Состояние и проблемы сферы предпринимательства в России и Республике Дагестан
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 10 (232), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Маликова А.Т. Состояние и проблемы сферы предпринимательства в России и Республике Дагестан // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 10. – С. 4-14.
Аннотация:
В статье определены роль и значение малого предпринимательства в развитии рыночной экономики государства, приведены количественные и финансово-экономические показатели развития малого предпринимательства в Республике Дагестан и регионах ЮФО. Изучены основные проблемы в сфере малого предпринимательства Республики Дагестан, сформулированы задачи для его эффективного развития и совершенствования в Дагестане.
Ключевые слова: финансирование, инвестиции, рыночная экономика, малое предпринимательство, эффективность развития, государственная поддержка
Предпринимательство как форма проявления общественных отношений способствует повышению материального и духовного потенциала общества, создает благоприятную почву для практической реализации способностей и талантов каждого индивида, но и ведет к единению нации, сохранению ее национального духа и национальной гордости.
В Федеральном законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» указано, что он направлен на реализацию утвержденного Конституцией РФ права всех граждан на свободное использование своих способностей и имущества для реализации предпринимательской деятельности. Этим положением установлена экономическая и социальная роль предпринимательства.
Место и роль малого бизнеса в России
Анализируя зарубежный и отечественный опыт развития малого предпринимательства, можно указать на следующие его преимущества: быстрая адаптация к местным условиям ведения хозяйствования; большая независимость действий малых предприятий, гибкость и оперативность в принятии и исполнении принимаемых решений; невысокие расходы при осуществлении деятельности, в особенности затраты на управление; большая возможность индивида в реализации свои идеи, проявления своих способностей; более низкая потребность в первоначальном капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и в процесс производства в ответ на требования местных рынков; относительно более высокая оборачиваемость собственного капитала и др.
В экономике малые предприятия существуют наряду со средними и крупными предприятиями. Имея весьма скромные размеры, в экономически развитых государствах они являются важными элементами экономики и обеспечивают более 70% рабочих мест, а их доля в структуре ВВП оценивается в 30–50%.
Эта деятельность одинаково полезна и необходима как для экономики страны, так и для каждого индивида в отдельности. Поэтому она заслуженно и полноправно заполучила соответствующую государственную поддержку и признание.
Деятельность предприятий малого бизнеса в нашей стране регулируется Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», принятым 24 июля 2007 года, который содержит критерии отнесения предприятий к малому и среднему бизнесу.
Согласно этому Федеральному Закону, кардинально изменились критерии определения субъектов малого и среднего предпринимательства в стране. С 1 января 2008 г. новыми критериями отнесения предприятий к соответствующей группе являются средняя численность работников и предельные значения выручки от реализации.
Согласно нормам Закона, средняя численность работников малого предприятия не должна превышать 100 чел. включительно (для микропредприятий – до 15 чел.). Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг), для каждой категории субъектов малого предпринимательства» определяет следующие предельные значения:
– 60 млн руб. для микропредприятий;
– 400 млн руб. для малых предприятий.
По новым правилам проведения статистических наблюдений, данные в секторе малого предпринимательства формируются без учета микропредприятий.
Число и оборот малых предприятий по субъектам России
В России малый бизнес стремительно и прогрессивно развивается. По состоянию на 1 января 2012 года в России было зарегистрировано 1836,4 тыс. малых предприятий, что на 11% больше данных на 1 января 2011 года (см. табл. 1).
Таблица 1
Число и оборот малых предприятий по субъектам Российской Федерации в конце 2011 г.
