Малый бизнес в условиях модернизации местного самоуправления
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 6 (228), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Утюшева Л.Д. Малый бизнес в условиях модернизации местного самоуправления // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 6. – С. 48-54.
Аннотация:
В статье рассмотрены основные аспекты, характеризующие формирование финансово-экономической самостоятельности территорий местного самоуправления. Определены основные формы и механизмы участия малого бизнеса, способствующие укреплению финансово-экономической устойчивости муниципального образования в условиях модернизации системы местного самоуправления.
Ключевые слова: малый бизнес, бюджет, местное самоуправление, муниципальный заказ, финансово-экономическая основа
Главный показатель эффективности функционирования механизма местного самоуправления в первую очередь определяется его финансово-экономическими возможностями. Последствия, вызванные проведенной реформой административной системы, сформировали фундамент для укрепления экономико-финансовой основы муниципальных образований, создания стимулов для увеличения собственной доходной базы бюджета, которые, в свою очередь, должны обеспечить процесс модернизации системы местного самоуправления, требующего повышения эффективности и качества управления местным ресурсным потенциалом. Это обуславливает необходимость исследовать, в какой форме и степени развитие малого бизнеса способствует укреплению финансово-экономической самостоятельности муниципального образования, поскольку именно малые предприятия, потребляющие местные ресурсы и реализующие свою продукцию преимущественно на местном рынке, в настоящее время выступают катализатором устойчивого развития местных территорий [1].
Муниципальное имущество
Финансово-экономическую основу местного самоуправления составляют муниципальная собственность, имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, местный бюджет и иные финансовые и прочие ресурсы, формирующиеся и использующиеся в интересах населения муниципальных образований [2].
Использование муниципального имущества малым бизнесом удовлетворяет потребность предприятий в необходимых площадях, землях, а также способствуют пополнению местного бюджета по неналоговым статьям.
В рамках управления муниципальным нежилым фондом имущественного комплекса Волгограда в целях удовлетворения потребностей местного сектора малого бизнеса и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малых предприятий, в производственных помещениях и площадях реализуются следующие меры (см. табл. 1):
− предоставление скидок на аренду помещений в размере 10%;
− уменьшение размера арендной платы на сумму расходов, потраченных арендаторами на капитальный ремонт арендуемых помещений;
− передача в безвозмездное пользование нежилых помещений сроком на 5 лет;
− передача в безвозмездное пользование нежилых помещений, не востребованных для аренды в течение 3 лет, с обязательным условием проведения работ капитального характера;
− продажа арендуемых помещений субъектами малого бизнеса на условиях рассрочки оплаты.
Таблица 1
Малый и средний бизнес в структуре управления муниципальным имущественным комплексом Волгограда за 2011 год
Муниципальный имущественный комплекс Волгограда
|
Ед. измерения
|
Значение
|
Участие малого и среднего бизнеса
|
Общая площадь муниципального нежилого фонда
|
тыс. кв. м
|
433,3
|
-
|
Передано в аренду
|
тыс. кв. м
|
251,0
|
96,2
|
В безвозмездное пользование
|
тыс. кв. м
|
61,8
|
15,7
|
Свободная площадь
|
тыс. кв. м
|
120,5
|
-
|
Средства, полученные от продажи муниципального имущества
|
млн руб.
|
412,8
|
298,3
|
Таким образом, значение малого бизнеса в управление муниципальным имущественным комплексом Волгограда способствует:
− сокращению неиспользуемых объектов муниципального имущества;
− обеспечивает пополнение доходов в городской бюджет посредством аренды помещений, договоров купли-продажи права аренды помещений, приватизации и покупки объектов муниципального имущественного комплекса;
− обеспечивает поддержание технического состояния арендуемых нежилых помещений города путем проведения работ капитального ремонта муниципальных объектов.
Муниципальный бюджет и финансы
Многие исследователи считают, что местные администрации экономически мало заинтересованы в проведении активной политики развития малого бизнеса на муниципальном уровне, поскольку существующая налоговая система и сложившиеся принципы межбюджетных отношений закрепляют крайне низкие доли федеральных налогов за муниципальным образованием, когда во всем мире большая часть налогов от малых предприятий остается на месте [4].
