Метод клубной конвергенции при обеспечении экономической безопасности алмазопровода
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (229), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье для обеспечения экономической безопасности алмазопровода как единого целого предлагается использовать метод клубной конвергенции, позволяющий эффективно элиминировать риски его субъектов.
Ключевые слова: алмазы, алмазопровод, бриллианты, ювелирные изделия, экономическая безопасность алмазопровода, экономическая теория клубов, метод клубной конвергенции
Исследования показывают, что хозяйствующие субъекты алмазопровода (далее − субъекты), составляющие основу алмазно-бриллиантового комплекса (АБК), формируют международную производственно-рыночную систему, устойчивую к финансовым кризисам [1], что свидетельствует о достаточно высоком потенциале их экономической безопасности (ЭБ).
Один из вариантов к исследованию проблемы обеспечения ЭБ алмазопровода рассмотрен в работе [2]. В ней под ЭБ понимается «состояние защищенности экономики страны, обеспеченное функционированием нормативных, правовых и организационных институтов АБК и государственных контролирующих и надзирающих органов, минимизирующих риски и угрозы оборота путем использования системы контрольно-технических мероприятий, материальных стимулов и финансовых инструментов».
Почему обеспечение ЭБ надо изучать с привлечением экономической теории клубов?
Рассмотрим подход к решению проблемы обеспечения ЭБ алмазопровода как единого целого, в основе которого лежат мероприятия, предназначенные для предотвращения конфликтов экономических интересах субъектов, порождающих специфические риски в его структурных звеньях, элиминирование которых входит в задачи обеспечения ЭБ. Наши исследования выявили, что в основе указанных рисков лежат конфликты законодательства, конфликты целей и конфликты рыночных интересов субъектов [3]. С учетом этого при разработке мероприятий по обеспечению ЭБ предлагается рассматривать структурные звенья алмазопровода в качестве отдельных клубов («квазиклубов»), а для выработки рекомендаций по совершенствованию обеспечения ЭБ применять механизм клубной конвергенции (сближения) рыночных интересов субъектов как в сегментах алмазопровода, так и в их общих (пересекающихся) секторах. Обоснованием подхода могут служить следующие особенности функционирования алмазопровода.
На микроуровне он включает субъектов, производящих алмазы, бриллианты, ювелирные изделия и сопутствующие услуги (далее − товары и услуги) в порядке их прохождения от алмазного сырья до готовой продукции. Специфика товаров состоит в том, что они относятся к категории доверительных товаров. Это означает, что их производство не носит массового характера, а осуществляется в ограниченных объемах узким кругом профессионалов. Состав субъектов строго регламентируется родственными, династическими, многолетними корпоративными и профессиональными связями. Сделки с товарами и услугами подвергаются жесткой экспертной оценке и совершаются либо посредством личных контактов производителей и потребителей, либо с привлечением надежных посредников. На мезоуровне алмазопровод включает национальные рынки товаров и услуг. На макроуровне алмазопровод включает международные рынки сбыта бриллиантов и ювелирных изделий с соответствующими им услугами [4].
До настоящего времени в экономических исследованиях рынкам доверительных товаров уделялось мало внимания. Однако эти рынки представляют интерес, как для ученых экономистов, так и для практиков, поскольку доверительная природа товара обуславливает наличие серьезных проблем обеспечения ЭБ алмазопровода в условиях асимметрии информации.
С нашей точки зрения для субъектов алмазопровода с указанными ограничениями на их деятельность вопросы обеспечения ЭБ правомерно изучать с привлечением положений экономической теории клубов, которая является частью теории смешанных благ [5, 6]. В основе теории клубов лежит гипотеза о том, что, в отличие от потребления общественного блага, для некоторых групп людей потребление клубного блага можно исключить.
Потребление блага одним членом клуба не снижает уровня его потребления другими членами. Потребление клубного блага является неконкурентным. На полезность клубного блага оказывает влияние количество членов клуба, поэтому неконкурентность прекращается тогда, когда достигается переполнение клуба. Целями теории клубов являются определение оптимального числа членов клуба и оптимального объема предложения клубного блага.
Конвергенция законодательства национальных и международных АБК и рыночных интересов субъектов алмазопровода
Современная теория клубов учитывает конвергенцию рыночных интересов членов клуба и применяется для изучения поведения квазизакрытых сообществ типа ТНК, анклавов и регионов [7]. Поэтому на основе результатов проведенного нами анализа можно сделать следующие выводы.
Во-первых, в рамках мирового хозяйства алмазопровод можно рассматривать как товарно-финансовый конгломерат клубного типа, функционирующий в условиях конвергенции рыночных интересов субъектов алмазно-бриллиантовых производств, рынков сбыта алмазов, бриллиантов и ювелирных изделий, коммерческих банков, кредитных организаций и страховых компаний, включая прочих посредников.
Во-вторых, ЭБ структурных звеньев алмазопровода должна обеспечиваться субъектами структурных звеньев алмазопровода самостоятельно с учетом специфики сферы своей деятельности.
В-третьих, можно предположить, что обеспечение ЭБ алмазопровода как единого целого должно осуществляться за счет надсистемных организационных мероприятий, способствующих минимизации конфликта рыночных интересов субъектов алмазопровода во всех его структурных звеньях путем стимулирования конвергенции проблемных точек зрения по всему спектру вопросов, порождающих конфликты интересов.
