Формирование инновационной стратегии повышения конкурентоспособности строительного предприятия

Разин М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (230), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Разин М.В. Формирование инновационной стратегии повышения конкурентоспособности строительного предприятия // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 8. – С. 104-109.

Аннотация:
В статье обоснована необходимость разработки инновационной стратегии для повышения уровня конкурентоспособности строительного предприятия. Разработана авторская модель формирования и реализации инновационной стратегии на строительных предприятиях.

Ключевые слова: инновационная стратегия, конкурентоспособность, строительное предприятие



Конкурентоспособность строительного предприятия зависит от большого количества факторов внутренней и внешней среды предприятия. Но несмотря на разнообразие факторов можно с уверенностью утверждать, что самыми важными являются те факторы, которые определяют условия формирования и реализации стратегии развития строительного предприятия.

Инновационная стратегия

В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющимся условиям внешней и внутренней среды предприятия. Разработка эффективной стратегии и повышение конкурентоспособности строительного предприятия является одной из основных задач и функций управленческого персонала.

Процесс формирования стратегии позволяет проанализировать главные конкурентные преимущества предприятия, определить потенциальные риски и угрозы для компании, разработать и реализовать эффективную стратегию развития предприятия, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятия на конкурентном рынке.

Одним из главных инструментов повышения конкурентоспособности строительного предприятия является разработка инновационной стратегии. Инновационная стратегия строительного предприятия способствует обновлению строительных машин и механизмов, используемых на предприятии, повышению эффективности технологий строительства, а так же поддержанию конкурентного уровня продукции, выпускаемой на предприятии.

Инновационная стратегия является одним из эффективных методов достижения поставленных целей предприятия, отличающиеся от других методов внедрением инновационных технологий в производство, научно-исследовательской деятельностью, разработкой патентов, лицензий и др.

Модель формирования и реализации инновационной стратегии

Для повышения конкурентоспособности строительного предприятия была разработана модель формирования и реализации инновационной стратегии на строительных предприятиях (см. рис. на с.???). Согласно этой модели, для формирования инновационной стратегии предприятия, прежде всего, нужно провести всесторонний анализ внутренней и внешней среды, а так же проанализировать инновационный потенциал самого предприятия.

Под инновационным потенциалом понимается набор средств и возможностей, с помощью которого, предприятие может эффективно внедрить новые технологии в производство. Основными такими средствами и возможностями являются:

− инфраструктурные (подразделения НИОКР, исследовательская база, лаборатории);

− интеллектуальные (патенты, лицензии, изобретения, высококвалифицированные кадры);

− финансовые (наличие финансовых средств, необходимых для производства новых или улучшенных видов продукции, услуг, технологий);

− производственно-технологические (техника, оборудование, инструментарий, технологии);

− дополнительные источники (сотрудничество с передовыми научно-исследовательскими вузами).

В зависимости от развития перечисленных сфер деятельности зависит степень готовности и эффективность внедрения инноваций в производственную деятельность строительного предприятия.

После проведения анализа внутренней и внешней среды, а также анализа инновационного потенциала предприятия, следует этап маркетингового исследования и инвестиционного анализа выбранных инноваций.

Маркетинговое исследование выбранных инноваций происходит с использованием инструментов маркетингового анализа: SWOT-анализа, PEST-анализа, матрицы McKincey и т.д. Проведение маркетингового исследования позволит ответить на важные вопросы для предприятия: каков будет спрос на рассматриваемую инновацию на конкурентном рынке? Позволит ли она увеличить долю предприятия на рынке и повысить эффективность деятельности предприятия?

Инвестиционный анализ предприятия является одним из важных этапов формирования инновационной стратегии строительного предприятия. С помощью инвестиционного анализа руководство предприятия сможет оценить рентабельность внедрения инновации в производство, срок окупаемости инвестиций, риски проекта, определить выгодные условия и методы финансирования проекта.

1

После проведения маркетингового и инвестиционного анализа выбранных инноваций, проводится этап формирования портфеля инноваций компании и формирование инновационной стратегии строительного предприятия.

Выбор инновационной стратегии зависит от многих факторов: производственного, технологического, и инновационного потенциала, вида и качества производимой продукции или услуг, рыночной конъектуры, конкурентной среды, а также от внешних факторов предприятия.

За базовую инновационную стратегию строительного предприятия можно взять классификацию инновационных стратегий, предложенную авторами: В.М. Аньшиным, В.А. Колоколовым, А.А. Дагаевым, Л.Г. Кудиновым и Н.В. Шелюбской в учебном пособии «Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития».

Согласно этой классификации все инновационные стратегии разделяются на две группы: стратегии проведения НИОКР и стратегии проведения и внедрения нововведений.

Стратегии проведения НИОКР связаны с проведением на предприятии всяческих исследований и разработок. Данные стратегии определяют характер инвестирование средств в НИОКР, взаимосвязи новых идей с существующими продуктами и процессами. К стратегиям проведения и внедрения нововведений относятся стратегии, нацеленные на использование технологических преимуществ, обновление технологии производства, вывод новых продуктов на конкурентный рынок [1].

После выбора инновационной стратегии наступает этап реализации и контроля выбранной инновационной стратегии. Контроль обеспечивает устойчивую обратную связь между процессами достижения целей и самими целями, стоящими перед предприятием.

Одним из главных этапов реализации инновационной стратегии строительного предприятия является этап оценки эффективности стратегии и, в зависимости от результатов оценки, продолжение реализации, ее корректировка, или полное изменение вида инновационной стратегии.

С помощью этапа оценки инновационной стратегии руководство предприятия может проанализировать эффективность выбранной стратегии, определить какие цели были достигнуты компанией, а какие нет. После подведения итогов может быть принято решение, как о корректировке самой стратегии, так и целей предприятия.

Вывод

Основным преимуществом разработанной модели является то, что она позволяет проанализировать все основные факторы и процессы, протекающие во внешней и внутренней среде предприятия, провести анализ инновационного потенциала строительного предприятия. Одним из самых важных этапов формирования инновационной стратегии является не только маркетинговый анализ портфеля инноваций, но и проведение инвестиционного анализа, что будет способствовать повышению эффективности при реализации выбранной инновационной стратегии развития предприятия.

Разработка инновационной стратегии является одним из основных условий конкурентоспособного развития строительного предприятия. С помощью инновационной стратегии предприятие способно внедрить новые технологии и инновации, провести продуктовую, технологическую и управленческую модернизацию производства.


Источники:

1. Аньшин В.М., Колоколов В.А., Дагаев А.А., Кудинов Л.Г. Инновационный менеджмент. Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития (3-е изд., перераб. и доп.). – М.: Дело, 2007.
2. Бирман Л.А., Кочурова Т.Б. Стратегия управления инновационными процессами. – М.: Дело АНХ, 2010. – 144 с.
3. Портер М. Конкурентная стратегия. Методика анализа отраслей конкурентов. – М.: Альпина Паблишер, 2011. – 454 с.
4. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Дело, 2005. – 448 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:25:28