Модель государственного регулирования субъектов предпринимательства в Республике Татарстан

Ахметшин Р.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 8 (230), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Ахметшин Р.М. Модель государственного регулирования субъектов предпринимательства в Республике Татарстан // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 8. – С. 62-67.

Аннотация:
В статье рассматривается современное состояние институциональной инфраструктуры малого предпринимательства на примере Республики Татарстан, выделены тенденции развития предприятия малого бизнеса и инфраструктурных элементов рынка. Основное внимание уделено анализу институциональной инфраструктуры в регионе на современном этапе своего развития, раскрыты основные элементы и их взаимосвязь. На основе анализа выделены проблемные зоны и предложены мероприятия по их преодолению.

Ключевые слова: малый бизнес, предпринимательская деятельность, государственное регулирование, Республика Татарстан, инфраструктурное обеспечение



Развитие малого предпринимательства является одним из основных условий роста эффективности экономики региона. Именно малые предприятия содействуют развитию региональной экономики, достижению оптимальной ее структуры, выработке и реализации гибкой стратегии и тактики хозяйствования, высокому качеству и оперативности принимаемых управленческих решений, развитию мощной экономической мотивации и личной ответственности за результаты производства. Управление развитием малого предпринимательства Малое предпринимательство способствует достижению оптимальной структуры экономики, и в первую очередь региональной, благодаря гибкости и способности занимать мельчайшие рыночные ниши. Оно содействует гибкой перестройке производства, росту занятости, формированию предпринимательской культуры, активной инновационной деятельности, инициирует накопление капиталов, сглаживает социальные конфликты. Одним из критических факторов, оказывающих влияние на развитие малого предпринимательства, является наличие эффективной инфраструктуры поддержки. Так, например, в Республике Татарстан доля малого бизнеса составила 25%, при этом многие мероприятия в рамках программно-целевого подхода остаются фрагментарными. Поэтому процесс инфраструктурного обеспечения развития малого предпринимательства необходимо рассматривать с позиций эффективного управления, прежде всего на уровне регионов. В этой связи существует необходимость в четком определении целевой направленности работы территориальных органов управления, в выработке системы управления развитием малого предпринимательства, позволяющей эффективно использовать ее на практике. Основой стимулирования деловой активности в региональном экономическом пространстве является инфраструктурное обеспечение предпринимательства, организованное на рыночных и / или нерыночных принципах. Региональная рыночная инфраструктура предпринимательства способствует осуществлению рыночного механизма саморегуляции. Инфраструктурное обеспечение предпринимательства, организованное на нерыночных условиях, предполагает активное взаимодействие региональных органов власти и бизнес-сообщества в целях реализации интересов участников регионального воспроизводственного процесса. Региональная институциональная инфраструктура малого предпринимательства Республики Татарстан как организационно-экономическая система, способствующая формированию благоприятных условий для повышения эффективности хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства в экономике региона, призвана выполнять следующие ключевые функции: 1) обеспечивать непрерывность воспроизводственного процесса в сфере малого бизнеса путем создания необходимых условий для ускорения процесса движения товаров, услуг и информации о них; 2) регулировать деятельность субъектов малого предпринимательства посредством формирования соответствующих институтов; 3м стимулировать деятельность субъектов малого предпринимательства через оказание поддержки в научно-технической, информационной, финансовой и других сферах. В составе региональной инфраструктуры малого предпринимательства Республики Татарстан можно выделить следующие компоненты: 1) инфраструктура региональных рынков определяется нами как организационно-экономическая система, обеспечивающая взаимодействие малых предприятий с другими хозяйствующими субъектами в региональном воспроизводственном процессе; 2) институциональная инфраструктура представляет собой систему институтов, призванных обеспечить организационно-правовые условия осуществления предпринимательской деятельности субъектов малого предпринимательства; 3). инфраструктура поддержки − организационно-экономическая система, включающая совокупность коммерческих и некоммерческих организаций, содействующих развитию хозяйственной деятельности малых предприятий в экономике региона, посредством инфраструктурного обеспечения поддержки их деятельности. Определение состава региональной инфраструктуры малого предпринимательства Республики Татарстан, а также установление связей между ее подсистемами позволяет сформировать целостное представление об ее структуре (см. рис. на с.???). Инфраструктура региональных рынков способствует взаимодействию хозяйствующих субъектов малого бизнеса с другими участниками региональной экономики на основе прямых рыночных связей, что существенно снижает трансакционные издержки. Институциональная инфраструктура регулирует организационно-правовые и организационно-экономические условия функционирования как субъектов малого предпринимательства, так и субъектов инфраструктуры поддержки. Субъекты инфраструктуры поддержки посредством обратной