Федеральные округа
|
Число малых предприятий (на конец года), тыс.
|
Оборот малых предприятий (на конец года)*
| ||
всего
|
в том числе микропредприятий
|
млрд руб.
|
в % к 2010 г.
| |
РФ
|
1836,4
|
1593,8
|
15584,7
|
120,3
|
Центральный
|
545,5
|
463,6
|
6955,7
|
133,7
|
Северо-Западный
|
259,9
|
228,5
|
1732,3
|
98,3
|
Южный
|
147,4
|
129,4
|
1001,9
|
115,9
|
Северо-Кавказский
|
47,6
|
42,3
|
274
|
124,9
|
Приволжский
|
336,2
|
289,8
|
2280,1
|
114,6
|
Уральский
|
173,5
|
152,5
|
1331
|
115,5
|
Сибирский
|
245,1
|
216,9
|
1430,1
|
129,1
|
Дальневосточный
|
81,3
|
70,7
|
579,6
|
112,8
|
Оборот малых предприятий за 2011 год в Российской Федерации составил 15584,7 млрд рублей, что выше данного показателя 2010 года на 26,0%.
Рост оборота малых предприятий отмечается почти во всех федеральных округах. Наиболее заметный рост показателя наблюдается в Центральном федеральном округе (на 33,8%), Сибирском федеральном округе (на 29%) и Северо-Кавказском федеральном округе (на 24,8%). В Южном федеральном округе показатель увеличился на 16,1%, в Уральском федеральном округе – 15,6%, в Приволжском федеральном округе – 14,5%, в Дальневосточном федеральном округе – 12,9%.
Сокращение показателя отмечено в Северо-Западном федеральном округе (на 1,8%).
Максимальный уровень заработной платы зафиксирован в Уральском федеральном округе – 15504,4 руб., в том числе на малом и на микропредприятии – 14667,5 руб. и 15288,5 руб. соответственно. Минимальный уровень оплаты труда отмечен в Северо-Кавказском федеральном округе – 8484,1 руб. в среднем всего, 7950 руб. на малых предприятиях и 6489,4 руб. на микропредприятиях.
Показатели развития малого предпринимательства
Развитие малого предпринимательства в России имеет многообещающие перспективы, так как рыночные отношения устанавливают новые условия функционирования экономики, а государственное управление стремится к созданию необходимых условий для развития предпринимательства. Согласно статистике, в большинстве развитых стран малый бизнес представляет около половины экономики страны, а бизнес в России пока лишь только стремится к таким показателям.
В развитии экономики Республики Дагестан малое и среднее предпринимательство также занимает все более весомое место и является важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.
По данным государственной статистики по Республике Дагестан, по состоянию на 2011 год численность малых предприятий (кроме микропредприятий и крестьянских (фермерских) хозяйств) в республике составило 849 единиц (без учета микропредприятий), на которых занято 26100 человек (работники списочного состава без внешних совместителей) (см. табл. 2).
Таблица 2
Основные экономические показатели деятельности малых предприятий с 2005 по 2011 гг. в Республике Дагестан
Показатели экономической деятельности малых предприятий
вкл. микропредпр. |
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010*
|
2011*
|
Число малых
предприятий (на конец года), тыс. |
4897
|
4381
|
3680
|
3956
|
4022
|
722
|
849
|
Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей)
|
41421
|
50771
|
54263
|
54711
|
44321
|
21835
|
26100
|
Оборот млн руб.
|
40493
|
39302
|
64281
|
72333.2
|
86702.7
|
31711.4
|
46543.5
|
Показатели численности малых предприятий, численности работников, объема производимой продукции и оборота увеличиваются из года в год. Заметно увеличился показатель оборота за последние годы. В 2010 году оборот составил 86702,7 млн руб., а в 2011 – 46543.5 млн руб. без учета микропредприятий.
Отраслевая структура малых предприятий в Республике Дагестан включает в себя следующие сферы:
– сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство – 32%;
– обрабатывающие производства – 19%;
– строительство – 14%;
– торговля и сфера услуг – 13%;
– операции с недвижимым имуществом – 7%.
Согласно статистическим данным наибольшее число работников малых предприятий также задействовано в сфере сельского хозяйства – 6774 чел.; обрабатывающих производств – 4046 чел.; строительства – 3895 чел.; торговли и сферы услуг – 2644 чел.; операций с недвижимым имуществом – 1935 чел.