Для обоснования данной гипотезы воспользуемся результатами работ [8, 9]. С их учетом к мероприятиям, обеспечивающим ЭБ алмазопровода, можно отнести мероприятия, которые проводятся как надзорными и регулирующими органами в структурных звеньях алмазопровода, так и государственными и саморегулируемыми организациями (правительствами, министерствами, ведомствами, профессиональными гильдиями ювелиров, комитетами и третейскими судами алмазных бирж). В процессе проведения мероприятий обеспечивается конвергенция законодательства национальных и международных АБК и рыночных интересов субъектов алмазопровода. Анализ показывает, что состав данных мероприятий должен включать следующее:
1. Разработку и совершенствование механизма квотирования товара и услуг для субъектов структурных звеньев алмазопровода в целях сглаживания их производственных и финансовых противоречий, обусловленных низким уровнем доверия к экспертам, их некомпетентностью, а также оппортунизмом коммерческих банков и пассивностью надзорных органов.
2. Совершенствование механизмов аукционной торговли квотами на производимую и реализуемую продукцию субъектов в целях адаптации рынка квот к запросам новых участников рынков и минимизации издержек входа на новые для них рынки.
3. Разработку и согласование международных правил выведения товаров и услуг, принадлежащих рынкам разных структурных звеньев алмазопровода, на смежные с этими звеньями рынки, например, алмазы на рынок бриллиантов, а бриллианты на рынок ювелирных изделий и наоборот.
4. Проведение мероприятий по урегулированию взаимных претензий субъектов структурных звеньев алмазопровода, определение штрафных санкций, реализацию механизмов состязательных и конкурентных намерений представителей финансовой инфраструктуры, обслуживающей потребности субъектов (алмазных бирж, посредников, банков и страховых компаний).
5. Внедрение единой маркетинговой политики, направленной на усиление мотивационного воздействия специфики рынков структурных звеньев алмазопровода на формирование состава новых конкурентов.
6. Дифференцирование платы за места на алмазных биржах и в сбытовых организациях с учетом цены товара, предназначенного для реализации, в целях упорядочивания состава их участников по величине капитала.
7. Совершенствование рыночных механизмов, обмен правами на производимую продукцию, включая реализацию и потребление, за счет разработки и внедрения системы типовых формальных и неформальных контрактов, учитывающих компенсацию возможных потерь договаривающихся сторон.
8. Администрирование штрафами за нарушения согласованного графика присутствия субъектов на рыночных и биржевых площадках структурных звеньев алмазопровода.
9. Администрирование политики смены бренда товара или фирмы его производителей в случае переполнения рынков структурных звеньев алмазопровода товарами с неконкурентоспособными брендами.
10. Внедрение механизма патроната (краудфандинга) более опытных сотрудников структурных звеньев алмазопровода (алмазных бирж, брокерских и дилерских компаний) над менее опытными сотрудниками в целях обмена передовым опытом ведения бизнеса с доверительными товарами.
Вывод
В условиях, когда предметом регулирования становятся не бизнес-процессы, а предлагаемые конечному потребителю доверительные товары и услуги субъектов алмазопровода, возникают трудности в обеспечении его ЭБ с использованием функционального регулирования конфликта экономических интересов субъектов. В этих условиях становится оправданным подход к рассмотрению алмазопровода в качестве товарно-финансового конгломерата, состоящего из специфических «квазиклубов».
Как показали исследования, в таких «квазиклубах» для регулирования конфликтов интересов субъектов наиболее адекватно применение метода клубной конвергенции. Примером такого подхода является создание международного института Кимберлийского процесса, предназначенного контролировать трансграничное перемещение алмазного сырья [10]. Выдвинутые нами предложения позволяют расширить практику создания международной системы институтов, обеспечивающих ЭБ алмазопровода как единого целого с использованием указанного выше метода.
Источники:
2. Бауэр В.П., Чертков А.С. Факторы рисков и угроз экономической безопасности оборота алмазов и бриллиантов в Российской Федерации // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2010. – № 20 (77).
3. Жевтило В.И. Когнитивный подход к выявлению рисков субъектов алмазопровода // Креативная экономика. – 2013. – № 4.
4. Фридман А.А., Вечерина О.П. Израиль и Индия – два полюса мирового алмазобриллиантового рынка. – М.: Наука, 2008. – 542 с.
5. Buchanan J.M. An Economic Theory of Clubs / In Readings in Microeconomics (2nd ed), ed by W. Breit and H. Hochman. – New York: Holt, Rinehart and Winston, 1971.
6. Sandier Т. and Tschirhart J.T. The Economic Theory of Clubs // Journal of Economic Literature. – 1980.
7. Дробышевский С., Луговой О., Астафьева Е. и др. Факторы экономического роста в регионах РФ. – М.: ИЭПП, 2005. – 278 с.
8. Долгин А.Б. Как нам стать договоропригодными или практическое руководство по коллективным действиям. Начала экономической теории клубов. – М.: ОГИ, 2013. – 192 с.
9. Сафронов С.Б. Финансовая конвергенция и финансовые конгломераты в мировом хозяйстве // Автореф. к-та эконом. наук. – СПб: СПбГУ, 2010. – 21 с.
10. Интерлакенская декларация от 5 ноября 2002 г. по «Схеме сертификации необработанных алмазов Кимберлийского процесса». – Швейцария: Интерлакен, 2002.
Страница обновлена: 25.11.2024 в 14:04:39