Структурно-факторный анализ тарифообразования в ЖКХ: региональный аспект

Комарова Т.Е., Беркович М.И.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (227), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье анализируются факторы, влияющие на уровень тарифов на услуги ЖКХ. Исследование проводилось по 17 регионам Центрального федерального округа РФ за 2010–2011 гг. Определены факторы, влияющие на рост тарифов, сделан вывод о необходимости проведения работы по совершенствованию методики тарифообразования на услуги ЖКХ, основанной на затратном подходе.

Ключевые слова: естественные монополии, региональный аспект, тарифы ЖКХ, предприятия жилищно-коммунального хозяйства



Жилищно-коммунальное хозяйство – сектор экономики, отличительной чертой которой является направленность производства, распределения и потребления услуг, обеспечивающих функционирование социальной и производственной сферы. Это взаимосвязанная подсистема в общей системе хозяйственного комплекса страны, которая, в свою очередь, состоит из различных структур и подсистем [1]. Функционирование предприятий данного комплекса не ориентировано на максимизацию прибыли как основной цели, так как органы власти ограничивают их в ценовой политике, защищая интересы населения. С другой стороны, существует необходимость поддержания различного уровня взаимоотношений и с поставщиками, которые обладают монополией на рынке ресурсов, и с многочисленными клиентами, представленными юридическими и физическими лицами [2]. Реформирование жилищно-коммунального комплекса, законодательные преобразования в сфере технического регулирования, административного управления направлены, в частности, на повышение эффективности предприятий ЖКХ, способных представлять качественные услуги потребителям.

Результирующим показателем их деятельности является уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства, который весьма различается по регионам страны. Поэтому представляет особый интерес исследование факторов, влияющих на уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства по субъектам федерации.

В работе представлен анализ тарифов, который проводился по их совокупности: на услуги газоснабжения (сетевым газом), электроснабжения, отопления, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения.

Региональные особенности, влияющие на уровень тарифов

В качестве факторов приняты показатели, отражающие региональные особенности социально-экономического и технико-эксплуатационного характера, объединенные в три условные группы:

1) площадь региона, численность населения, среднедушевые денежные доходы населения;

2) показатели, характеризующие состояние инфраструктуры, в частности, износ основных фондов, протяженность сетей, ввод в действие жилых домов, уровень оснащения жилых помещений коммуникациями, количество энергоустановок и уровень потерь тепловой энергии;

3) показатели интенсивности потребления ресурсов как ресурсоснабжающими организациями, так и регионами в целом.

Для оценки влияния рассматриваемых факторов на уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства был применен универсальный вид статистического исследования – корреляционно-регрессионный анализ. Он является наиболее адекватным, поскольку корреляционный анализ позволяет установить, ассоциированы ли наборы данных по величине. Линейный регрессионный анализ заключается в подборе графика для набора наблюдений с помощью метода наименьших квадратов и используется для выявления воздействия на отдельную зависимую переменную значений независимых переменных.

В качестве объекта исследования принята совокупность тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства 17 субъектов Центрального федерального округа РФ за 2010−2011 гг. – Белгородской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Калужской, Костромской, Курской, Липецкой, Московской, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской областей.

Каждый из расчетных коэффициентов корреляции сопоставлен с его критическим значением, которое для рассматриваемой выборки составило 0,296 при коэффициенте значимости 0,1, что позволяет утверждать с вероятностью 90% о наличии значимой связи между рассматриваемыми совокупностями данных.

Оценка влияния факторов на уровень тарифов

Общая площадь региона оказывает существенное влияние только на один из рассмотренных тарифов, а именно на тариф на водоотведение – коэффициент корреляции составил 0,505. Зависимость прямая, то есть увеличение площади сопровождается ростом тарифа.

Также выявлена прямая зависимость между уровнем тарифов и численностью населения. Влияние на тариф, установленный для населения на электроснабжения в домах с газовыми плитами, составляет 0,607, в домах с электроплитами – 0,570, на тариф, установленный для населения на горячее водоснабжение – 0,364, на водоотведение – 0,352.

Уровень среднедушевых доходов населения в среднем за год влияет на тарифы, установленные для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами, с электроплитами, тариф, установленный для населения на водоотведение (коэффициенты корреляции соответственно составили 0,532, 0,568, 0,322), что, в частности, объясняется повышенным вниманием органов регионального управления к данному вопросу.

Уровню потребления электроэнергии в регионе прямо пропорциональна величина тарифов, установленных для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами (0,594) и с электроплитами (0,578), а также тарифов, установленных для населения на горячее водоснабжение (0,325) и водоотведение (0,393).

