Ценовые условия инновационного развития
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (230), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье формулируются ценовые условия инновационного развития. Проводится анализ проблемы инновационного развития с точки зрения ценовых детерминант для государств, достигших высокого уровня эффективности использования ресурсов, и отстающих стран.
Ключевые слова: инновации, инновационное развитие, экономика, ценовые условия инновационного развития
В современных условиях наиболее эффективные экономики развитых стран обеспечивают большую часть предложения инноваций и предъявляют большую часть инновационного спроса на мировом рынке. В силу факторов, определяющих ценовые детерминанты на рынке инноваций, и закона спроса они являются их чистыми экспортерами, оставляя странам, отстающим в инновационном развитии, роль импортеров.
Ценовые детерминанты спроса и предложения инноваций
Только США, Германия и некоторые другие наиболее технологически развитые страны − члены ОЭСР, выступают как экспортеры инноваций, включая передачу субъектам хозяйствования других стран патентов, лицензий, ноу-хау, разнообразных результатов научных разработок и исследований, технологического оборудования, а также отвечающих задачам инновационного развития методов передового менеджмента [3]. Импортеры же вынуждены приобретать инновационные ресурсы у зарубежных партнеров, поскольку собственные аналоги отсутствуют или имеют худшее соотношение цен и качества. Как менее эффективные, отечественные инновационные разработки, как правило, не реализуются. Они составляют избыточное, резервное предложение, функция которого − расширение и гарантия выбора для потребителей.
Проявляясь на поверхности рынка (в макро- и микроэкономических отношениях) как цены спроса (покупателей) и предложения (продавцов), ценовые детерминанты спроса и предложения инноваций оказывают воздействие на пропорции, в которых инновации соотносятся с другими применяемыми платными ресурсами и становятся объективным, политико-экономическим обстоятельством хозяйственной деятельности.
В этой связи автор считает возможным сформулировать ценовые условия инновационного развития как формы расширенного воспроизводства. Обратим внимание, что его интенсивный тип характеризуется более быстрым повышением цены труда (зарплаты, расходов на оплату единицы труда) по сравнению с ценами других факторов производства (средств производства, заемных средств, ставок аренды земли и др.), которые мы в рамках данного рассуждения обобщенно будем именовать капиталом:
где IPk и IPl − индексы соответственно цены капитала и цены труда.
Благодаря указанному соотношению цен возникает неравенство:
где MPk и MPl − соответственно предельные продукты (или предельные производительности) капитала и труда, соотношения которых с ценами этих факторов обеспечивают выгодность замены труда капиталом как более эффективным ресурсом.
Аналогичным образом можно сформулировать ценовое условие, которое должно соблюдаться, чтобы происходило инновационное развитие (модификация интенсивного типа расширенного воспроизводства, предполагающая замену инновациями обыкновенных, не инвестиционных ресурсов). Очевидно, такая замена происходит, поскольку предельная производительность инновации, соотнесенная с ее ценой, оказывается выше предельной производительности обычного ресурса, соотнесенной с ценой этого ресурса. Следовательно, для инновационного развития характерно соотношение:
где MPi и MPo − соответственно предельные производительности инновационного и обычного ресурсов, а Pi и Po − цены этих ресурсов.
Если речь идет о кардинальной смене технологий, то есть заменяющих инновациях, инновационные ресурсы должны обладать не только более высокой предельной, но и более высокой средней эффективностью. Значит, должно соблюдаться условие:
где APi и APo − соответственно средние производительности инновационного и обычного ресурсов.
По мнению автора, о завершении перехода экономики к инновационному развитию можно говорить, если соблюдаются все четыре указанных ценовых условия. Пока что они не достигнуты даже в самых передовых странах, где все еще бывают регрессивные изменения пропорций и находят применение далеко не все инновационные ресурсы.
По прихоти мирового рынка и волею конкретных собственников и менеджеров в этих странах периодически случается удешевление труда в сравнении с капиталом. Не находят применения многие экономически и социально эффективные изобретения, продолжают использоваться морально устаревшие технические средства, организационные структуры и др. Происходящее там преимущественно инновационное развитие идет как развитие на основе инноваций, но все еще по круговой траектории, без закрепления на более высоком уровне достижений и темпов этого развития.
Только будущее покажет, сумеют ли США и другие развитые страны сохранить лидерство в сфере инноваций. Нельзя исключить, что преимущество в темпах, которым обладают Китай, Индия, Бразилия и другие успешно развивающиеся государства, в перспективе позволит им перехватить лидерство и раньше создать высокоразвитую инновационную экономику.
За место в группе стран − инновационных лидеров ‑ может побороться и Россия, если обнаружит и эффективно использует свои преимущества в данной сфере. В числе основных преимуществ нашей страны отмечаются образованная рабочая сила, богатые природные ресурсы и большой размер рынка. Кроме того, к «плюсам» России относят и выгодное географическое положение [2]. Хотя все четыре страны БРИК несколько отстают от развитых стран в темпах создания «экономики знаний», все они в последнее время прикладывают значительные усилия к тому, чтобы развить комплексы генерации знаний и производство на их основе инновационной продукции, добиваются повышения ее доли в ВВП [5].
Инновационное развитие с позиций ценовых детерминант
В чем суть проблемы инновационного развития с точки зрения ценовых детерминант?