Если проанализировать поступление налогов за 2011 год на территории Волгограда во все уровни бюджетной системы Российской Федерации, то Волгоград в этом смысле не исключение: общая сумма налогов и сборов, собранных на территории Волгограда составила 69,3 млрд руб. (см. табл. 2), из которых поступило:
− в федеральный бюджет – 56,0% от общего объема поступлений;
− в бюджет Волгоградской области – 34,5%;
− в бюджет Волгограда – 9,5% [3].
Таблица 2
Поступление налогов и сборов на территории Волгограда
Показатели
|
Ед. измерения
|
2010
|
2011
|
Налоговые доходы, всего
|
млн руб.
|
58092,2
|
69308,3
|
Налог на прибыль организаций всего (справочно)
|
млн руб.
|
15043,1
|
14066,9
|
Налог на прибыль малых предприятий
|
млн руб.
|
682,5
|
682,9
|
Доля налога на прибыль малых предприятий от общей суммы налога на прибыль
|
%
|
4,5
|
4,9
|
В сфере формирования налоговых поступлений, связанных с ведением коммерческой деятельности на территории Волгограда вклад малых предприятий – юридических лиц значительно скромнее: учитывая, что 90% поступивших налогов и сборов перераспределяются в вышестоящие бюджеты, то в муниципальном бюджете Волгограда доход от налоговых обязательств, выплаченными малыми организациями, остается еще меньше.
С другой стороны, поступление налогов на доходы физических лиц, занятых в сфере малого бизнеса, для муниципального бюджета достаточно ощутимо (см. рис.).
Учитывая то важное обстоятельство, что по итогам 2011 года 35,5% от общей численности занятых в сфере экономики Волгограда, пришлись на занятых в сфере малого бизнеса, включая индивидуальных предпринимателей, соответственно, можно предположить, что более 30% поступления налогов на доходы физических лиц в муниципальный бюджет города обеспечивается за счет деятельности малого бизнеса [6].
Муниципальный заказ
В числе факторов, которые необходимо принимать во внимание при привлечении собственных материальных и финансовых ресурсов муниципальных образований, особенно важен такой, как муниципальный заказ, который выступает одним из способов усиления степени воздействия на экономику, служит основой не только для реализации производственных программ государственного и муниципального значения, но и подразделений реального сектора экономики, включая малые предприятия (см. табл. 3).
Таблица 3
Участие малого бизнеса в муниципальных закупках г. Волгограда
Показатель
|
2010
|
2011
|
Темп роста, %
|
Общая сумма заключенных муниципальных контрактов по результатам торгов и запроса котировок, млн руб.
|
124,0
|
151,2
|
22
|
Доля малого бизнеса в муниципальном заказе, %
|
11,6
|
12,6
|
8,6
|
Можно заключить, что на территории Волгограда процесс вовлечения субъектов малого бизнеса в проводимые процедуры муниципальных закупок протекает достаточно медленно, особенно на фоне сохранения высокой доли проведенных закупок у единственного поставщика (47,5% от общей суммы заключенных контрактов), что свидетельствуют о слаборазвитой конкурентной среде на территории Волгограда и, как следствие, снижает эффективность размещения муниципального заказа, а именно экономии бюджетных средств города.
Выводы
Обобщая итоги, необходимо отметить, что развитие малого бизнеса в системе местного самоуправления приобретает существенное значение, однако реализация его потенциала и возможностей как внутреннего ресурса территорий, способного укрепить позиции муниципального образования в отношении экономико-финансовой самостоятельности, пока ограничена и требует дополнительных мер поддержки, преимущественно со стороны местной администрации.
Источники:
2. Анимица Е.Г., Тертышный А.Т. Основы местного самоуправления: учебник. – М.: ИНФРА-М. – 2000. – 208 с.
3. Итоги социально-экономического развития Волгограда за 2011 год [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPCity/Economics2011.aspx.
4. Девяткова О.И., Коровина А.Е. Роль малого бизнеса в развитии самоуправления // ЭКО. Экономика и организация промышленного производства. – 2011. – № 8. – С. 127–131.
5. Финансовые результаты деятельности организаций малого бизнеса Волгоградской области. – Волгоград: Волгоградстат. – 2012.
6. Отчет о ходе реализации стратегического плана устойчивого развития Волгограда до 2025 года (по итогам 2011 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPCity/StrategyPlanning.aspx?id=10.
7. Показатели эффективности деятельности органов местного самоуправления городского округа город-герой Волгоград [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.volgadmin.ru/ru/MPCity/UP607.aspx?year=2011 год.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:17:33