Формирование условий для эффективности деловых информационных услуг

Мирзабеков А.М.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья о формировании новой стратегии и рекомендациях автора по созданию в России условий для развития нового сектора деловых информационных услуг. Условия и вызовы современной экономики формируют новые более гибкие стратегии стран, основанные на поддержке и развитии деловых информационных услуг.

Ключевые слова: сервисная экономика, деловые информационные услуги, деловые услуги



Развитие «сервисной» экономики, увеличение числа занятых в данной сфере и рост экономик стран, не имеющих сырьевую базу, как результата бурного развития деловых информационных услуг активно трансформирует последние десять лет мировую экономику, формируя качественно новую мировую I-экономику (ай-экономику). Широкое внедрение разнообразных информационно-технологических платформ для оптимизации внутрифирменных бизнес-процессов сформировало системы нового класса, способствующие оптимизации межфирменных отношений и развитию продуцентных услуг.

Жизненный цикл продукта-услуги

Показательный пример подъема и продолжающегося роста «тихо-азиатских тигров» Северной Кореи, Китая и Индии восхищают, вдохновляют и самое главное заставляют G7 и сырьевые страны правильно акцентировать государственную поддержку и защиту в первую очередь на «локомотивные» или «прорывные» области экономики, науки и образования: технологические кластеры, защита интеллектуальной собственности и налоговые льготы для технологических стартапов.

Развитие деловых услуг в условиях глобализации стало естественным продолжением всеобщей компьютеризации, автоматизации бизнес-процессов, роста доступности интернет-технологий и перехода к использованию «облачных технологий» для компаний малого, среднего и высшего звена по всему миру. Это способствовало стиранию страновых различий и формированию идентичных моделей потребления по всему миру.

После мировой презентации практически любого автомобильного, технологического гаджета или софтверного продукта происходит одновременная продажа в большинстве стран первой сотни вне зависимости от удаленности от места производства или политической системы внутри страны. Это новый вызов современности, который породил ряд индексов связанных с технологичностью экономики, с восприимчивостью к инновациям, способностью к модернизации, способностью к трансформации, экономикой знаний и т.д.

Понятие «деловые услуги» помогает при оценке страны с помощью данных индексов, способности к коммерциализации и обеспечению присутствия среди первой пятерки развитых стран мира. Модель развития, основанная на инновационном прорыве, возможна только при обеспечении естественных условий для развития деловых услуг. При такой данной модели зависимость государства от финансовых и сырьевых рынков резко снижается.

При отсутствии внедрения стратегии, направленной на отказ от нефтяной составляющей, и перевода экономики на новые технологичные платформы может оставить Россию в обществе стран поставщиков сырья, таких как Венесуэла, страны Африки, Казахстан, Афганистан, Иран. Освоение новых шельфов нефти, газа, железной руды и прочих природных ископаемых (Сахалин-2, Каспийский шельф, Арктический шельф и т.д.) придаст этому процессу дополнительную скорость и необратимость сырьевого придатка после перехода точки невозврата.

Между тем страны второй волны технологического прорыва такие, как Мексика, Индонезия уже доказали, что возможен постепенный отказ от сырьевой зависимости, что резко повышает адаптивные свойства государства в динамичной мировой экономике.

Открытость деловой среды и развитие деловых информационных услуг на базе интернет-технологий ускоряет интеграционные процессы и разрушает изолированность и страновые барьеры. Этапы классического производственного цикла продукта-услуги, представленные на рисунке 1, будут более сконцентрированы в плане маркетинга (изучение потребности или генерация спроса на продукт-услугу) благодаря развитию деловых информационных услуг.

1

Оптимизация бизнес-процессов на базе программного обеспечения (ERP, PDM, SCADA, MRP, CRM, SAP, Oracle, Salesforce CRM, Google Wave и др.) позволяет повысить коммуникацию с поставщиками или координацию работы отделов, обеспечить экономию ресурсов на каждом отдельно взятом участке или в целом всего процесса производства или обслуживания.

