Концептуальные основы управления энергетической безопасностью регионов

Борталевич С.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (227), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Борталевич С.И. Концептуальные основы управления энергетической безопасностью регионов // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 5. – С. 112-117.

Аннотация:
В статье определены концептуальные и методологические основы повышения эффективности управления энергетической безопасностью регионов. Энергетическую безопасность автор рассматривает с позиции экономической безопасности, делая акцент на ее системных свойствах. Подчеркивается, что основным условием безопасности на инновационной стадии развития страны является социально-экономическая устойчивость, и в этой связи особую важность приобретает социальная ответственность субъектов в системе экономических отношений общества.

Ключевые слова: энергетическая безопасность, энергосбережение, энергоэффективность, регион, ресурсы и факторы производства



Стратегическая цель энергетической политики современной России − повышение эффективности использования природных энергоресурсов и потенциала энергетического сектора при непрерывном опережающем развитии качества и запасов энергетических ресурсов для устойчивого экономического роста и повышения уровня жизни населения [8].

До недавнего времени исследованиям энергетической безопасности на уровне субъекта федерации не уделялось достаточного внимания, а основные результаты этих исследований относились к анализу энергетической безопасности на уровне государства.

Управления энергетической безопасностью на уровне субъекта федерации

Существует ряд причин, обусловливающих актуальность разработки и совершенствования методов и моделей исследования энергетической безопасности субъектов федерации:

− возросшая регионализация экономики привела к нарушению межтерриториальных пропорций экономического развития субъектов федерации, что стало причиной возникновения депрессивных территорий. Это обстоятельство негативно повлияло на устойчивое развитие даже экономически развитых субъектов, поскольку, становясь донорами, они тем самым повышали риск возникновения угроз энергетической безопасности;

− ослабление межрегиональных связей, особенно производственных, разрушение системы межрегионального разделения труда как следствие усиления сепаратистских тенденций и разрушения административной системы управления, неизбежно повлекло за собой усиление угроз энергетической безопасности;

− реформирование электроэнергетики и административная реформа привели к смещению прав и ответственности за устойчивое состояние экономики субъектов федерации в сторону региональных органов власти, что заставляет по-новому решать проблему ответственности и за обеспечение энергетической безопасности [5].

В этой связи для субъектов федерации с учетом особенностей их экономического развития и специфики объектов управления необходимо сформировать систему управления энергетической безопасностью (СУЭнБ), современный уровень теоретической разработанности которой в настоящее время является недостаточным и фрагментарным.

Анализ и процесс разработки системы управления энергетической безопасностью субъекта федерации возможен на основе системного подхода − методологии исследования объектов как системы, что обусловлено, в первую очередь, наличием основных системообразующих свойств:

– целостности, отражающей функциональную и организационную завершенность системы;

– внутренней системности структурных элементов, выступающих в виде подсистемы;

– взаимозависимости системы и внешней среды (внешнее окружение, включающее вход в систему, ее связь с внешней средой, обратную связь и выход из системы);

– структурности как совокупности взаимосвязанных компонентов (обеспечивают процесс воздействия субъекта на объект управления, переработку входа и выхода, а также достижение целей).

Важнейшими элементами системы управления является ее динамические составляющие − внутренняя организация, их функциональность, упорядоченность взаимодействия, что, в конечном итоге, определяет целостность всей системы. Следовательно, СУЭнБ должна сама обладать динамическими свойствами, которые отражают потенциальную возможность изменения свойств системы в целом, а в случае изменения ее элементов − включение новых или исключение существующих элементов в систему, или изменение уже имеющихся функциональных свойств.

Управления энергетической безопасностью как система

Исходя из принципов построения сложных систем (структурности, иерархичности и управляемости), формирование СУЭнБ субъекта федерации необходимо начинать с выделения субъекта управления, построения его организационной структуры посредством отображения совокупности элементов и связей, а также построения иерархии, указывающей на многоступенчатость управления и упорядоченность взаимоотношений − от высшего уровня к низшему. Однако при иерархическом построении системы управления происходит децентрализация управления, причем подсистемы и элементы нижнего уровня управления отличаются наибольшей скоростью реагирования, а значит быстротой переработки поступающей информации от объекта управления, получая в свое распоряжение право принятия решений, и определенную автономность относительно друг друга. В случае же разрастания иерархической структуры возникают противоречия между целым и частным, что обусловливает необходимость установления оптимальных мер централизации и децентрализации распределения функций и задач между иерархическими уровнями системы [4].

Основными субъектами в структуре системы управления энергетической безопасностью на уровне субъекта федерации являются государственные (федеральные и региональные) и муниципальные органы власти, которые в лице исполнительных и законодательных органов осуществляют процесс управления посредством реализации конкретных функций, что обусловлено многоплановостью проблем управления энергетической безопасностью субъекта федерации, касающихся различных сфер деятельности.

Различные социально-экономические возможности регионов [1], обусловленные их историческим происхождением, а также мозаичностью природно-географических, социальных, экономических, политических, культурных и иных основ жизни населения, предопределяют формирование иной, по сравнению со стихийной регионализацией или жестким централизмом, «точечной» модели управления региональной безопасностью, как системы обеспечения устойчивого развития.

Существует множество доктринальных и легальных определений государственной и национальной безопасности, которые имеют экономическую, военную, политическую, социальную, экологическую и другую направленности.

Экономическая безопасность

Экономическая безопасность трактуется и как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, специальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов; и как «достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны, а также защищенность жизненно важных интересов личности, общества и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз» [2].

