ТЭК России и стран Центральной Азии: межгосударственный механизм развития

Станбеков Т.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (231), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Станбеков Т.А. ТЭК России и стран Центральной Азии: межгосударственный механизм развития // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 9. – С. 29-33.

Аннотация:
Рассмотрены состояние и проблемы топливно-энергетического комплекса России и стран Центральной Азии. Предложена теоретическая Схема межгосударственного развития топливно-энергетического комплекса России и стран Центральной Азии, формирование энергетического альянса России, Казахстана и Узбекистана.

Ключевые слова: экспорт, топливно-энергетический комплекс, кооперация, углеводороды, межгосударственный механизм развития, энергетический альянс



Топливно-энергетический комплекс России и стран Центральной Азии имеет определенную взаимосвязь: кооперацию, совместные проекты, транзитные схемы экспорта углеводородов. Нарушение этих связей повлечет за собой значительное снижение экономической эффективности не только в топливно-энергетическом комплексе стран, но и в регионе. Однако имеются нерешенные вопросы, в частности, несогласованность о разделении рынка энергоносителей, экспорта в третьи страны, что обуславливает создание искусственной конкурентной среды. Такое положение не выгодно для всех стран экспортеров углеводородов: России, Казахстана и Узбекистана.

Потенциал интеграции

В странах Центральной Азии как регионе имеет место противоречие использования водных и энергетических ресурсов, отсутствует действенный механизм межгосударственного сотрудничества в этой сфере. В то же время, следует отметить, что наибольшие выгоды для государств возможны при координации развития топливно-энергетического комплекса на уровне стран. Россия и страны Центральной Азии имеют большой потенциал интеграции в энергетической сфере.

В ряде научных работ экономическая интеграция рассматривается как создание ТНК и ФПГ или как международная кооперация производства. В статье она трактуется как интеграция рынков [3]. Такое понимание применимо также к топливно-энергетическому комплексу.

В настоящее время существуют разные интеграционные объединения, которые имеют разный потенциал. Так, функционирующие региональные объединения СНГ имеют разный удельный вес в основных макроэкономических показателях по Содружеству в целом. Самое весомое в СНГ (100%) – ЕЭП (ВВП 88,5%) и ЕврАзЭС (ВВП 79,0%), далее, Союзное государство Беларуси и России (71,3%), ГУУАМ (20,1%) и ЦАС (12,7%) [2].

В то же время, есть мнение, что необходимо сосредоточить усилия на всемерном укреплении и поддержке ЕврАзЭС, где создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений, реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики – энергетике и транспорте [1].

Такое положение обуславливает необходимость активизации интеграционных усилий в целом и в том числе в топливно-энергетической сфере на пространстве СНГ, Евразии. При этом, ведущая роль в этой тенденции принадлежит России, как стране с высоким энергетическим и экспортным потенциалом.

Нами предложена теоретическая схема межгосударственной координации развития топливно-энергетического комплекса России и стран Центральной Азии (см. рис. на с.???). Новизна схемы определяется комплексным подходом к:

1) развитию интеграционных объединений, в том числе Евразийского энергетического союза;

2) координации развития стратегий ТЭК;

3) обеспечению институциональных изменений.

Предложенная схема позволяет каждой стране развивать топливно-энергетический комплекс согласно особенностям структуры национальной экономики и оптимально интегрироваться в экономику региона.

Результаты

Результатами деятельности по каждому направлению является:

– углубление интеграции: формирование Евразийского энергетического союза;

– разработка отраслевых, межотраслевых и региональных программ развития топливно-энергетического комплекса стран;

– организация энергетического альянса: Россия, Казахстан, Узбекистан;

– организация водно-энергетического альянса: Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан.

1

Предпосылками формирования энергетического альянса (ЭА) России, Казахстана и Узбекистана являются следующие причины:

1. Страны являются членами «Единого экономического пространства».

2. Общность транспортной инфраструктуры: газо- и нефтепроводов между странами.

3. Возможности согласованного использования транзитных путей.

Цель энергетического альянса России, Казахстана и Узбекистана

Целью формирования энергетического альянса является обеспечение координации стратегии развития нефтяной и газовой промышленности на международном уровне. Это позволит повысить уровень экономической эффективности хозяйствующих субъектов за счет кооперации между структурными подразделениями отраслей топливно-энергетического комплекса.

Задачей ЭА является получение прибыли международными участниками альянса за счет объединения организационных, технических и экономических ресурсов.

Предприятия топливно-энергетического комплекса, которые являются членами ЭА, имеют определенные преимущества – это:

– формирование и совместное использование международных коммуникаций;

– снижение удельных затрат в общем объеме капитальных вложений;

– получение доступа на международный рынок.

Вывод

Стратегия формирования энергетического альянса России, Казахстана и Узбекистана основана на следующих выгодах:

1. Извлечение доходов за счет согласования цены на экспорт углеводородов с учетом мировых цен.

2. Освоение новых направлений и маршрутов экспорта углеводородов.

Возможны функциональные соглашения по расширению рынка, согласование экспортных позиций, формирование отраслевых и межотраслевых стратегий и др.

Реализация стратегии формирования энергетического альянса позволит снизить угрозы и риски размежевания и обособления энергетических систем стран.


Источники:

1. Андрианов В. Перспективы единого экономического пространства // Экономист. –2005. – № 12. 2. Зиядуллаев Н. СНГ: выбор стратегии развития // Экономист. – 2004. – № 11.
3. Либман А. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: институциональный аспект // Экономист. – 2005. – № 3.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:26:05