Конвергенция деловых информационных систем

Развитие систем управления на базе деловых информационных услуг позволяет произвести оптимизацию бизнес-процессов на макроуровне. То есть, как представлено на рисунке 2, цепочки жизненных циклов будут более детализированы с точки зрения конечной потребности и потребляемых ресурсов. Более точная формализация и определение величины конечного спроса позволят аналогичным образом определить виды и себестоимость прямых затрат, а соответственно уменьшить зависимость от человеческого ресурса. Исследования, производство, продажа, сервис, утилизация будут носить высокоэффективный характер за счет конвергенции деловых информационных систем различных компаний, оказывающих друг другу деловые услуги.

2

Коммерческий интерес, побуждающий бизнес внедрять достижения информационных технологий на своих предприятиях, и техническая совместимость подобны систем позволяют государству активно способствовать подобным интеграционным процессам. Именно подобные высокоэффективные системы дадут в масштабах государства значительную экономию использования: полезных ископаемых, электроэнергетики, зависимость от иностранных источников, развитие науки, экологию, модернизацию, вскрытие теневых доходов и самое главное сбережение инвестиций для критически более важных отраслей.

Очевиден факт, что без поддержки государства ни одна компания не в состоянии профинансировать фундаментальные направления науки для обеспечения прорыва на «шестой технологический уровень». Флагманская роль государства для подачи «правильных сигналов» бизнесу позволит по западному образцу развивать у нас инновационный сектор на основе частно-государственного партнерства в различных отраслях экономики.

Именно для преодоления инновационного разрыва с развитыми странами БРИК и G7 была разработана и принята «Стратегия 2020». Если СССР по уровню вложений в НИОКР занимала третье место после США и Японии, то по данным за 2010 г. объем вложений составляет около 1,07% от ВВП, тогда как США – 2,85; Япония – 2,90; ЕС – 1,69; Китай – 1,5.

Уже работают несколько независимых государственных фондов и компаний для финансирования прорывных отраслей: Роснано, Российская венчурная компания, ВЭБ, Российский фонд технологического развития и 177 бизнес-инкубаторов. Количество стартапов исчисляется тысячами.

Конечно, пока большинство из них это копирование успешных западных проектов, но через 4–5 лет, по мнению экспертов и западных кураторов, начнется активная генерация собственных уникальных стартапов.

Отчасти это связано с устаревшими производственными фондами (75–80%), которые требуют замены на более совершенное оборудование. Информационное программное обеспечение современных производственных фондов предполагает комплексный подход и модернизацию не только оборудования, но и бизнес-процессов. Это меняет характер и производства, повышая эффективность конкретных бизнес-процессов. Полученные результаты сподвигают многие предприятия, особенно ТЭК, к модернизации предприятия в целом, а новые заводы и фабрики строить по мировым стандартам. Важное значение приобретает обучение и квалификация персонала.

Сигналы государства

Сигналы и меры государства уже понятны бизнесу, а вступление в ВТО усилило инновационное развитие и модернизацию за последние три года. Но по сравнению с крупнейшими мировыми компаниями вложения в инновации пока что более чем скромные. Так в рейтинге тысячи крупнейших компаний «Газпром» занимает 108-ое место с объемом вложений 0,6% от выручки, а «Автоваз» – 758-е место с объемом 0,8%, «Ситроникс» – 868-е место с объемом вложений 2,6%. Для сравнения компания General Motors заняла в рейтинге 2-е место с объемом вложений 4,4% или Toyota – 4-е место с объемом инвестиций 3,9%.

Таким образом, если вернутся к рисунку 2, если государство сумеет простимулировать создание и развитие онлайновых платформ деловых информационных услуг, то модернизационные и инновационные процессы станут всеобъемлющими. Каждая крупная компания, модернизируя себя, будет стимулировать модернизацию как поставщиков ресурсов или услуг, так и потребителей своей конечной продукции. Что повлечет к модернизации или инновации продуктов-услуг потребителей и созданию продуцентных продуктов-услуг.

