Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 9 (231), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Остапенко Г.Ф. Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 9. – С. 16-21.
Аннотация:
В статье описывается информационно-операционная модель внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и методика ее применения, позволяющая увязать и оценить влияние инструментов торговой политики на участников ВЭД в России.
Ключевые слова: всемирная торговая организация, информационно-операционная модель ВЭД в России, инструменты торговой политики ВТО
Присоединение России к ВТО на приемлемых условиях – необходимый и, в целом, положительный процесс для российской экономики. Сегодня появилась возможность исследования влияния инструментов ВТО на конкретные объекты бизнеса отраслевого и регионального масштаба. В этой связи нами проведено исследование влияния инструментов ВТО на внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД в России.
Методика исследования
1. Построение информационно-операционной модели ВЭД в России.
2. Выявление с помощью модели основных инструментов международной торговой политики РФ, реализованных в различных способах и механизмах государственного регулирования ВЭД. 3.Экспертная оценка степени влияния инструментов торговой политики ВТО на процесс ВЭД.
Построение информационно-операционной модели ВЭД
Процесс внешнеэкономической деятельности в России удобно представить в виде информационно-операционной модели ( рис.). [1, 213 С.]. Центральная часть модели содержит 7 основных этапов процесса ВЭД (выделение и обозначение этапов условное), отличающихся цветом (7 цветов радуги – спектр видимой области света). Последовательность развития процесса отмечена стрелками в центре рисунка и смещением цветов от красного (этап бизнес - проекта) до фиолетового ( этап выполнения таможенных процедур). Справа и слева от центральной части модели приведены отдельные конкретные процедуры вышеуказанных этапов. Схему завершает совокупность модулей, так называемых торговых барьеров. В указанных элементах модели (этапы, процедуры и документы) реализованы основные инструменты торговой политики России и стран ее торговых партнеров [ 2 ].
Очередность выполнения этапов, их отдельных процедур, получения документов определяется конкретной ситуацией по проекту.
Краткое пояснение некоторых сокращений, применяемых в модели:
ФСТЭК – Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, НЭП – направление экспортных поставок; ФАПРИД – Федеральное агентство по правам на результаты интеллектуальной деятельности; ОРВ – озоноразрушающие вещества; ГМИ – генно-модифиированные ингредиенты; СИТЕС- международная организация – конвенция; ДТ – декларация о товаре, ТН ВЭД ТС – Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности Таможенного союза Беларусь-Казахстан-Россия; ФТС – Федеральная таможенная служба; СЕ, REACH – системы подтверждения безопасности продукции в Евросоюзе (ЕС), ИСО.
Экспертная оценка результатов исследования
Экспертная оценка позволяет оценить направленность и степень изменений процесса и их влияние на участников ВЭД от чувствительной , то есть оказывающей заметное воздействие инструментов на участников; нейтральной, тo есть оказывающая слабое воздействие, или отсутствие этого воздействия. Мы также определили знак воздействия с точки зрения производителя и потребителя конкретной продукции или услуги, а именно, положительное воздействие (+), отрицательное воздействие (-). Порядковые номера в таблице для инструментов торговой политики, имеющих стратегическое значение, дополнительно отмечены звездочкой *. В Таблице показан фрагмент нашего исследования, где приведены основные инструменты торговой политики ВТО и их воздействие на участников ВЭД.
Таблица. Основные инструменты торговой политики ВТО и их воздействие на участников ВЭД.
№
п.п. |
Инструмент
торговой политики ВТО |
Краткая характеристика
обязательства |
Степень
воздействия на участников ВЭД |
Про
изво дит- ель |
Пот
реб- ит- ель |
1*
|
“Связывание” и снижение ввозных
пошлин |
Фиксируются начальный и конечный уровни ввозных пошлин.
|
Чувствительная
|
+ / _
|
+
|
2*
|
Поддержка с/хоз.
производителя |
Уровень субсидирова-ния ограничен.
|
Чувствительная
|
_
|
+
|
3
|
Политика в области ценообразования
|
ж/д перевозкам товаров
национальный режим |
Чувствительная
|
+ |
+ |
4
|
Регистрационные
требования к участнику ВЭД |
Однократная регистрация. Национальный режим к иностранному участнику.
|
Нейтральная |
+ |
+ |
6
|
Тарифные квоты
|
Применяемые в РФ и ТС, не будут распределяться посредством аукционов.
|
Нейтральная |
+ |
+ |
7
|
Таможенные сборы
|
Не более 30 тыс. руб.
Общее снижение за элек- тронное декларирование |
Чувствительная
|
+ |
+ |
8
|
Налог на добавлен- ную стоимость.
|
Льгота по уплате НДС на
отдельные виды с/х про- дукции отменяется. |
Чувствительная
|
_ |
_ |
9
|
Таможенная стоимость товаров
|
Статья VII ГАТТ-94 за- щищает участника ВЭД
|
Чувствительная
|
+ |
+ |
10
|
Правила происхождения товаров
|
Система преференций в РФ соответствует требо-ваниям ВТО.
|
Нейтральная |
+ |
+ |
11*
|
Антидемпинговые и защитные меры
|
Предусмотрены ФЗ РФ, обязательств нет
|
Нейтральная |
+ |
+ |
12*
|
Регулирование экспорта
|
Ставки пошлин будут снижены.
|
Чувствительная для госуд. бюджета
|
_ |
_ |
14
|
Процедуры экспортного лицензирования
|
Не соответствующие ВТО будут отменены.
|
Чувствительная
|
+ |
+ |
15
|
Таможенные
формальности |
В случае несоответствия будут отменены.
|
Нейтральная
|
+ |
+ |
16
|
Технические барьеры в торговле
|
Процедуры оценки в РФ соответствуют принципам ВТО
|
Нейтральная |
+ |
+ |
17*
|
Оценка соответств ия, аккредитация
|
РФ обеспечит применение Соглашения по ТБТ.
|
Нейтральная
|
+
|
+
|
18*
|
Торговые права ИС
|
РФ обеспечит защиту прав ИС.
|
Чувствительная
|
+
|
_
|
19*
|
Политика в области торговли услугами
|
Нет доступа филиалам иностранных банков. Страховой сектор будет открыт через 8 лет.
|
Нейтральная для банков. Чувств для
страхования. |
+
_ |
+
+ |
20*
|
Свободные зоны и таможенные союзы
|
Соответствуют правилам ВТО
|
Нейтральная
|
+
|
+
|
50% из общего числа инструментов (всего рассмотрено было 58 инструментов) чувствительные инструменты составляют 40%, нейтральные 60%. Чувствительные со знаком минус для производителя – примерно 25%, для потребителя – около 8%. Не менее 50% из приведенных инструментов практически полностью введены в процесс ВЭД, как результат совершенствования законодательства России по ходу переговоров о присоединении к ВТО.
Выводы
Разработана информационно-операционная модель процесса ВЭД в России и методика ее применения для исследования последствий от присоединения России к ВТО. Проведена экспертная оценка воздействия инструментов торговой политики ВТО на основные этапы и процедуры процесса ВЭД и последствий для его участников. Установлено, что присоединение России к ВТО является более положительным, нежели нейтральным или отрицательным событием для развития ВЭД в России. Масштаб уже произведенных и тенденции предстоящих изменений в торговой политике и практике России на внешнем рынке, обусловленных влиянием инструментов ВТО, имеют стратегическое значение и предоставляют новые возможности для всех участников ВЭД.
Источники:
2. Зенкин И.В. Международное торговое право. – М., 2010. – 463 с.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:35:13