В развитых странах, достигших высокого уровня эффективности использования ресурсов, − это проблема выделения из множества предлагаемых новшеств тех, что экономически эффективны. Новшество может оказаться неэффективным, иметь соотношение предельной полезности и цены ниже или равное MPo/Po. При наличии механизмов, обеспечивающих применение новшеств (таких, как создание интегрированных структур и поддержка венчурного предпринимательства), проблема остается серьезной. Следствие того, что она не решена − огромный объем неэффективных затрат на создание и внедрение новаций, составляющих потенциал скрытой и подавленной инфляции.
Скрытая инфляция в современной экономике, при свободных ценах выражается в постепенном снижении качества товаров и услуг [1]. Оно более характерно для развитых стран Северной Америки (США и Канады) и Европы. Применению инноваций в этих регионах и по всему миру мешает скупка прав интеллектуальной собственности крупнейшими корпорациями. Они регулируют развитие науки, техники, организационных и социально-экономических отношений, блокируя невыгодные, с точки зрения частных интересов стратегических инвесторов, инновационные процессы. Результатом такой практики оказываются дисбалансы цен и качества товаров, нарушения экономического расчета в национальном, региональном и глобальном масштабах.
Подавленная инфляция (которую, по нашему мнению, важно отличать от скрытой инфляции) означает неэффективное, с социально-экономической точки зрения, распределение финансовых ресурсов. Это касается не только средств государственных бюджетов, но и финансовых активов фирм и домохозяйств.
Если распорядители направляют финансовые ресурсы на недостаточно значимые цели, игнорируя необходимость решения насущных задач экономики и общества, вступает в действие механизм кризисов и катастроф, заставляющих срочно эмитировать ликвидность для осуществления неотложных действий в количестве, значительно превосходящем неразумно потраченные денежные средств.
Из развитых стран это наиболее характерно для Японии − технологического лидера мирового хозяйства. Финансирование нововведений в «стране восходящего солнца», видимо, вышло за допустимые границы (идет обновление ради обновления, нередко, не способствующее повышению экономической эффективности), и ее экономика перешла фактически в режим «нулевого роста», столкнувшись с жесткой ограниченностью агрегированного спроса.
Для отстающих стран отбор инноваций не составляет проблему. Мировой рынок открывает перед ними множество экономически и социально эффективных нововведений, проверенных на опыте развитых стран − вторичных инноваций. Суть проблемы ценовых детерминант в отстающих странах − неплатежеспособность потенциальных потребителей инноваций.
Выделим стороны данного обстоятельства:
1. Приобретение инноваций, как форма инвестирования, требует оперативного привлечения финансовых средств − получения кредитов. При сравнительно (с развитыми странами) высоких темпах инфляции процентные ставки по кредитам нередко оказываются слишком высокими, чтобы образовать финансовый рычаг.
Применяя новшества, которые были бы экономически эффективными в передовых странах, в отстающих странах бизнес скорее понес бы потери, нежели получил выгоды.
2. Долгосрочное инвестирование в инновации или с использованием инноваций, ставшее необходимым в передовых странах, в отстающих странах является слишком рискованным и может с большой вероятностью оказаться несоразмерно дорогостоящим из-за эпизодических финансовых потрясений, приводящих к обесценению инвестиций [4].
3. Высокие риски инвестирования в отстающих странах побуждают субъектов переводить свои сбережения и капиталы в передовые страны, что еще сильнее сокращает возможности приобретения и использования инновационных ресурсов.
4. Для обеспечения взаимодействия между спросом и предложением на инновации, как показала практика, требуется целая совокупность разнообразных посредников [6]. Однако в отстающих странах такое многослойное посредничество приводит к росту издержек применения инноваций, «отжимая» в свою пользу выгоды, которые могли бы быть получены пользователями инноваций (потребительский излишек, в тех редких случаях, когда он представляет собой положительную величину).
5. Легальным инновациям предпринимательские структуры России в массе своей предпочитают проверенные механизмы оптимизации своей деятельности с использованием «теневых» отношений. Достаточно высока в теневой сфере отстающих стран и инновационная активность, поскольку позволяет теневому предпринимательству (использующему инновации бесплатно, в целях осуществления краткосрочных операций) извлекать дополнительные выгоды. Но такая инновационная активность, с точки зрения социально-экономического развития, носит негативный характер, подавляет и девальвирует нормальные, легальные формы инноваций.
Вывод
Очевидно, что политика государства должна быть направлена на нейтрализацию перечисленных негативных обстоятельств. Основываясь на опыте Китая, Индии, Бразилии и ряда других государств, можно говорить о том, что их нейтрализация может быть эффективной.
Источники:
2. The Russia Competitiveness Report 2011 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.weforum.org.
3. Инновационная модель развития национальных экономик [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.char.ru.
4. Костюкович Н.В. Рынок и государство в условиях перехода экономики в информационное состояние // Вестник Тверского государственного университета. Серия «Экономика». – 2005. – № 5 (11).
5. Стерлигов И. Инновационный потенциал стран БРИК: Индия // Ученый совет. – 2008. – № 3.
6. Золотов А.В., Буреева Н.Н., Чепьюк О.Р. Участники инновационной деятельности и формы их взаимодействия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://chaliev.ru.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:35:17