Modeling of Foreign Economic Activity and Instruments of Trade Policy of WTO in Russia
Download PDF | Downloads: 28
Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 9 / May, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
The article deals with informative-operational model of foreign economic activity and method of its application to investigate the consequences of Russia’s accession into WTO through the trade policy instruments impact on the participants of foreign economic activity.
Keywords: world trade organization, informative-operational model of foreign economic activity in Russia, trade policy instruments of WTO
Присоединение России к ВТО на приемлемых условиях – необходимый и, в целом, положительный процесс для российской экономики. Сегодня появилась возможность исследования влияния инструментов ВТО на конкретные объекты бизнеса отраслевого и регионального масштаба. В этой связи нами проведено исследование влияния инструментов ВТО на внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД в России.
Методика исследования
1. Построение информационно-операционной модели ВЭД в России.
2. Выявление с помощью модели основных инструментов международной торговой политики РФ, реализованных в различных способах и механизмах государственного регулирования ВЭД. 3.Экспертная оценка степени влияния инструментов торговой политики ВТО на процесс ВЭД.
Построение информационно-операционной модели ВЭД
Процесс внешнеэкономической деятельности в России удобно представить в виде информационно-операционной модели ( рис.). [1, 213 С.]. Центральная часть модели содержит 7 основных этапов процесса ВЭД (выделение и обозначение этапов условное), отличающихся цветом (7 цветов радуги – спектр видимой области света). Последовательность развития процесса отмечена стрелками в центре рисунка и смещением цветов от красного (этап бизнес - проекта) до фиолетового ( этап выполнения таможенных процедур). Справа и слева от центральной части модели приведены отдельные конкретные процедуры вышеуказанных этапов. Схему завершает совокупность модулей, так называемых торговых барьеров. В указанных элементах модели (этапы, процедуры и документы) реализованы основные инструменты торговой политики России и стран ее торговых партнеров [ 2 ].
Очередность выполнения этапов, их отдельных процедур, получения документов определяется конкретной ситуацией по проекту.
Краткое пояснение некоторых сокращений, применяемых в модели:
ФСТЭК – Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, НЭП – направление экспортных поставок; ФАПРИД – Федеральное агентство по правам на результаты интеллектуальной деятельности; ОРВ – озоноразрушающие вещества; ГМИ – генно-модифиированные ингредиенты; СИТЕС- международная организация – конвенция; ДТ – декларация о товаре, ТН ВЭД ТС – Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности Таможенного союза Беларусь-Казахстан-Россия; ФТС – Федеральная таможенная служба; СЕ, REACH – системы подтверждения безопасности продукции в Евросоюзе (ЕС), ИСО.
Экспертная оценка результатов исследования
Экспертная оценка позволяет оценить направленность и степень изменений процесса и их влияние на участников ВЭД от чувствительной , то есть оказывающей заметное воздействие инструментов на участников; нейтральной, тo есть оказывающая слабое воздействие, или отсутствие этого воздействия. Мы также определили знак воздействия с точки зрения производителя и потребителя конкретной продукции или услуги, а именно, положительное воздействие (+), отрицательное воздействие (-). Порядковые номера в таблице для инструментов торговой политики, имеющих стратегическое значение, дополнительно отмечены звездочкой *. В Таблице показан фрагмент нашего исследования, где приведены основные инструменты торговой политики ВТО и их воздействие на участников ВЭД.
Таблица. Основные инструменты торговой политики ВТО и их воздействие на участников ВЭД.
№
п.п. |
Инструмент
торговой политики ВТО |
Краткая характеристика
обязательства |
Степень
воздействия на участников ВЭД |
Про
изво дит- ель |
Пот
реб- ит- ель |
1*
|
“Связывание” и снижение ввозных
пошлин |
Фиксируются начальный и конечный уровни ввозных пошлин.
|
Чувствительная
|
+ / _
|
+
|
2*
|
Поддержка с/хоз.
производителя |
Уровень субсидирова-ния ограничен.
|
Чувствительная
|
_
|
+
|
3
|
Политика в области ценообразования
|
ж/д перевозкам товаров
национальный режим |
Чувствительная
|
+ |
+ |
4
|
Регистрационные
требования к участнику ВЭД |
Однократная регистрация. Национальный режим к иностранному участнику.
|
Нейтральная |
+ |
+ |
6
|
Тарифные квоты
|
Применяемые в РФ и ТС, не будут распределяться посредством аукционов.
|
Нейтральная |
+ |
+ |
7
|
Таможенные сборы
|
Не более 30 тыс. руб.
Общее снижение за элек- тронное декларирование |
Чувствительная
|
+ |
+ |
8
|
Налог на добавлен- ную стоимость.
|
Льгота по уплате НДС на
отдельные виды с/х про- дукции отменяется. |
Чувствительная
|
_ |
_ |
9
|
Таможенная стоимость товаров
|
Статья VII ГАТТ-94 за- щищает участника ВЭД
|
Чувствительная
|
+ |
+ |
10
|
Правила происхождения товаров
|
Система преференций в РФ соответствует требо-ваниям ВТО.
|
Нейтральная |
+ |
+ |
11*
|
Антидемпинговые и защитные меры
|
Предусмотрены ФЗ РФ, обязательств нет
|
Нейтральная |
+ |
+ |
12*
|
Регулирование экспорта
|
Ставки пошлин будут снижены.
|
Чувствительная для госуд. бюджета
|
_ |
_ |
14
|
Процедуры экспортного лицензирования
|
Не соответствующие ВТО будут отменены.
|
Чувствительная
|
+ |
+ |
15
|
Таможенные
формальности |
В случае несоответствия будут отменены.
|
Нейтральная
|
+ |
+ |
16
|
Технические барьеры в торговле
|
Процедуры оценки в РФ соответствуют принципам ВТО
|
Нейтральная |
+ |
+ |
17*
|
Оценка соответств ия, аккредитация
|
РФ обеспечит применение Соглашения по ТБТ.
|
Нейтральная
|
+
|
+
|
18*
|
Торговые права ИС
|
РФ обеспечит защиту прав ИС.
|
Чувствительная
|
+
|
_
|
19*
|
Политика в области торговли услугами
|
Нет доступа филиалам иностранных банков. Страховой сектор будет открыт через 8 лет.
|
Нейтральная для банков. Чувств для
страхования. |
+
_ |
+
+ |
20*
|
Свободные зоны и таможенные союзы
|
Соответствуют правилам ВТО
|
Нейтральная
|
+
|
+
|
50% из общего числа инструментов (всего рассмотрено было 58 инструментов) чувствительные инструменты составляют 40%, нейтральные 60%. Чувствительные со знаком минус для производителя – примерно 25%, для потребителя – около 8%. Не менее 50% из приведенных инструментов практически полностью введены в процесс ВЭД, как результат совершенствования законодательства России по ходу переговоров о присоединении к ВТО.
Выводы
Разработана информационно-операционная модель процесса ВЭД в России и методика ее применения для исследования последствий от присоединения России к ВТО. Проведена экспертная оценка воздействия инструментов торговой политики ВТО на основные этапы и процедуры процесса ВЭД и последствий для его участников. Установлено, что присоединение России к ВТО является более положительным, нежели нейтральным или отрицательным событием для развития ВЭД в России. Масштаб уже произведенных и тенденции предстоящих изменений в торговой политике и практике России на внешнем рынке, обусловленных влиянием инструментов ВТО, имеют стратегическое значение и предоставляют новые возможности для всех участников ВЭД.
Страница обновлена: 19.05.2025 в 14:49:41