Классификация регионов по уровню развития локальных продовольственных рынков
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (227), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Ранжируя регионы по уровню развития и взаимодействия локальных продовольственных рынков, автор условно относит их к кластерам высокого уровня, среднего и низкого. Такая градация позволяет определить, какие регионы способны сами обеспечить себя продуктами, а какие нуждаются в поставках извне. Представленная в статье классификация может быть полезна для принятия управленческих решений в области государственного регулирования продовольственных рынков.
Ключевые слова: государственное регулирование, кластерный анализ, локальный продовольственный рынок
По мере развития рыночных отношений и потребностей общества продовольственный рынок претерпел ряд изменений: усложнилась его инфраструктура, возрастает роль межрегиональных связей, меняется поведение потребителей.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показал, что для эффективного функционирования продовольственного рынка необходимо государственное регулирование. В последнее время центр принятия решений в этой области сместился на уровень регионов и объектом управления является локальный продовольственный рынок, который рассматривается как территориально обособленная часть регионального рынка, на территории которой производятся, перерабатываются и реализуются продовольственные товары. Некоторые авторы позиционируют локальный рынок как структурный элемент, не имеющий четких границ с точки зрения административно-территориального деления, наименее институционализированный, наименее формализованный относительно национального и регионального рынков [8].
Региональные продовольственные рынки
В 2012 году Россия после долгих лет переговоров вступила в ВТО, в этой связи снижение таможенных пошлин должно происходить обоснованно в течение ряда лет с возможностью адаптации и повышения конкурентоспособности отечественных производителей. Государством предпринимаются меры по минимизации негативного воздействия на экономику, в частности, правительством Республики Бурятия было подписано Постановление от 14.12.2012 № 760 об утверждении плана мероприятий по адаптации экономики и социальной сферы Республики Бурятия к условиям членства Российской Федерации в ВТО. Ряд мер, установленных в положении, имеет целью повышение конкурентоспособности местных товаропроизводителей, оказание поддержки проблемным предприятиям, повышение информированности граждан по вопросу вступления в ВТО, создание привлекательного инвестиционного климата [1].
Для российских регионов характерна неоднородность социально-экономического развития, специализации производства, плотности населения, распределения денежных доходов. Разработка эффективной стратегии государственного регулирования региональных продовольственных рынков ставит задачу выявления однородных по уровню развития территорий субъектов федерации, выделения основных тенденций формирования спроса и предложения.
Продовольственный рынок региона следует рассматривать как составную часть продовольственного рынка страны. Продовольственный рынок Республики Бурятия имеет потенциал формирования со стороны спроса [6], в 2009−2011 гг. характеризовался ростом потребления основных групп продуктов питания (от 1до 10%) несмотря на снижение производства сельскохозяйственной продукции на 15% в 2011 г. В 2011 г. увеличился оборот розничной торговли и общественного питания, произошло увеличение ввоза масла растительного (в 8 раз), масла сливочного (в 2 раза), сокращение ввоза колбасных изделий, крупы, сахара, сыров [2].
Условное деление регионов на кластеры с позиции обеспеченности продуктами питания
С целью типологии субъектов Российской Федерации по характеру развития продовольственных рынков был произведен кластерный анализ. В качестве наиболее значимых выбраны качественные показатели, характеризующие предложение, спрос и международные взаимодействия: продукция сельского хозяйства на душу населения, оборот розничной торговли на душу населения, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак на душу населения, плотность населения, уровень безработицы, среднедушевые денежные доходы населения, потребительские расходы в среднем на душу населения, доля городского населения, доля расходов на покупку продуктов питания, индекс потребительских цен на продовольственные товары, экспорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на душу населения, импорт продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья на душу населения.
Из выборки были исключены субъекты, входящие в состав других субъектов: Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Ненецкий АО и аномальные субъекты-мегаполисы г. Москва и г. Санкт-Петербург.
В 2010 году в состав кластера с высоким уровнем развития продовольственного рынка вошли 44 региона, в кластер со средним уровнем развития вошли 27 регионов, с низким уровнем развития – 7 регионов. В 2011 году распределение регионов произошло следующим образом: кластер с высоким уровнем развития включал 41 регион, со средним уровнем развития − 10 регионов, с низким уровнем развития – 27 регионов.
В 2011 г. Вологодская, Московская, Тульская, Калужская и Псковская области переместились из кластера с высоким уровнем развития в кластеры со средним и низким уровнями. Челябинская и Ульяновская области из кластера со средним уровнем развития переместились в кластер с высоким уровнем. Калининградская, Ленинградская, Липецкая, Новгородская, Владимирская, Белгородская области, Камчатский край из кластера с низким уровнем развития перешли в кластер со средним уровнем. Регионы из кластера со средним уровнем развития, в том числе Республика Бурятия, перешли в кластер с низким уровнем развития.
Регионы, относящиеся к кластерам с высоким уровнем развития, характеризуются конкурентоспособностью и экспортным потенциалом. Регионы, относящиеся к кластерам со средним уровнем развития, способны обеспечивать население продуктами питания за счет собственных ресурсов, а регионы, относящиеся к кластерам с низким уровнем развития, вынуждены ввозить продукты питания. Это деление носит условный характер, поскольку регионы отличаются специализацией производства и структурой потребления.
