Факторы и принципы оптимизации логистических бизнес-процессов кластеров строительной индустрии
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 7 (229), Апрель 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
На основе анализа особенностей институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, характера движения материального потока, а также выявления определяющей роли логистической интеграции выделены две группы факторов (положительные и отрицательные драйверы), а также группа принципов, характерных для кластеров строительной индустрии и определяющих методологические основы процесса оптимизации в кластерных образованиях за счет построения оптимальных цепей поставок. Предложенная классификация факторов и принципов может использоваться координирующими структурами кластерного развития, предприятиями-участниками кластера промышленности строительных материалов в качестве методологической базы для оптимизации логистических бизнес-процессов кластера за счет формирования оптимальных логистических схем.
Ключевые слова: оптимизации логистических бизнес-процессов, положительные и отрицательные драйверы, оптимальные логистические схемы
Одним из ключевых элементов оптимизации логистических бизнес-процессов кластера строительной индустрии является необходимость разработки методологических основ с учетом специфики развития кластера.
Особенностей создания эффективных связей
К настоящему времени разработаны методологические основы оптимизации логистических систем предприятий различных сфер деятельности, проектирования и оценки цепей поставок без учета особенностей объединения предприятий в кластерное образование для достижения совместных целей и реализации кластерных проектов в рамках обеспечения строительной деятельности необходимыми материальными ресурсами [1−12]. Поэтому разработка методологии оптимизации логистических бизнес-процессов в рамках кластера строительной индустрии является актуальной задачей повышения эффективности его функционирования.
Оптимизация логистических бизнес-процессов в кластере строительной индустрии достигается за счет формирования цепей поставок и обеспечения согласованного взаимодействия между их звеньями.
Исследование интеграционных процессов, наблюдаемых в инвестиционно-строительном комплексе, позволило выявить ряд особенностей создания эффективных производственных, логистических и экономических связей:
1. Особенности институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, выражающиеся в несогласованности действий и управленческих решений субъектов строительной отрасли, а также в наличии организационно-функциональных структур управления, сложно адаптирующихся к изменяющимся условиям внешней среды функционирования предприятий.
2. Взаимосвязь производства строительных материалов и строительного процесса определяют особенности движения материального потока, которые заключаются в необходимости совмещения стадий строительного и производственного процессов за счет гибкости параметров материального потока.
3. Пространственная разобщенность объектов строительства определяет возможность изменения направления движения материального потока в случае обеспечения нескольких объектов и необходимость применения гибких логистических решений для управления материалопотоком в условиях динамичной среды.
Особенности институциональной среды и материалопотока определяют первостепенную значимость логистической интеграции участников кластера промышленности строительных материалов для обеспечения сопряженности экономического потока.
Оптимизация логистических бизнес-процессов
Логистическая интеграция в кластере строительной индустрии проявляется на межфункциональном и межорганизационном уровнях деятельности. На уровне межфункциональной интеграции, объединение элементов бизнес-систем ведется на основе концепции интегрированной логистики, согласно которой информационные и материальные потоки между источником поставок и конечным потребителем управляются в рамках единой системы. Интегратором логистических бизнес-процессов на межорганизационном уровне является координирующее звено цепи поставок.
Таким образом, специфика институциональной среды инвестиционно-строительного комплекса, особенности материалопотока, а также определяющая роль логистической интеграции позволяют выделить две группы факторов, способствующих (положительные драйверы) и затрудняющих (отрицательные драйверы) формирование цепей поставок и оптимизацию логистических бизнес-процессов в кластерах строительной индустрии (см. рис.).
1. Высокий уровень конкуренции на рынке строительных материалов определяет первостепенную важность внедрения инновационных достижений и производственной кооперации, а также разработку и применение механизмов интеграционного логистического взаимодействия для совершенствования материального обеспечения строительной отрасли и наращивания конкурентных преимуществ предприятий в рамках кластерного образования промышленности строительных материалов.
2. Значительные резервы неиспользуемых производственных мощностей предприятий − участников кластера способствует более быстрому становлению предприятий − субконтракторов, развивает инновационный потенциал, способствует ускоренному развитию сети специализированных исполнителей кооперационных обязательств в отрасли и определяет специфику формирования цепей поставок в кластере.
3. Наличие в отрасли системы подрядных взаимоотношений также облегчает процесс обеспечения сопряженности экономического потока и формирования устойчивых цепей поставок.
4. Наличие «традиционной» схемы вертикально-интегрированных структур облегчает понимание необходимости применения логистического подхода в системе субконтрактных отношений и расширяет горизонты выбора оптимального варианта цепи поставок. Кроме того, реорганизация подобных структур в строительной отрасли увеличивает число специализированных предприятий, готовых для участия в установлении кооперационных и логистических связей в процессе производства строительных материалов.
