию товарной единицы. Учитывая этот фактор современного предпринимательства, обострение и расширение конкурентных отношений, наиболее эффективная форма инноваций в предпринимательстве должна охватывать все этапы проектирования, производства и сбыта новой продукции. В этом смысле логистизация предпринимательской деятельности выступает одним из направлений его модернизации, повышая его конкурентоспособность посредством применения инновационного подхода в управлении экономическими потоками на всех стадиях предпринимательского цикла: производство-обращение-потребление.

Последовательное исследование значения инновационного фактора в ходе логистизации предпринимательской деятельности на наш взгляд требует изучения современных внутренних «мотивационных пружин» и внешних стимулов предпринимательского поведения на инновационной основе, потребность в логистическом инструментарии при реализации предпринимателем товарных нововведений на рынке, содержание инновационного потенциала самой предпринимательской логистики.

Современное состояние российской экономики характеризуется острой потребностью в инвестициях, при этом направленность инвестиционной активности определяется необходимостью реструктуризации и модернизации народного хозяйства в целом. Здесь собственно и проявляет себя внешнее стимулирование инновационной активности в сфере предпринимательства. Кроме того, усиление и глобализация конкурентных отношений выдвигают на первый план успешной предпринимательской деятельности достижение конкурентных преимуществ на основе технологических (товарных) и организационных инноваций. Таким образом, инновационный фактор становится тотальным по степени влияния и распространения в процессе осуществления предпринимательской деятельности.

Предпринимательская логистика в этой связи выступает в форме организационных нововведений в бизнес-практику. Инновационный потенциал предпринимательской логистики может рассматриваться по нескольким направлениям. Во-первых, в качестве функционального менеджмента при реализации товарных инноваций, обеспечивая дистрибуцию новых товаров на рынке. Во-вторых, предпринимательская логистика сама по себе представляет новейший инструментарий управления экономическими потоками в предпринимательстве. При этом новизна определяется состоянием реформирования экономики Российской Федерации, трансформацией всего организационно-экономического механизма управления народным хозяйством. С другой стороны, логистический инструментарий представляет собой более эффективную управленческую технологию по сравнению с традиционными методами управления товародвижением. В-третьих, инновационный потенциал предпринимательской логистики проявляется в процессе совершенствования логистической инфраструктуры рынка товаров и услуг.

Основные направления действия инновационного фактора в системе предпринимательской логистики определяют потенциал ее развития.

1. Способности предпринимательских структур генерировать, находить, абсорбировать и использовать знания детерминируют их живучесть в условиях всеобъемлющей неопределенности и изменчивости рыночной среды. В этом смысле логистизация предпринимательской деятельности, позволяя создавать стратегические альянсы и коалиции бизнес-структур, которые обеспечивают для их участников «…расширение возможности доступа к новой технологии, информации, совместного генерирования членами логистических цепей информационных совокупностей; значительного ускорения внедрения нововведений, доступа к новым рынкам» [1, с.130]. Таким образом, в результате реализации интеграционного потенциала логистики возникают благоприятные условия для внедрения предпринимательских нововведений на рынок, расширения набора эффективных управленческих технологий предпринимательской логистики.

2. Не менее значимым является процесс информатизации экономических потоков предпринимательской деятельности на базе создания информационно-логистических систем. Ускоренная инновационность в этой сфере способствует трансформации значительной части логистической инфраструктуры в «инфоструктуру» предпринимательства [2]. Инновационный характер информатизации предпринимательской деятельности в процессе ее логистизации предполагает создание унифицированных аппаратно-технических средств, программного обеспечения и обеспечить стандартизацию процедур оперирования данными. Все это создает предпосылки для обеспечения единства всего производственно-коммерческого цикла создания новой продукции: формулировка замысла – проектирование – производство – реализация – сервис.

3. Инновационность логистизации предпринимательской деятельности в организационном плане выражается в модернизации действующей институциональной структуры рынка. На первый план выходят долгосрочные добровольные объединения независимых предпринимательских структур в форме логистических цепей и систем. Построенные на началах партнерства и сотрудничества, они не только ускоряют воспроизводственный цикл (производство – обращение – потребление), но смещают фокус создания ценности из сферы производства, в сферу обращения; из сферы материального производства в сферу обслуживания. Выявление резервов повышения производительности труда, расширения потребительского выбора и формирования долгосрочных конкурентных преимуществ в рамках всей логистической цепи на основе сквозной оптимизации издержек обращения позволяет значительно повысить инновационный потенциал предпринимательской деятельности.

4. Немаловажным аспектом осуществления инноваций в предпринимательской логистике является развитие технического прогресса непосредственно в процессе товародвижения. Совершенствование технологии транспортно-складской переработки грузов кроме преимуществ повышения эффективности предпринимательского цикла (снабжение – производство – сбыт), позволяет увеличить ценность предпринимательских инвестиций, повысить оборачиваемость капитала, обеспечить сохранность качественных и количественных параметров товаров и услуг, добиться высоких стандартов качества обслуживания клиентов.

5. Проведение логистизации предпринимательской деятельности в конечном итоге является масштабным социально-экономическим проектом, в рамках которого осуществляется обучение, адаптация, формирование кадров логистики. Приходится ломать многие управленческие стереотипы, бороться с корпоративным сепаратизмом и оппортунизмом внутри предпринимательских структур, реформировать всю систему целеполагания и взаимодействия в бизнесе, насаждать и культивировать новые ценностные ориентиры в экономике. Возможно, именно здесь содержится наибольший инновационный потенциал логистизации предпринимательства.

Изначально предпринимательская логистика формулировалась как новейшее направление в управлении экономическими потоками предпринимательской деятельности, иными словами, как инновационная управленческая технология. Тем не менее, инновационность в качестве основного ее атрибута будет сохраняться достаточно долго, приобретая в своем активе регионально-отраслевые, организационно-экономические и информационно-технологические нововведения в управлении экономическими потоками предпринимательской деятельности.


Источники:

1. Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 1997. – 349с.
2. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. – СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2001. – 280с.

Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:48