Теневая экономика как системная угроза экономической безопасности региона
Скачать PDF | Загрузок: 12
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Все явления и процессы, которые оказывали деструктивное влияние на систему социально-экономических отношений в плановой экономике и стимулировавшие скрытые(неформальные) экономические отношения, характеризовались как хозяйственные преступления. В рыночной экономике их привыкли называть «теневой экономикой», «серой экономикой», «скрытая экономическая деятельность» и т.д.
Ключевые слова: экономическая безопасность, теневая экономика
Национальная экономическая безопасность является глобальной проблемой на современном этапе в условиях усиления мирохозяйственных отношений России с другими странами. Важным моментом в этих отношениях является обеспечение экономической безопасности регионов, так как, именно они и являются основными элементами системы экономики страны. Экономическая безопасность регионов – определяется совокупностью условий и факторов, показывающих состояние легальной и теневой экономики, ее устойчивость, стабильность, степень независимости и интеграции с экономикой страны.
Что делать?
Как показывают научные исследования в России, теневая экономика является признанным фактом. Причем степень распространения серой экономической деятельности достигла таких размеров, когда это существенно сказывается на таких важнейших макроэкономических показателях, как ВВП или ВНП.
По оценкам ведущих специалистов, на теневую экономику в России приходится более 45% ВВП, что составляет около 17500 млрд руб. Экономические отношения криминального характера присущи практически всем регионам в различной степени развития и со своими региональными особенностями. Системный подход к проблемам дифференциации скрытой экономической деятельности и разработке проектов по противодействию этому явлению, представляется крайне актуальной задачей современности.
В условиях кризисных ситуаций в рыночной экономике, связанных с депрессивностью регионов, повышением уровня безработицы, монополизмом крупного капитала региональными кланами, спадом производства и распадом внутреннего рынка, разрушением научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики, миграцией «умных голов», территориальной концентрацией бедности, и т.д., теневая экономика на региональном уровне приобретает черты системной угрозы подрыва социально-экономической стабильности.
В настоящее время пока еще не определены четкие позиции в противодействии налоговой и экономической преступности, коррупции. Необходимо разработать новые подходы к формированию механизмов защиты экономических интересов государства, регионов, предприятий и организаций, сферы предпринимательской деятельности. То есть, на практике необходимо эффективно использовать силы и средства правоохранительных и контрольных органов в противодействии опасной экономической деятельности, а также предупреждение новых угроз в социально-экономическом развитии региона.
О структуре нарушения целостности экономических систем
Если определить логическую связь определений «угроза» и «опасность» экономической безопасности с разрушающим процессом, то можно говорить об их взаимосвязи с явлением теневой экономики. С точки зрения системного подхода и теории систем, теневая экономика и теневые хозяйственные отношения порождаются деструктивными процессами социально-экономической системы. Иначе говоря, теневая экономика – это следствие нарушения целостности системы и недоработка проблем деструктивных противоречий. Примером сектора теневой экономики может служить деятельность крупных российских сырьевых компаний, которые, используя оффшорные схемы, отрывают финансы от производства, лишая, таким образом, воспроизводственный процесс необходимых ресурсов, и еще больше усиливают сложившийся кризис реального сектора.
Процесс нарушения целостности экономической системы с точки зрения теории экономической безопасности и теневой экономики можно проследить на основе структурного представления в соответствии с рисунком.
По мере усиления действия деструктивных факторов процесс разрушения целостности экономической системы проходит по линии:
– ущемление интересов;
– появление факторов роста и развития теневой экономики;
– усиление факторов, способствующих росту теневой экономики;
– возникновение теневой экономики в различных секторах;
– возникновение самостоятельной теневой экономической системы.
Анализируя структуру нарушения целостности, можно сделать вывод о том, что деструктивные противоречия являются источником теневой экономики. Деструктивную основу теневой экономики можно соотнести со стихийностью как усиление энтропии, хаоса в системе, что ведет к дальнейшему разрушению. И соответственно разрешение противоречий способствует восстановлению, а это, в свою очередь означает, уменьшение доли теневой экономики и укрепление экономической безопасности региона, страны. Таким образом, противодействовать теневой экономике можно только мерами, направленными на восстановление целостности экономической системы.
Если же говорить о возможности искоренения теневой экономики, то стоит отметить, что противоречия будут существовать, пока существует система, а значит предпосылки роста и развития теневой экономики заложены в самой системе [2]. Рост и развитие теневой экономики зависят от способа разрешения противоречий существования системы, которые при определенных условиях могут превратиться в деструктивные, разрушающие ее целостность.
В связи с этим, необходимо применить следующие инструменты снижения масштабов теневого сектора, позволяющие обеспечить макроэкономическую стабилизацию:
– оптимизация государственных функций;
– активизация взаимодействия государственных структур на основе разработки единой антитеневой стратегии;
– создание координационного органа, обладающего контрольной, информационной, консультативной функциями по отношению к управляемым объектам, а также законотворческой инициативой;
– применение современных технологий управления – новейшие информационные системы, методы планирования, прогнозирования и управления общественными процессами.
Вывод
Таким образом, в государственной стратегии обеспечения экономической безопасности, основными приоритетами должны быть достижение стабильного положения личности, соблюдение конституционных прав и свобод граждан, законность и законопослушание всех, включая органы государственной власти. Полученные в ходе исследования выводы также позволили определить теневую экономику как систему производственных отношений, выражающих деструктивные противоречия, которые разрушают целостность экономической системы государства.
Источники:
2. Рогозинский Е.В. Влияние теневой экономики на обеспечение экономической безопасности // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 3 (27) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:– http:// m-economy.ru/art.php?nArtId=2107.
3. Чимитова А.Б., Микульчинова Е.А. Вопросы устойчивого и безопасного развития экономики региона: Учебное пособие. – Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2007. – 216 с.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 01:23:43