Представляя экономику как цепочку звеньев, где каждое звено есть отдельная компания, а связующее звено представить в виде деловой информационной услуги, то получаем, что, начав постепенную замену, мы получим полностью качественно обновленную цепь на базе информационных деловых услуг. Компании, не готовые к модернизации через внедрение деловых информационных услуг, ждет постепенное закрытие. Особенно это касается компаний сферы обслуживания, т.к. если замена станков и оборудования еще позволит какое-то время быть конкурентоспособным, то компании сферы услуг должны быть более гибкими и готовыми к новым вызовам.

Только понимание значения инновационных процессов для развития деловой информационной среды как рынка деловых информационных услуг поможет нашей стране сделать экономический скачок, ликвидировать технологическое отставание, повысит прозрачность и эффективность национальной экономики. Как сказал В.В. Путин 12.10.2012 на Заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию: «Очевидно, что только через модернизацию экономики и развитие инновационных отраслей мы сможем полностью реализовать свой потенциал в области образования и науки. Преобразовать эти направления из так называемой социалки в производственные отрасли, добиться, чтобы здесь создавались значительная добавленная стоимость и качественные рабочие места.

Вывод

По мнению многих специалистов, именно новым технологиям будет принадлежать ведущая роль в преодолении стагнации и нестабильности всей глобальной экономики. История показывает, что выход из такого продолжительного и глубокого кризиса, который мы сейчас все переживаем, обычно сопровождается сменой технологического уклада, технологической парадигмы, появлением новых секторов-лидеров или передовых технологий в уже существующих отраслях. Параллельно происходит и смена стран-лидеров: получают преимущество те, кто смог обуздать новую технологическую волну» [1].


Источники:

1. В.В. Путин. Выступление на «Заседании Совета по модернизации экономики и инновационному развитию» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://президент.рф/24.10.2012.
2. «Стратегия 2020» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://2020strategy.ru/ 14.03.2012.
3. Мир в цифрах 2013 / Пер. с англ. Д. Журавлева, Н.Кононовой. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2013. – 272 с.
4. Стратегический глобальный прогноз 2030 / под. ред. акад. А.А. Дынкина / ИМЭМО РАН. – М.: Магистр, 2011. – 480 с.
5. Энгас Мэддисон. Контуры мировой экономики 1-2030 гг. Очерк по макроэкономической истории / пер. с англ. Ю. Каптуревского; под ред. О. Филаточевой. – М.: Изд. Института Гайдара, 2012. – 584 с.
6. Плейт Том. Беседы с Ли Куан Ю. Гражданин Сингапур, или как создают нации / пер. с англ. А. Ракина. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2012. – 232 с. (СКОЛКОВО).
7. Й. Шумпетер Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия / предисл. В.С. Автономова. – М.: ЭКСМО, 2007. – 864 с.
8. О' Нил, Дж. Карта роста. Будущее стран БРИК и других развивающихся рынков / пер. с англ. М. Сутормина. – М.: Альпина Бизнес Букс, Манн и Фербер, 2013. – 256 с.
9. К.К. Прахалад. М.С. Кришнан. Пространство бизнес-инноваций. Создание ценности совместно с потребителем. Переводчик Владимир Егоров. – М.: Альпина Паблишер, 2012. – 264 c.
10. А.М. Мирзабеков. Особенности сферы услуг в постиндустриальном обществе на примере социальных сетей, как среды развития деловых отношений // Креативная экономика. – 2012. – № 9 (69).
11. А.М. Мирзабеков. Интернет-технологии, как новая парадигма бизнеса // Российское предпринимательство. – 2011. – № 12 Вып. 1 (197).
12. А.М. Мирзабеков. Новый виток в мировой экономике: развитие деловых информационных услуг // Российское предпринимательство. – 2012. – № 24 (222).

Страница обновлена: 09.09.2024 в 04:57:51