Расход электроэнергии на весь объем произведенных ресурсов в организациях коммунального комплекса, отпускающих воду населению, также имеет взаимосвязь с тарифами. С уровнем тарифа, установленного для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами, коэффициент корреляции составил 0,617, в домах с электроплитами – 0,595, с тарифом на горячее водоснабжение – 0,376, в то время как существенной связи с тарифом на холодное водоснабжение не выявлено – 0,213.

Расход электроэнергии на весь объем произведенных ресурсов в организациях коммунального комплекса, осуществляющих централизованный отвод сточных вод от населения взаимосвязан с тарифом на водоотведение – 0,318, с тарифами на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,638 и с электроплитами – 0,601, с тарифом на горячее водоснабжение – 0,361.

Величина отпуска воды связана с ростом тарифа, установленного для населения на горячее водоснабжение – 0,385, и водоотведение – 0,321. Отпуск тепловой энергии влияет на уровень тарифа, установленного для населения на горячее водоснабжение – 0,419.

Износ основных фондов также является одним из факторов, влияющих на уровень тарифов. По организациям, осуществляющим управление эксплуатацией жилого фонда, выявлена прямая взаимосвязь с уровнем тарифа на горячее водоснабжение – 0,579 и тарифа на газоснабжение сетевым газом – 0,455. Износ основных фондов организаций, осуществляющих производство, передачу и распределение пара и горячей воды (тепловой энергии) связан с тарифом на горячее водоснабжение – 0,586.

Ввод в действие жилых домов влечет за собой увеличение общей площади и оказывает влияние на тариф, установленный для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,607, с электроплитами – 0,581, на тариф на горячее водоснабжение – 0,350, на водоотведение – 0,369.

В ходе исследования выявлено, что уровень оснащения жилых помещений отоплением, горячим водоснабжением, водопроводом и водоотведением не оказывают существенного влияния на уровень тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства.

Увеличение степени оснащения напольными электроплитами влияет на рост тарифов на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,401, с электроплитами – 0,463, а рост процента оснащения газом снижает эти величины -0,535 и -0,538 соответственно.

Протяженность водопроводных сетей слабо связана с тарифом на холодное водоснабжение, протяженность канализационных сетей оказывает влияние на тариф на водоотведение – 0,328. Увеличение протяженности тепловых и паровых сетей умеренно влияет на увеличение тарифа на горячее водоснабжение – 0,424.

Увеличение потерь тепловой энергии приводит к росту тарифов, установленных для населения на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,647, с электроплитами – 0,607, а также тарифа на горячее водоснабжение – 0,392. При этом рост числа котлов (энергоустановок) приводит к уменьшению тарифа на газоснабжения сетевым газом – 0,366 и росту тарифов на электроснабжение в домах с газовыми плитами – 0,524 и росту тарифа на горячее водоснабжение – 0,348.

Итоги исследования в обобщенном виде представлены в табл.

Таблица

Степень влияния факторов на уровень тарифов на жилищно-коммунальные услуги в регионах ЦФО

1

Выводы

Таким образом, рассмотренные факторы оказывают неодинаковое влияние на уровень тарифов на услуги ЖКХ в регионах. Особого внимания заслуживает анализ тарифов на электроснабжение, установленных для населения, поскольку затраты на электроэнергию являются наиболее весомыми в деятельности предприятий жилищно-коммунального комплекса и влияют на уровень всех других тарифов. В частности, забор и очистка воды – чрезвычайно энергоемкое производство (в г. Костроме доля затрат на электроэнергию в общих издержках муниципального предприятия «Водоканал» в 2010 году составила 28,9%, по водоотведению удельный вес энергозатрат в общем объеме расходов почти 20%).

Поскольку большинство предприятий жилищно-коммунального хозяйства является естественными монополиями, то для них должен реализоваться эффект масштаба в снижении издержек предоставления услуг каждому дополнительному потребителю, а в действительности наблюдается обратная ситуация, когда при увеличении объектов обслуживания нередко происходит рост тарифов.

Представляется целесообразным, наряду с проведением комплекса организационно-экономических мероприятий, проводить работу по усовершенствованию методики тарифообразования на услуги жилищно-коммунального хозяйства, основанную на затратном подходе.


Источники:

1. Беркович М.И. Системный подход к исследованию жилищно-коммунального хозяйства: постановка проблемы / М.И. Беркович, Т.Е. Комарова // Сборник материалов всероссийской научно-практической конференции. Экономическое развитие России, проблемы и перспективы. – 5 ноября 2011 года. – С. 13–20.
2. Феклистов О.И. Системная организация управления ресурсным потенциалом предпринимательских структур жилищно-коммунального хозяйства. Автореф. … дис. д-ра экон. наук. – СПб, 2011.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 12:09:12