Моделирование внешнеэкономической деятельности и инструменты торговой политики ВТО в России

Остапенко Г.Ф.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 9 (231), Май 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье описывается информационно-операционная модель внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и методика ее применения, позволяющая увязать и оценить влияние инструментов торговой политики на участников ВЭД в России.

Ключевые слова: всемирная торговая организация, информационно-операционная модель ВЭД в России, инструменты торговой политики ВТО



Присоединение России к ВТО на приемлемых условиях – необходимый и, в целом, положительный процесс для российской экономики. Сегодня появилась возможность исследования влияния инструментов ВТО на конкретные объекты бизнеса отраслевого и регионального масштаба. В этой связи нами проведено исследование влияния инструментов ВТО на внешнеэкономическую деятельность участников ВЭД в России.

Методика исследования

1. Построение информационно-операционной модели ВЭД в России.

2. Выявление с помощью модели основных инструментов международной торговой политики РФ, реализованных в различных способах и механизмах государственного регулирования ВЭД. 3.Экспертная оценка степени влияния инструментов торговой политики ВТО на процесс ВЭД.

Построение информационно-операционной модели ВЭД

Процесс внешнеэкономической деятельности в России удобно представить в виде информационно-операционной модели ( рис.). [1, 213 С.]. Центральная часть модели содержит 7 основных этапов процесса ВЭД (выделение и обозначение этапов условное), отличающихся цветом (7 цветов радуги – спектр видимой области света). Последовательность развития процесса отмечена стрелками в центре рисунка и смещением цветов от красного (этап бизнес - проекта) до фиолетового ( этап выполнения таможенных процедур). Справа и слева от центральной части модели приведены отдельные конкретные процедуры вышеуказанных этапов. Схему завершает совокупность модулей, так называемых торговых барьеров. В указанных элементах модели (этапы, процедуры и документы) реализованы основные инструменты торговой политики России и стран ее торговых партнеров [ 2 ].

Очередность выполнения этапов, их отдельных процедур, получения документов определяется конкретной ситуацией по проекту.

1

Краткое пояснение некоторых сокращений, применяемых в модели:

ФСТЭК – Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, НЭП – направление экспортных поставок; ФАПРИД – Федеральное агентство по правам на результаты интеллектуальной деятельности; ОРВ – озоноразрушающие вещества; ГМИ – генно-модифиированные ингредиенты; СИТЕС- международная организация – конвенция; ДТ – декларация о товаре, ТН ВЭД ТС – Товарная номенклатура внешнеторговой деятельности Таможенного союза Беларусь-Казахстан-Россия; ФТС – Федеральная таможенная служба; СЕ, REACH – системы подтверждения безопасности продукции в Евросоюзе (ЕС), ИСО.

Экспертная оценка результатов исследования

Экспертная оценка позволяет оценить направленность и степень изменений процесса и их влияние на участников ВЭД от чувствительной , то есть оказывающей заметное воздействие инструментов на участников; нейтральной, тo есть оказывающая слабое воздействие, или отсутствие этого воздействия. Мы также определили знак воздействия с точки зрения производителя и потребителя конкретной продукции или услуги, а именно, положительное воздействие (+), отрицательное воздействие (-). Порядковые номера в таблице для инструментов торговой политики, имеющих стратегическое значение, дополнительно отмечены звездочкой *. В Таблице показан фрагмент нашего исследования, где приведены основные инструменты торговой политики ВТО и их воздействие на участников ВЭД.

Таблица. Основные инструменты торговой политики ВТО и их воздействие на участников ВЭД.


п.п.
Инструмент
торговой
политики
ВТО
Краткая характеристика
обязательства
Степень
воздействия на участников ВЭД
Про
изво
дит-
ель
Пот
реб-
ит-
ель
1*
“Связывание” и снижение ввозных
пошлин
Фиксируются начальный и конечный уровни ввозных пошлин.
Чувствительная
+ / _
+
2*
Поддержка с/хоз.
производителя
Уровень субсидирова-ния ограничен.
Чувствительная
_
+
3
Политика в области ценообразования
ж/д перевозкам товаров
национальный режим
Чувствительная

+

+
4
Регистрационные
требования к участнику ВЭД
Однократная регистрация. Национальный режим к иностранному участнику.

Нейтральная

+

+
6
Тарифные квоты
Применяемые в РФ и ТС, не будут распределяться посредством аукционов.

Нейтральная

+

+
7
Таможенные сборы
Не более 30 тыс. руб.
Общее снижение за элек-
тронное декларирование
Чувствительная

+

+
8
Налог на добавлен- ную стоимость.​
Льгота по уплате НДС на
отдельные виды с/х про-
дукции отменяется.
Чувствительная

_

_
9
Таможенная стоимость товаров​​
Статья VII ГАТТ-94 за- щищает участника ВЭД
Чувствительная

+

+
10
Правила происхождения ​​товаров
Система преференций в РФ соответствует требо-ваниям ВТО.

Нейтральная

+

+
11*
Антидемпинговые и защитные меры​​
Предусмотрены ФЗ РФ, обязательств нет

Нейтральная

+

+
12*
Регулирование экспорта​​
Ставки пошлин будут снижены.
Чувствительная для госуд. бюджета

_

_
14
Процедуры экспортного лицензирования
Не соответствующие ВТО будут отменены.
Чувствительная

+

+
15
Таможенные
формальности​​
В случае несоответствия будут отменены.
Нейтральная

+

+
16
Технические барьеры в торговле
Процедуры оценки в РФ соответствуют принципам ВТО

Нейтральная

+

+
17*
Оценка соответств ия, аккредитация​​
РФ обеспечит применение Соглашения по ТБТ.
Нейтральная
+
+
18*
Торговые права ИС
РФ обеспечит защиту прав ИС.
Чувствительная
+
_
19*
Политика в области торговли услугами
Нет доступа филиалам иностранных банков. Страховой сектор будет открыт через 8 лет.
Нейтральная для банков. Чувств для
страхования.
+
_
+
+
20*
Свободные зоны и таможенные союзы
Соответствуют правилам ВТО
Нейтральная
+
+
Общая характеристика результатов исследования

50% из общего числа инструментов (всего рассмотрено было 58 инструментов) чувствительные инструменты составляют 40%, нейтральные 60%. Чувствительные со знаком минус для производителя – примерно 25%, для потребителя – около 8%. Не менее 50% из приведенных инструментов практически полностью введены в процесс ВЭД, как результат совершенствования законодательства России по ходу переговоров о присоединении к ВТО.

Выводы

Разработана информационно-операционная модель процесса ВЭД в России и методика ее применения для исследования последствий от присоединения России к ВТО. Проведена экспертная оценка воздействия инструментов торговой политики ВТО на основные этапы и процедуры процесса ВЭД и последствий для его участников. Установлено, что присоединение России к ВТО является более положительным, нежели нейтральным или отрицательным событием для развития ВЭД в России. Масштаб уже произведенных и тенденции предстоящих изменений в торговой политике и практике России на внешнем рынке, обусловленных влиянием инструментов ВТО, имеют стратегическое значение и предоставляют новые возможности для всех участников ВЭД.


Источники:

1. Остапенко В., Остапенко Г. Инструменты торговой политики Всемирной Торговой Организации в российском бизнесе. Сб. научных трудов 9-ой международной научно-прикладной конференции. – Варна, 2012.
2. Зенкин И.В. Международное торговое право. – М., 2010. – 463 с.

Страница обновлена: 29.10.2024 в 02:55:13