Поскольку Республика Бурятия в настоящее время относится к регионам, ввозящим в значительной степени продовольственные товары, характер и степень развития межрегиональных связей играют важную роль для продовольственного рынка республики. Основными регионами, осуществляющими поставки в республику продовольственных товаров, являются г. Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Челябинская, Свердловская, Самарская, Омская, Томская, Новосибирская, Иркутская области, Забайкальский, Красноярский, Алтайский края [7].
Согласно инвестиционному рейтингу регионов России за 2011−2012 гг. рейтингового агентства «Эксперт» Республика Бурятия относится к регионам с пониженным потенциалом и высокими рисками, наряду с такими регионами, как Мурманская область, Республика Дагестан, Забайкальский край. Регионами-лидерами с максимальным потенциалом и минимальными рисками являются г. Москва, г. Санкт-Петербург, Московская область, Краснодарский край, Республика Татарстан [9].
Методы государственного регулирования
Следует отметить, что большая часть регионов относится к регионам с пониженным потенциалом и умеренным риском и незначительным потенциалом и умеренным риском. Это говорит о необходимости повышения инвестиционного потенциала большинства регионов, в том числе, в части функционирования продовольственного рынка.
В условиях членства в ВТО и возрастающей открытости рынка следует отметить высокую долю импорта продовольственных продуктов, что представляет угрозу продовольственной безопасности страны. Износ основных фондов на большинстве сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий не позволяет им составлять достойную конкуренцию западным производителям. Доступ к кредитным ресурсам большинства сельскохозяйственных предприятий ограничен в силу их небольших размеров. Большую роль играют торговые посредники, повышающие наценки на продукцию по своему усмотрению. Система контроля качества продуктов питания недостаточно мотивирует производителей и нуждается в совершенствовании.
Возникает вопрос о необходимости создания эффективного механизма системного государственного регулирования экономических отношений на продовольственном рынке с учетом отмеченных особенностей по регионам.
Административные методы регулирование продовольственного рынка включают в себя: меры по антимонопольной политике, лицензированию определенных видов деятельности, контроль за соблюдением законодательства в сфере производства, оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Экономические методы направлены на поддержку местных производителей, предусматривают налоговые льготы для участников продовольственного рынка, инвестиционную адресную поддержку сельхозпроизводителей, регулирование цен на продовольственном рынке, проведение ярмарок сельскохозяйственной продукции, проведение торгов по приобретению продовольственной продукции органами управления, осуществление эффективной финансово-кредитной политики.
Ряд авторов выделяют также социальные методы: установление корректного размера минимальной заработной платы, социальных пособий, дотации и субсидий, установление стоимости потребительской корзины [4, 5].
Заслуживает внимания позиция Нуралиева С.У. по рассмотрению использования информационно-аналитических методов регулирования [3].
Вывод
Комплексное применение методов регулирования продовольственного рынка позволит повысить конкурентоспособность местных производителей продовольственных товаров, улучшить инфраструктуру продовольственного рынка региона, увеличить налоговые доходы в бюджет республики, повысить качество продукции.
В дополнение считаем важными следующие меры по обоснованию регулирования:
− развитие информационно-аналитической инфраструктуры продовольственного рынка, основными пользователями которой должны стать все участники рыночных отношений, в первую очередь производители сельскохозяйственной продукции;
− углубление аналитических и практических разработок с привлечением научных организаций в области мониторинга всех видов экономической деятельности сельского населения с учетом конъюнктурных и сезонных колебаний.
Источники:
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2012. – 990 с. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2011: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2011. – 990 с. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2010: Р32 Стат. сб. / Росстат. – М., 2010. – 996 с.
3. Нуралиев С.У. Продовольственный рынок и механизм его регулирования // «Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий». – 2012. – № 5. – С. 24–26.
4. Гомелько Т.В. Регулирование продовольственного рынка (теория, методология, практика)/ автореферат диссертации на соискание степени доктора экономических наук. – М., 2009. – 38 с.
5. Зинина Л.И., Глухова Т.В. Формирование системы регулирования регионального продовольственного рынка // Регионология. – 2010. – № 2. – С. 93–102.
6. Антохонова И.В., Никифорова О.П., Будажанаева М.Ц. Оценка потенциала формирования рынка сельскохозяйственной продукции Республики Бурятия // Вестник Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления. – 2012. – № 4 (39). – С. 111–117.
7. Аналитическая записка о состоянии продовольственного рынка Республики Бурятия за январь–декабрь 2011 года / Министерство экономики Республики Бурятия. Исп. Филиппова Н.В [Электронный ресурс]. – Режим доступа: economy.govrb.ru.
8. Цветкова Г.С. К вопросу о позиционировании локального рынка // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2010. – № 8 (114). – C. 148–153.
9. Рейтинговое агенство: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.raexpert.ru.
Страница обновлена: 12.11.2024 в 06:45:54