Методы оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса

Жойдик А.П.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Жойдик А.П. Методы оценки корпоративной социальной ответственности бизнеса // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 6. – С. 94-98.

Аннотация:
Создание алгоритма оценки социальной ответственности является весьма не простой задачей, так как оценивать социальные явления достаточно сложно, однако можно оценить результаты деятельности организации и сопоставить их с желаемыми. Используя метод экспертных оценок можно создать систему норм и правил применения оценки для социальной ответственности бизнеса.

Ключевые слова: социальная ответственность бизнеса, методика оценки, рейтинг социальной ответственности, международные стандарты социальной ответственности



В последнее время интерес к вопросам социальной ответственности бизнеса прослеживается во многих научных работах, посвященных решению как ее теоретических вопросов. Это касается:

‑ определения корпоративной социальной ответственности (КСО);

‑ понимания социальной ответственности в бизнесе и власти;

‑ механизма функционирования социально-ответственноого бизнеса;

‑ генезиса КСО на Западе и в России;

‑ места социальной ответственности бизнеса в условиях модернизации экономики,

‑ плюсов внедрения принципов социальной ответственности бизнеса,

‑ практических сфер применения социально-ответственного бизнеса как инструмента управления рисками, оценки уровня и результатов социальной ответственности, создания национального стандарта КСО и т.д.

Уровни и показатели социальной ответственности бизнеса

Количество научных публикаций, научных конференций, посвященных социальной ответственности бизнеса, с каждым годом становится все больше как в российской, так и в мировой практике. Большим шагом в приобретении официального статуса стандарта в области социальной ответственности стало создание нормативной базы в данной области (GRI, ISO 26000). В связи с чем изучение методологических подходов к оценке уровня социальной ответственности является современным и актуальным.

Оценочные показатели или рейтинги социальной ответственности отражают уровень социальной активности организаций в рамках принятой оценочной системы. Любая система оценок социальной ответственности бизнеса представляется соотнесением социальной активности с результатами реализации основных принципов социальной ответственности в отдельной корпорации, отрасли, регионе. Исследование корпоративной социальной ответственности без определения системы показателей, отражающей характер изменений в социальной ориентации бизнеса, было бы неполным.

Чаще всего при оценке уровня социальной ответственности бизнеса применяют разделение показателей на три группы:

1. экономические показатели;

2. экологические показатели;

3. социальные показатели.

К экономическим показателям относят величину социальных инвестиций на одного работника, отношение социальных инвестиций к прибыли и т.д. В группе экологических показателей чаще всего встречаются количество случаев превышения экологических норм, количество нарушений технологических регламентов. К социальным показателям относят текучесть кадров, дефицит рабочей силы, оценку вклада предприятия в социальную сферу.

Помимо методик оценивающих количественные и качественные показатели так же существуют методики, принимающие во внимание взаимоотношения со стейкхолдерами (группами заинтересованных лиц). Одной из таких методик является оценка корпоративной социальной ответственности рейтингового агентства «Репутация», в которую входят такие разделы оценки как:

− экономическая результативность;

− организационное управление;

− экология и охрана окружающей среды;

− взаимодействие с потребителем;

− взаимодействие с обществом;

− трудовые отношения.

В ходе рейтингового обследования уровня социальной ответственности организации подлежит оценке та информация, которая характеризует протекающие процессы в организации, напрямую связанные с формированием, а также реализацией на практике политики социальной ответственностиПри составлении рейтинговых оценок в учет принимаются не отдельные разовые мероприятия, которые демонстрирующие социальную ответственность организации, а комплексное воздействие организации как целостной системы на окружающую среду и общество..

По результатам оценки уровня социальной ответственности организации применяется рейтинговая шкала, именуемая рейтинговым агентством «Репутация» «российской национальной шкалой», учитывающей общие для всех российских компаний параметры внешней среды и имеющая 6 классов рейтинга корпоративной социальной ответственности: низкий, удовлетворительный, приемлемый, высокий, наивысший [3].

Стейкхолдеры и стресс-факторы

Важнейшей составляющей рейтинговой оценки социальной ответственности организации является учет текущей деятельности организации, а не только ее мероприятий в рамках программ КСО. Методика оценки, которая используется агентством, в части терминологии базируется на международном стандарте ISO 26000 [1].