Для анализа состояния экономической безопасности большое значение имеют изучение пороговых величин, то есть предельных значений, несоблюдение которых приводит к разрушительным тенденциям. Как и во многих странах, в России проблемы внешнеэкономической безопасности начали рассматривать только тогда, когда экономика приблизилась к пороговым значениям показателей экономической безопасности, а потом и превысила их.

В этих условиях основой стратегии развития должна быть политика развития, учитывающая стратегические приоритеты, национальные интересы и сводящая к минимуму угрозы безопасности [7].

Экономическая безопасность и социально-экономическая устойчивость

Управление экономической безопасностью организуется в определенном социальном, политико-правовом, информационном и экономическом пространстве, формируемом в соответствии с конкурентной стадией развития национальной экономики.

Анализ концептуальных основ действующих в сегодня в России системы обеспечения экономической безопасности показывает, что она преимущественно ориентирована на инвестиционную стадию развития, и, соответственно, изменение структуры приоритетных экономических интересов, что вызывает необходимость пересмотра концептуальной основы экономической безопасности. Логика изменения состоит в том, что на инновационной стадии преобразования технологического базиса протекают ускоренно.

При концептуальной разработке информационной системы обеспечения безопасности целесообразно использовать кибернетический подход (в части формирования «петель» связи) и подход системного воспроизводства (в части инструментальной поддержки функционирования механизма). Это позволит оказать корректирующее воздействие на динамику отраслевой структуры российской экономики, сохраняя свойство безопасности, и переориентировать систему протекционизма при изменении характера угроз.

Таким образом, если безопасность в целом − это совокупность условий и факторов, обеспечивающих стабильность и устойчивость развития, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию, то основным условием безопасности на инновационной стадии развития является динамическая устойчивость социально-экономической системы. Неустойчивая динамика вызывает изменения структуры и среды системы, средообразующие (лимитирующие и доминирующие) факторы которой служат ориентиром в выборе способов обеспечения ее безопасности.

Выводы

Под управлением безопасностью развития социально-экономической системы можно понимать процесс упорядочения системы, отражающий максимально многомерный диалектический тип отношений между иерархичными субъект-объектными и субъект-субъектными подсистемами, влияющий на преодоление угроз безопасному развитию, предотвращение возникновения внешних и внутренних возмущений в социально-экономической системе, которые способны нарушить текущее функционирование системы или ее развитие, и проявляющийся в консолидации имеющихся целей операций и ресурсов.

Управление безопасностью развития регионов как системы предполагает, что методология ее формирования должна опираться на междисциплинарную основу − интегрированную совокупность не только системного, но и ресурсно-процессного подходов. При этом ресурсно-процессный подход позволяет представить результат управления в декомпозированном виде, то есть как совокупность различных типов ресурсов, каждый из которых может быть использован различными способами и для достижения цели управления безопасным развитием; рассматривать развитие и ресурсное обеспечение в едином комплексе.

Основой эффективного функционирования системы региональной безопасности являются:

1) управление стратегическими приоритетами развития, к которым следует отнести: стратегическую стабильность, экономический рост, науку, технологии, образование, культуру, здравоохранение, экологию живых систем, повышение качества жизни;

2) стабильность системы регионального управления и контроля ключевых активов развития (человеческий капитал, нормативные активы, материальные активы, процессы);

3) непрерывный мониторинг и анализ существующих и возможных угроз безопасности региона;

4) обоснование и проведение предупредительных мероприятий в области обеспечения региональной безопасности по областям обеспечения [11].

Управление безопасностью развития регионов должно в первую очередь учитывать социальный фактор, возможность повышения эффективности управления безопасностью развития региона за счет стимулирования государством социальной ответственности, осознания субъектами социально-экономической системы своей роли в экономических отношениях общества и обеспечения баланса интересов при достижении общих целей развития.


Источники:

1. Васильева М.В. Стратегические направления и ориентиры социально-экономического развития регионов / М.В. Васильева, А.Р. Урбанович // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 2. – С. 30–38.
2. Васильева, М.В. Концептуальная модель управления экономикой регионов // РИСК: Ресурсы. Информация. Снабжение. Конкуренция. – 2012. – № 1.
3. Васильева, М.В. Макроуровневые параметры и ориентиры реализации концепции социально – экономического развития России // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2009. – № 17. – С. 20–30.
4. Водянова В.В. Экономическая безопасность. Системное представление: монография – М.: ГУУ, 2010. – 177 с.
5. Казанин И.Ю. О показателях безопасного и устойчивого регионального развития // Экон. вест. Ростов. гос. ун-та. Том 6. – 2008. – № 3. Часть 2. – С.306–309.
6. Коршунов Л.А. Повышение экономической безопасности региона в процессе пространственных трансформаций: дис. … канд. эконом. наук. – Екатеринбург, 2011. – 355 с.
7. Петрова А.Т. Разработка методологических основ оценки качества жизни населения региона: дис. … д-ра экон. наук. – М., 2008. – 420 с.
8. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: утверждена указом Президента РФ 12.05.2009 № 537.
9. Стрельченко В.В. Региональная безопасность в Российской Федерации. – М.: РАГС, 2010. – 327 c.
10. Сухарев О.С. Анализ развития региональных систем: теоретические подходы и практические рекомендации // Экономический анализ: теория и практика. – 2011. – № 23. – С. 2–9.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:18:57