Некоторые проблемы формирования деловой культуры в современной России
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 8 (44), Август 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В современной России формирование предпринимательского сектора идет достаточно быстрыми темпами. Однако, несмотря на высокий уровень образования деловых людей (80% имеют высшее образование, треть – с кандидатской степенью), – сегодня по своим нравственным установкам предпринимательская среда России неоднородна. К сожалению, преобладают те, кто ставит своей целью зарабатывание денег любыми доступными способами и в меньшинстве – предприниматели цивилизованного типа. Чтобы ситуация изменилась к лучшему, необходимо, прежде всего, повысить культуру бизнеса, сделать ее адекватной современным потребностям общества. Актуальность решения этого вопроса диктуется не только развитием рыночных структур России, задачами ее интеграции с Европейским Союзом, но и проблемой выживания самого предпринимательства в современных условиях глубокого экономического кризиса.
Ключевые слова: организационная культура, предпринимательская среда, деловая культура
В современной России формирование предпринимательского сектора идет достаточно быстрыми темпами. Однако, несмотря на высокий уровень образования деловых людей (80% имеют высшее образование, треть - с кандидатской степенью), - сегодня по своим нравственным установкам предпринимательская среда России неоднородна. К сожалению, преобладают те, кто ставит своей целью зарабатывание денег любыми доступными способами и в меньшинстве ‑ предприниматели цивилизованного типа. Чтобы ситуация изменилась к лучшему, необходимо, прежде всего, повысить культуру бизнеса, сделать ее адекватной современным потребностям общества. Актуальность решения этого вопроса диктуется не только развитием рыночных структур России, задачами ее интеграции с Европейским Союзом, но и проблемой выживания самого предпринимательства в современных условиях глубокого экономического кризиса.
Причин низкого культурного уровня деловых людей немало, но важнейшими из них являются следующие:
- нестабильность государственной экономической и социальной политики;
- сохранение прежних стереотипов, сложившихся в условиях централизованной системы управления;
- незнание собственной истории, культурных традиций прошлого делового мира России;
- отсутствие необходимых профессиональных способностей и опыта работы в цивилизованной рыночной экономике;
- незнание этики экономической деятельности, лучших современных мировых образцов социально-экономического и культурного поведения;
- недооценка культуры и неверная ориентация на исключительную достаточность профессиональных качеств;
- правовой нигилизм, незнание или невыполнение законов, что ведет к криминализации деятельности (уклонение от уплаты налогов, нецивилизованная торговля, коррупция и т. д.);
- в целом негативное общественное мнение о предпринимателе и частном бизнесе.
Что же необходимо предпринять для формирования высокой деловой культуры в России, чтобы нормой поведения современных бизнесменов стали лучшие образцы предпринимателей прошлого, когда купеческое слово было тверже капитала, а многотысячные сделки совершались под честное слово купца?
Ученые считают, что решение этих проблем требует кардинального изменения отношения к культуре предпринимательства: кодекс деловой культуры должен быть дополнен кодексом этических норм поведения в бизнесе и создан общественный механизм контроля за их соблюдением.
Следующим важным моментом является выработка глубоко продуманной системы образования и воспитания деловых людей новой ориентации, в которой учитывались бы как профессиональные качества, так и общечеловеческие (и национальные) ценности.
В последние годы ученые разработали ряд эффективных методик формирования высокой культуры предпринимателей. Среди них представляет интерес концепция подготовки деловых людей позитивной социокультурной ориентации, которая содержит следующие важнейшие элементы:
1. Обеспечение качественной оценки не только профессиональной, но и социокультурной ориентации (с помощью компьютерных методик и различных программ).
2. Разрушение негативных стереотипов прежнего поведения (с помощью специальных компьютерных методик, деловых игр, тренингов).
3. Обеспечение активного восприятия ценностных установок, адекватных рыночным отношениям (на конкретных примерах личностных качеств лидеров-бизнесменов из отечественной и зарубежной практики).
4. Социокультурная подготовка посредством:
а) обучения, переподготовки и повышения квалификации;
б) практической деятельности в собственной фирме, во время стажировок (особенно на зарубежных крупных фирмах) с целью ознакомления с позитивными стереотипами поведения западных партнеров.
5. Обеспечение активной высококультурной профессиональной деятельности формируется:
а) общим уровнем деловой культуры фирмы;
б) уровнем отношений среди сотрудников;
в) корпоративной культурой (организацией неформального общения, неофициального обмена информацией);
г) в результате использования церемоний и ритуалов, которые превращают ценности деловой культуры в повседневную практику и закрепляют гуманные манеры общения и др.
Любая фирма, организуя свою работу с персоналом, имеет дело с изложенными элементами концепции. Однако конкретное их применение зависит от установленных ценностей, уровня деловой культуры каждой отдельно взятой фирмы.
К сожалению, сегодня в России культура предпринимательства находится на низком уровне, поэтому необходимо менять подходы к решению этой проблемы и активизировать работу по формированию деловой культуры.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:47:49