Инвестиции в малый бизнес
Одним из важных элементов развития малого бизнеса является непосредственная финансовая помощь в эту сферу.
Инвестиции в сферу малого предпринимательства Дагестана увеличились в 2011 году по сравнению с 2010 годом и составили 3439,1 млн руб., что на 875 млн больше чем в 2010 г (см. рис.).
Учитывая то, что развитие малого предпринимательства способствует развитию всей экономики и является одним из наиболее важных факторов повышения уровня занятости, в республике также реализуются определенные мероприятия, направленные, главным образом, на государственную поддержку предпринимательства и его развития.
Принят Закон Республики Дагестан от 16 июля 2008 года № 34 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан», также приняты законы о научном обеспечении развития экономики республики, об инновационной деятельности, о государственной поддержке лизинговой деятельности, о государственной поддержке предпринимателей, реализующих свои инвестиционные проекты с использованием денежных средств кредитных организаций.
В 2005 году в республике создан и эффективно функционирует Дагестанский республиканский центр развития предпринимательства, который оказывает реальную и существенную поддержку предпринимателям. При нем действуют обучающий, маркетинговый, учетный, рекрутинговый, кадровый, консалтинговый, рекламно-информационный, оценочный, проектный центры, а также центры интернет-технологий и правовых услуг.
В 18 городах и районах Дагестана созданы информационно-аналитические центры развития предпринимательства, которые предоставляют юридическую и консультационную помощь субъектам малого и среднего бизнеса. Пять центров открыты в 2009–2010 годах. Каждый год центрами оказывается юридическая и консультационная поддержка более 1000 предпринимателям.
В 2008 году создано Дагестанское агентство по поддержке инновационного предпринимательства. За весь период работы им установлены связи с изобретателями Дагестана, также создана база данных их изобретений. На основе этих изобретений дагестанских изобретателей введены в производство пять инновационных проектов. В будущем планируется открытие инжинирингового центра и центра трансферта технологий.
Целевая программа развития малого и среднего бизнеса
В данный момент в республике функционирует республиканская целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012–2015 годы», которая утверждена Постановлением Правительства Республики Дагестан 29 декабря 2011 года № 517. Ее конечной целью являются создание благоприятной почвы для развития малого и среднего бизнеса, увеличение численности субъектов малого и среднего предпринимательства, создание рабочих мест, рост налоговых отчислений в бюджеты всех уровней, увеличение доли малого бизнеса в формировании структуры валового регионального продукта.
Для финансирования Республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012–2015 годы» предлагается использовать средства из бюджетных и внебюджетных источников, в том числе:
– средства республиканского бюджета Республики Дагестан;
– средства федерального бюджета;
– средства бюджетов муниципальных образований;
– средства, привлекаемые из иных внебюджетных источников: средства предпринимателей; средства организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (см. табл. 3).
В 2013 году объем запланированных инвестиций в сферу малого предпринимательства Дагестана составляет 1755 млн руб. Планируется увеличение этой суммы до 2133 млн руб. к 2015 году.
Таблица 3
Финансирование Республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012–2015 годы» (млн руб.)
Источники финансирования
|
Всего
|
По годам
|
|
| |||
2012
|
2013
|
2014
|
2015
|
|
| ||
Федеральный бюджет
|
4872,0
|
1020,0
|
1180,0
|
1272,0
|
1400,0
|
|
|
Республиканский бюджет Республики Дагестан
|
1218,0
|
255,0
|
295,0
|
318,0
|
350,0
|
|
|
Бюджеты муниципальных образований Республики Дагестан
|
389,0
|
76,0
|
91,0
|
102,0
|
120,0
|
|
|
Внебюджетные средства
|
837,0
|
160,0
|
189,0
|
225,0
|
263,0
|
| |
Всего
|
7316,0
|
1511,0
|
1755,0
|
1917,0
|
2133,0
|
|
|
Анализ проблем малого и среднего предпринимательства позволяет отметить, что самыми актуальными проблемами для всех предпринимателей остаются высокие ставки арендной платы, ограниченность финансовых ресурсов и сложности с процессом регистрации.