5. Множественность субъектов строительной отрасли и производителей строительных материалов усложняет процесс выбора и согласования схем взаимодействия в системе субконтрактных отношений и делает акцент на важности логистической оптимизации в кластере строительной индустрии.
6. Продуктивная неоднородность материалопотока усложняет процесс оптимизации логистических бизнес-процессов, который определяется наличием значительного числа критериев. Однако, построение более сложных субконтрактных схем в кластере строительной индустрии, основанной на оптимизации параметров взаимодействия, определяет развитие стратегического партнерства и усиление роли кластера в экономике региона.
7. Динамика пространственной направленности материалопотока определяет необходимость формирования гибких и адаптивных логистических схем, а также предопределяют важность разработки инструментария оптимизации логистических бизнес-процессов, приемлемого для применения в различных условиях изменения движения материального потока под влиянием внутренних и внешних факторов деятельности кластера.
Оптимизация бизнес-процессов логистических систем основана на применении общих системных и логистических принципов. Однако особенности логистических бизнес-процессов кластера позволяют выделить группу принципов, характерную для кластеров в строительной индустрии и определяющих специфику процесса оптимизации в кластерных образованиях за счет построения оптимальных цепей поставок:
− принцип информационной обеспеченности, согласно которому оптимизация логистических бизнес-процессов возможна только в условиях обеспечения координации и формирования единого информационного пространства, способствующего проектированию оптимальных логистических схем, а также контролю их реализации;
− принцип повышения инновационности, согласно которому формирование цепей поставок осуществляется с условием привлечения максимально возможного числа инновационных предприятий, экспорта инноваций, усиления производственного потенциала кластера и повышения конкурентоспособности участников цепей поставок и кластерного образования в целом в рамках отрасли и региона;
− принцип интегративности определяет необходимость проектирования цепей поставок, обеспечивающих повышение уровня логистической внешней и внутренней логистической интеграции кластера за счет формирования стабильных и долгосрочных взаимосвязей между звеньями логистических цепей;
− принцип обеспечения стратегического взаимодействия, согласно которому проектируемые логистические схемы должны обеспечивать расширение долгосрочного экономического сотрудничества между участниками формируемых логистических связей, определяя рост устойчивости логистической системы кластера и снижения влияния изменяющихся факторов внутренней и внешней среды его функционирования;
− принцип расширения географической локализации, согласно которому проектируемые цепи поставок должны способствовать привлечению в деятельность кластера новых участников, располагающихся на территории локализации кластера или за его пределами, расширяя его географию и обеспечивая рост кооперационных связей между экономическими субъектами;
− принцип обеспечения развития логистической инфраструктуры, применение которого определяет привлечение и развитие деловой активности объектов логистической инфраструктуры, действующих на территории кластера, а также создает возможности образования новых объектов в процессе формирования и функционирования оптимальных логистических схем.
Вывод
Предложенная классификация принципов и факторов позволяет учитывать важные особенности институциональной среды, специфику движения материалопотока и роль межфункциональной и межорганизационной логистической интеграции в кластерном образовании строительной индустрии и может использоваться предприятиями − участниками кластера и управляющими структурами в качестве методологических основ оптимизации логистических бизнес-процессов кластера.
Источники:
2. Основные и обеспечивающие функциональные подсистемы логистики: учебник / под ред.: Б.А. Аникина, Т.А. Родкиной. – М.: Проспект, 2011. – 608 с.
3. Корпоративная логистика. 300 ответов на вопросы профессионалов / Под общ. и научн. ред. проф. В.И. Сергеева. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 976 с.
4. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок / Под ред. В.С. Лукинского. – СПб: Питер, 2004. – 316 с.
5. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие: по специальностям 080502 Экономика и упр. на предприятии трансп. и 062200 Логистика / под ред. В.С. Лукинского; Лукинский В.С. и др.. – 2-е изд. – СПб: Питер, 2007. – 447 с.
6. Макаров Е.И. Формирование и оценка логистических систем в строительстве // Экономика строительства. – 2004. – № 3.
7. Макаров Е.И. Проблемы синтеза региональных логистических систем / Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т. – Воронеж, 2004. – 135 с.
8. Миротин Л.Б. Логистика интегрированных цепочек поставок: Учебник / Л.Б. Миротин, А.Г. Некрасов. – М.: Экзамен, 2003. – 256 с.
9. Неруш Ю.М. Логистика: учеб. / 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2006. – 520 с.
10. Проценко О.Д. Логистика и управление цепями поставок – взгляд в будущее: макроэкономический аспект / О.Д. Проценко, И.О. Проценко; Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Рос. Федерации. – М.: Дело, 2012. – 191 с.
11. Семененко А.И, Сергеев В.И. Логистика: Основы теории: Учебник. – СПб: Союз, 2001. – 544 с.
12. Стаханов В.Н., Ивакин Е.К. Логистика в строительстве. – Ростов н/Д.: РИНХ, 1993. – 138 с.
Страница обновлена: 26.09.2024 в 13:44:07