связи опосредуют воздействие институциональной инфраструктуры региона на организацию и развитие хозяйственной деятельности субъектов малого предпринимательства, внося вклад в формирование благоприятной деловой среды в экономике региона. «Поддержка» малого предпринимательства… В ходе осуществления хозяйственной деятельности малое предприятие сталкивается с влиянием различных факторов среды функционирования, поэтому деятельность субъектов региональной инфраструктуры поддержки малых предприятий должна быть направлена на улучшение условий внешней среды и решение проблем, возникающих во внутренней среде. Главной целью развития инфраструктурной поддержки малого предпринимательства в регионах является повышение эффективности функционирования и усиление конкурентных позиций малых предприятий на региональных рынках. Однако следует отметить, что анализ целей и направлений деятельности субъектов инфраструктуры поддержки малых предприятий Республики Татарстан позволил сделать вывод о несогласованности их действий при планировании мер поддержки. Отсутствует координация деятельности субъектов инфраструктуры при формировании инфраструктурного обеспечения поддержки субъектов малого бизнеса. 1 Анализ официальных статистических данных за 2001−2012 гг. позволяет выделить следующие ключевые тенденции в развитии малых предприятий: − рост деловой активности малых предприятий, прерванный экономическим кризисом; − устойчивость отраслевой структуры малого предпринимательства; − усиление диспропорции зонального развития малого предпринимательства (в Республике Татарстан). Основными причинами такого «успеха» является то, что в период нестабильной экономической ситуации были приняты ряд мер по поддержке отечественного предпринимательства, а именно: − кредитование субъектов малого предпринимательства коммерческими банками; − кредитование субъектов малого предпринимательства по линии кредитной программы «Российского Банка поддержки малого и среднего предпринимательства» (МСП Банк) через банки партнеры и организации инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства (лизинговые, микрофинансовые, факторинговые компании, бизнес-инкубаторы, деловые центры и т.п.); − финансирование программ поддержки малого предпринимательства через развитие гарантийных фондов в Республике Татарстан, предоставляющих поручительства и залоги за субъекты малого предпринимательства; − наличие в Республике Татарстан относительно развитой системы инфраструктурного обеспечения предпринимательской деятельности. Однако анализ системы государственного регулирования инфраструктурной поддержки малого предпринимательства в Республике Татарстан показал, что для достижения поставленной цели необходимо решение комплекса задач по совершенствованию инфраструктуры поддержки малых предприятий на региональном уровне, основными среди которых являются: 1. создание благоприятных условий для развития малых предприятий; 2. повышение эффективности механизмов финансирования малых предприятий; 3. стимулирование инновационной активности субъектов малого предпринимательства; 4. обеспечение доступности информационных ресурсов. На наш взгляд, методологической основой исследования инфраструктуры поддержки малых предприятий в экономике региона является институциональный подход, использование которого позволяет: 1. представить инфраструктуру поддержки малых предприятий в регионе как сложную институциональную систему, элементы (институты) которой в совокупности призваны способствовать повышению эффективности организации и развития бизнеса в малых формах; 2. выявить ключевые функции инфраструктурной поддержки малых предприятий в экономике региона, определяющие направления ее воздействия на развитие бизнеса, в рамках локализованной системы государственного воздействия; 3. определить структуру системы инфраструктурной поддержки хозяйственной деятельности малых предприятий как основу классификации ее состава, когда задействована только часть элементов и институтов, а когда весь инфраструктурный комплекс региона [1]. Вывод Учитывая современные состояние малого предпринимательства в Республике Татарстан, можно прийти к выводу, что дальнейшее развитие и совершенствование всей системы государственной поддержки малого предпринимательства становится ключевым фактором его успешного развития. Важность развития малого предпринимательства предполагает комплексное решение следующих проблем: − координацию деятельности всех структур государственной поддержки малого предпринимательства на региональном уровне, с целью совершенствования практики применения инфраструктурных инструментов и институтов поддержки малых предприятий в регионе; − обеспечение малого предпринимательства финансовой поддержкой адекватной его потребностям и по доступности, и по объему, и по срокам, что представляется возможным при объединении усилий, как государства, банковского сектора, так и представителей малого бизнеса; − реализацию селективного подхода в применении мер государственной поддержки субъектов малого предпринимательства в соответствии со сферой его функционирования, а именно, только обрабатывающая промышленность, включая сферу НИОКР и высокотехнологичные производства, требуют применения налоговых, финансовых мер и системы государственного заказа в первоочередном порядке.


Источники:

1. Каленская Н.В. Инфраструктурное обеспечение инновационного развития регионального промышленного комплекса. – Казань: ФЭН АН РТ, 2010. – 148 с.
2. Геращенко И.П. Эволюционный подход к понятию стратегии развития предпринимательства // Российское предпринимательство. – 2008. – № 5.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:25:57