Также наличие административных барьеров по-прежнему остается серьезным препятствием развитию малого бизнеса в республике. В процессе создания и активной деятельности предприниматель сталкивается с многочисленными процедурами, требующими больших затрат времени и ресурсов. К ним относится регистрация, ликвидация, лицензирование, сертификация, оформление арендных отношений и остальные согласовательные процедуры. Также развитию предпринимательства препятствует громоздкая и неэффективная система согласований и разрешений, отсутствие координации деятельности органов надзора и контроля. Можно отметить и следующие проблемы:
– недостаточный опыт работы и невысокий уровень взаимодействия малых предприятий и организаций, отвечающих за поддержку субъектов малого предпринимательства, отсутствие полной информации о возможных способах поддержки со стороны государственных и властных структур;
– трудности, возникающие при получении необходимых помещений и оборудования. Рост арендной платы и цен на коммунальные услуги вытесняют предприятия по бытовому обслуживанию и кустарному производству из среды предпринимательства;
– наличие конкуренции со стороны производителей других регионов, где себестоимость продукции и услуг заметно ниже;
– отсутствие достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные органов государственной статистики, налоговой службы и служб городских и районных администраций значительно отличаются друг от друга.
– коррупция в органах власти и управления
В целях решения данных проблем в деятельности малого бизнеса, создания благоприятных условий для его дальнейшего развития и повышения конкурентоспособности важно решить задачи по предоставлению поддержки предприятиям малого бизнеса, а также по обеспечению и усовершенствованию инфраструктуры этой поддержки:
– совершенствование правового поля;
– повышение правовой грамотности предпринимателей;
– противодействие лишним административным барьерам;
– организацию работы телефонов «горячей линии» для предпринимателей по вопросам административных барьеров;
– создание системы стимулирования для муниципальных образований республики Дагестан по реализации мероприятий поддержки малого бизнеса на местном уровне;
– обеспечение участия предприятий малого бизнеса в конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд
– создание устойчивой, многоуровневой и взаимосвязанной системы инфраструктурной поддержки бизнеса;
– создание институтов кредитования и предоставления поручительств;
– развитие системы подготовки и переподготовки кадров и повышения их квалификации, повышение уровня предпринимательской грамотности;
– разработка и поддержка инвестиционных проектов субъектов малого бизнеса в ведущих и важных для республики отраслях;
– поддержка молодежного предпринимательства и начинающих предпринимателей;
– имущественная поддержка и развитие лизинга;
– стимулирование продвижения продукции и услуг предприятий малого предпринимательства на региональных и международных рынках.
Вывод
Для реализации предлагаемых нами в настоящей статье мероприятий требуются значительные финансовые, материальные, информационные, трудовые и другие затраты, и, конечно же, время на разработку, внедрение, апробацию и развитие методов поддержки малого бизнеса. Однако, на наш взгляд, комплексное внедрение и освоение этих и других механизмов будет способствовать не только количественному увеличению малых предприятий, но и повышению их жизнеспособности, при которой они оптимально выполняют свои социально-экономические функции.
Источники:
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2013 г. № 101 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг), для каждой категории субъектов малого предпринимательства».
3. Постановление Правительства Республики Дагестан 29 декабря 2011 года № 517 «Об утверждении республиканской целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в Республике Дагестан на 2012–2015 годы».
4. Малое и среднее предпринимательство в Респуб лике Дагестан. Стат. сб. / Дагестанстат. – М., 2011. – 319 с.
5. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru/.
6. Бизнес Дагестана. Портал поддержки предпринимательства [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://xn--80aaablegdnj0dg0cep.xn--p1ai/.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:35:17