Влияние корпоративного управления на показатели эффективности компании

Костенкова Т.Ю.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 7 (229), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Костенкова Т.Ю. Влияние корпоративного управления на показатели эффективности компании // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 7. – С. 84-90.

Аннотация:
В статье рассматриваются две группы показателей, которые могут быть использованы для оценки влияния рейтинга корпоративного управления на эффективность развития компании. Автором обосновывается то, что точность расчетов на основе данных двух групп показателей недостаточна по причине невозможности учесть влияние множества факторов. Поэтому автором предлагается оценивать влияние рейтинга корпоративного управления на эффективность развития компании с использованием модели Balanced Scorecard.

Ключевые слова: корпоративное управление, система сбалансированных показателей, стоимость, эффективность, рейтинг



Вступление России в ВТО дает российским компаниям массу преимуществ в сфере построения международного бизнеса. В ходе выступления в Госдуме с отчетом о работе правительства за 2011 год, председатель правительства В.В Путин, акцентировал внимание на том, что членство в ВТО открывает возможность цивилизованно, в правовом поле отстаивать наши интересы.

Показатели влияния рейтинга на эффективность развития компании

Интересы российских компаний на международном рынке обширны, однако для эффективной интеграции в международный бизнес требуется увеличение прозрачности российских компаний, с точки зрения принципов корпоративного управления. Международным партнерам важно четко понимать с кем они имеют дело, какие задачи ставит высшее руководство, какие отношения выстроены с финансово заинтересованными лицами, насколько полно и достоверно происходит раскрытие информации о деятельности компании.

Главным ориентиром для заинтересованных лиц выступает соответствие сложившейся практики управления компанией - международным стандартам корпоративного управления, которые представляют собой организационную модель, с помощью которой компания защищает интересы своих акционеров, клиентов и инвесторов, а также реализует ответственность перед государством и общественностью.

Для оценки сложившейся практики корпоративного управления в компании на соответствие международным стандартам используется рейтинг корпоративного управления, который представляет собой независимую оценку об относительных плюсах и минусах практики корпоративного управления с точки зрения интересов заинтересованных лиц.

Влияние рейтинга корпоративного управления на эффективность развития компании изучается российскими и зарубежными авторами достаточно давно.

В зависимости от подходов, оценивающих эффективность развития компании можно выделить две группы показателей:

- показатели операционной эффективности;

- показатели стоимостной оценки.

В рамках операционных показателей, влияние рейтинга корпоративного управления может быть оценено через финансовые коэффициенты:

- рентабельность собственного капитала (Return on Equity, ROE);

- рентабельность продаж (Net Profit Margin);

- рентабельность активов (Return on Assets, ROA) [1].

Несмотря на широкое распространение исследований, посвященных изучению взаимосвязи между качеством корпоративного управления в компании и показателями ее операционной эффективности, совместное исследование Российского института директоров и Научно-учебной лаборатории корпоративных финансов ГУ-ВШЭ [3] не смогло доказать прямой зависимости влияния рейтинга корпоративного управления на операционные показатели эффективности компании.

Это можно объяснить тем, что в настоящее время высшее руководство в российских компаниях пока еще не фокусируют свои действия именно на задаче обеспечения стратегической эффективности, а решает задачи более низкого порядка. Кроме того, все корпоративные решения, принимаемые органами управления компанией, реализуются со значительной временной задержкой, поэтому объективно оценивать текущий рейтинг корпоративного управления можно только анализируя показатели эффективности, которые компания достигнет в будущем. С учетом того, что влияние рейтинга корпоративного управления сложно напрямую увязать с операционными показателями, большинство авторов, склоняются в пользу использования показателей стоимостной оценки для определения влияния рейтинга корпоративного управления на эффективность развития компании.

Стоимостная оценка основывается на концепции VBM (Value Based Management), и предполагает что корпоративное управление – это набор инструментов контроля и управления, поэтому, чем лучше контроль и эффективнее корпоративное управление, тем выше рейтинг, присваиваемый рейтинговыми агентствами и выше стоимость компании [3].

В рамках концепции VBM можно выделить следующие показатели, которые используются для оценки влияния рейтинга корпоративного управления на эффективность развития компании:

- показатель экономическая добавленная стоимость (EVA);

- показатель акционерной добавленной стоимости (SVA);

- денежная добавленная стоимость (CVA).

На основе представленных показателей формируются математические модели, которые включают различные операционные показатели, а также переменные коэффициенты, позволяющие оценить влияние рейтинга корпоративного управления на стоимость компании. Большое значение при использовании данных моделей, имеет длительность сбора данных и их достоверность.

К сожалению, в Российской Федерации проводить анализ динамики стоимости компании возможно только на небольшом временном промежутке, поэтому применение стоимостных моделей, для оценки влияния рейтинга корпоративного управления не получило пока значительного распространения. В будущем, когда российские компании накопят больше статистических данных, роль стоимостных моделей будет непременно возрастать.