Расширение круга заинтересованных сторон при оценке КСО поможет, по нашему мнению, наиболее полно охарактеризовать взаимоотношения организации со стейкхолдерами и прогнозировать свою деятельность в направлении увеличения лояльности с ними. Из всего многообразия стейкхолдеров рассматриваются только две группы влияния, это взаимодействие с потребителем и взаимодействие с обществом. Если включать в методику оценки социальной ответственности группы заинтересованных лиц, то количество анализируемых групп необходимо расширить. Мы считаем, что при оценке уровня социальной ответственности необходимо оценивать взаимовлияние как внутренних (менеджеров, учредителей, персонал, профсоюзы), так и внешних стейкхолдеров (поставщиков, конкурентов, органы власти, потенциальных инвесторов, потребителей, местного сообщества и общественных организаций).

Сильной стороной данной методики, на наш взгляд, является то, что для формирования результирующей рейтинговой оценки социальной ответственности организации применяется система учета стресс-факторов, а так же факторов поддержки, которые включают в оценку социального воздействия и ее деловую репутацию организации. Следует признать, что это отражает современную тенденцию в области КСО, которая свидетельствует о тесном взаимовлиянии человеческого капитала, организационной культуры и социальной ответственности организации.

Данная методика интересна тем, что помимо качественных и количественных показателей при оценке уровня социальной ответственности используется оценка взаимоотношений со стейкхолдерами, а в качестве качественных показателей используются «стресс-факторы» и «факторы поддержки», однако укрупнение количественных показателей оценки в две группы, по нашему мнению, усложняет анализ и выбор альтернатив после проведения оценки.

Социальный аудит

Еще один подход, предполагающий социальный аудит к оценке социальной ответственности организации можно рассмотреть, основываясь на методике оценки социальной ответственности организации консалтинговой компании «Евроменеджмент». Оценку социальной ответственности «Евроменеджмент» предлагается проводить в два этапа:

1. Социальный аудит и подготовка корпоративной отчетности в стандарте GRI.

GRI – это «Руководство», которое предназначено для добровольного использования организациями в процессе отчетности по экономической, экологической и социальной составляющим их деятельности, продукции и услуг. Цель Руководства состоит в том, чтобы помочь организациям, публикующим отчеты, и сторонам, заинтересованным в их деятельности, выявить и осознать вклад организации в устойчивое развитие.

2. Верификация отчетности Компании по стандарту AA1000 (стандарт верификации AA1000 − стандарт оценки отчетности организации по показателям ее устойчивого развития, а также оценки лежащих в его основе процессов, систем и уровня компетентности) [2].

Данный подход предполагает включение социальной ответственности бизнеса в область социального аудита. Заслугой данной методики является то, что для оценки КСО используется информация, которая публикуется самой организацией в открытой печати. Это значительно облегчает процедуру оценки на этапе сбора информации, а также формирует на уровне корпоративной культуры потребность к публикации не только годового отчета по результатам финансово-хозяйственной деятельности, но и отчета по экологической и социальной деятельности в соответствии с международными стандартами. Однако возникают сложности, которые могут стать причиной невозможности широкого применения данной методики:

− данные международные стандарты необходимо адаптировать для условий российской действительности;

− должно пройти определенное время, для того, чтобы публикация нефинансовой отчетности стала нормой для российских организаций.

Сильной стороной данной методики, мы считаем, является то, что количественные показатели определяются по мировым стандартам отчетности, однако, данную методику, думается, возможно дополнить направлениями в области КСО в соответствии с международным современным стандартом ISO 26000, а так же стандартом взаимодействия с заинтересованными сторонами АА1000SES.

Вывод

Добиться высокого уровня объективности и универсальности методики возможно благодаря комплексности оценки показателей социальной ответственности организации как количественных (расчетных), так и качественных (экспертных), по которым проводится анализ и в дальнейшем составляется рейтинг.

Анализируя результаты количественной и качественной оценки, можно наблюдать за уровнем развития социальной ответственности организации в динамике, используя данные за определенный период времени, либо сопоставлять результаты рейтинга с организациями-конкурентами или организациями-лидерами рейтинга. По нашему мнению, наглядность и открытость формирования рейтинга должна способствовать развитию уровня социальной ответственности организации.


Источники:

1. Николаев Н.П. Проблемы и пути развития корпоративной социальной ответственности в России // Экономические стратегии. – 2012. – № 6–7.
2. Официальный сайт консалтинговой компании «Евроменеджмент» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://emd.ru.
3. Официальный сайт рейтингового агентства «Репутация» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rareputation.ru.

Страница обновлена: 05.08.2024 в 22:08:36