По причине невозможности провести точную оценку влияния рейтинга корпоративного управления на показатели эффективности развития компании, с использованием только операционных показателей или стоимостных моделей, автором предлагается проводить оценку влияния рейтинга корпоративного управления через достижение стратегических показателей.

Повышения эффективности корпоративного управления

Выходя на международный рынок высшее руководство компании, формирует перечень стратегических целей и задач, которые планируется достигнуть через определенный временной промежуток.

Поэтому, чем выше уровень корпоративного управления (рейтинг), тем выше эффективность работы высшего руководства, следовательно, возрастает вероятность того, что компания достигнет поставленных стратегических целей на международном рынке.

Результатом достижения стратегических целей компании на международном рынке практически всегда является увеличение доходов, что в итоге отражается улучшением показателей эффективности, выраженных в операционных показателях, таких как прибыль и рентабельность. Также следует учитывать, что изменение операционных показателей происходит с задержкой по времени, поэтому исследование влияния рейтинга корпоративного управления на показатели эффективности развития компании следует изучать с учетом временного лага – минимум один год.

В целях повышения эффективности и достоверности оценки влияния рейтинга корпоративного управления на показатели эффективности российских компаний выходящих на международные рынки, автором предложено использовать альтернативные модели, которые интегрируют стратегические цели, а также финансовые и нефинансовые показатели в единую модель.

Одной из наиболее известных в настоящее время моделей, позволяющих проводить такую интеграцию показателей, является модель Р. Коплана и Д. Нортона – «Balanced Scorecard» или система сбалансированных показателей [4].

Отличительной особенностью модели «Balanced Scorecard» является поход, при котором финансовые показатели это свершившиеся события, поэтому они не используются для достижения долгосрочных задач. При таком подходе, эффективность развития компании оценивается с учетом поставленных стратегических целей, т.е. с применением принципа «где компания сейчас» и «где компания должны быть завтра».

Это позволяет связать в единую модель три ключевых фактора успеха компании:

- корпоративное управление (эффективность управления компанией);

- стратегические цели (эффективность работы компании на международном рынке);

- достижение стратегических задач (эффективность развития компании).

«Balanced Scorecard» подразумевает, что каждому уровню управления в компании разрабатываются собственные показатели эффективности, причем их количество не превышает 5-10 показателей, что позволяет высшему руководству сконцентрироваться на достижении наиболее важных из них.

Результат исследования заключается в том, что использование «Balanced Scorecard» позволит увязать в рамках единой модели все факторы, влияющие на рейтинг корпоративного управления, что позволит высшему руководству скоординировать свои действия на реализации стратегических целей и задач на основе общепринятых в мировой практике принципов корпоративного управления. В результате, высшее руководство будет ориентировано на достижение стратегических показателей, сотрудники компании ориентированы на выполнение тактических действий в рамках единой стратегической цели, что позволит формировать четкую структуру корпоративного управления и тем самым повышать рейтинг корпоративного управления, а также достигать роста операционных показателей характеризующих финансовую эффективность деятельности.

Обобщая вышесказанное автором, делается вывод, что вступление России в ВТО создает предпосылки для активной интеграции Российских компаний в международное бизнес сообщество. Однако для успешного развития на международном рынке Российские компании должны получить оценку качества корпоративного управления от международных рейтинговых компаний. Получение международного рейтинга корпоративного управления позволяет инвесторам, партнерам более доверительно относиться к Российской компании на международном рынке.

Вывод

В результате присвоения рейтинга корпоративного управления, структура управления компании строиться на основе международных принципов корпоративного управления, что позволяет привлекать дополнительные инвестиции и создает дополнительную стоимость компании. Для того чтобы оценить влияние рейтинга корпоративного управления на изменение показателей эффективности компании, в настоящее время недостаточно использование только финансовых показателей, так как спектр изменений происходящих с компанией в результате получения международной рейтинговой оценки более обширен. Для этого необходимо использовать комплексную модель, такую как «Balanced Scorecard» позволяющую изучать изменение совокупности различных факторов, в рамках стратегических целей и задач компании.


Источники:

1. Павлов В.Г. Проблемы системы корпоративного управления в Российской Федерации // Российское предпринимательство. № 8, 2006
2. Влияние качества корпоративного управления на эффективность деятельности компании. Официальный сайт Российского института Директоров. – 2007. [Электронный ресурс]. URL:http://rid.ru (Дата обращения 06.02.2013)
3. Андрющенко П.Н. Корпоративное управление и стоимость компаний // Экономика, предпринимательство и право. №4, 2011.
4. Кузнецова Л.В., Шеин В.И., Украинская И.Д. Корпоративное управление в кредитной организации: Учеб.-метод. комплекс // Инновационный проект. ГОУ ВПО «АНХ при Правительстве РФ». №5, 2007.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:16:15