Волонтерство как первый шаг студентов к предпринимательской деятельности
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 5 (227), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются вопросы взаимосвязи волонтерства и предпринимательства. Отмечается положительное влияние волонтерской деятельности на предпринимательскую активность молодежи. Выявлены личностные качества, формирующиеся у молодежи в процессе волонтерской и предпринимательской деятельности. Определены основные управленческие компетенции, необходимые предпринимателю. Описан опыт Владивостокского государственного университета экономики и сервиса по подготовке волонтеров.
Ключевые слова: предпринимательская активность, бизнес-инкубаторы, молодежное предпринимательство, волонтерство
Студенческий возраст с социально-экономической точки зрения характеризуется как период, в котором студенты, как правило, находятся на попечении родителей. Это означает, что в период учебы студент может позволить себе выбрать хобби и заниматься в свободное от учебы время тем, чем ему хочется, не задумываясь на первых порах о доходности этого хобби. Именно в этот период проявляются предпринимательские задатки, но реализовать их в период учебы для большинства студентов не представляется возможным. Это объясняется тем, что жесткие условия бизнес-среды не позволяют организовать самостоятельный бизнес, за исключением тех случаев, когда эта возможность предоставляется бизнес-инкубатором, имеющимся в университете. Но и в этом случае далеко не все активные студенты с предпринимательской «жилкой» выигрывают конкурсы, проводимые в бизнес-инкубаторах. Во всяком случае, это явление нельзя никак назвать массовым.
В настоящее время выпускнику вуза не всегда просто найти работу, проблема трудоустройства выпускников стоит особенно остро в тех районах, где количество действующих предприятий невелико. Поэтому открытие своего дела и создание собственной фирмы может быть альтернативным вариантом занятости молодого человека. Однако для этого необходимы соответствующие правовые условия поддержки начинающих предпринимателей. В первую очередь, необходимы определенные преференции для начинающих предпринимателей, а также введение в федеральное законодательство по предпринимательству самого понятия «субъект молодежного предпринимательства» [1].
Анализируя перечисленные методы и механизмы развития молодежного предпринимательства, необходимо, отметить высокий результат, достигнутый на определенных этапах или при решении определенных проблем развития молодежного предпринимательства. Однако, как отмечено выше, комплексный подход к решению проблем развития молодежного предпринимательства применяется только при участии молодежи в деятельности бизнес-инкубаторов. Для решения задач становления молодого предпринимателя необходимо учитывать возрастные особенности молодежи, и исходя из этого на различных этапах взросления молодого человека применять различные методы и механизмы, тем самым формируя, развивая и реализуя управленческие компетенции молодежи.
Вместе с тем, многие студенты в период учебы демонстрируют активную жизненную позицию и стремление реализовать свои предпринимательские наклонности, хотя некоторые из них не достигли даже восемнадцатилетнего возраста.
В этом случае на помощь приходит волонтерство.
Предпринимательство и волонтерство
Не вдаваясь в теоретические аспекты этого понятия, можно сказать, что волонтерское движение является серьезным стимулирующим фактором для поощрения предпринимательской активности молодежи, особенно студенческой. Это происходит по следующим причинам:
– во-первых, студенческая среда сама по себе является инновационным полем;
– во-вторых, в студенческом возрасте все жизненные цели кажутся достижимыми, а риски и трудности – легко преодолеваемыми;
– в-третьих, будучи вовлеченными в волонтерство, молодые люди получают уникальную возможность получить первичные знания по организации мероприятий, приобрести коммуникативные качества и навыки общения, вырабатывают исполнительскую дисциплину, чувство ответственности, а также закрепляют все это на практике. У них появляется определенная смелость в принятии решений, развивается кругозор, а также приобретаются дополнительные знания в той области, которая впоследствии может стать сферой приложения их предпринимательской активности [2].
Все эти качества необходимы любому предпринимателю при организации собственного дела, а также в его дальнейшей работе по поддержанию и развитию своего бизнеса.
Предпринимательство и волонтерство имеют как сходства, так и различия. Общим для обоих видов деятельности является возможность отстоять свою жизненную позицию, найти свое место в жизни, проявить свои способности и лидерские качества. Они позволяют приобрести и воспитать личностные качества, которые напрямую не относятся к профессиональному выбору человека, но являются очень важными для дальнейшего становления предпринимателя.
Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом – одна из насущных потребностей современного человека.
Для более детального понимания этого процесса на первом этапе были выделены несколько основных управленческих компетенций, необходимых «молодому предпринимателю»:
− уровень квалификации, знание области бизнеса;
− управленческие качества;
− ориентация на результат;
− формирование сплоченной команды;
− анализ проблем и принятие решений;
− мотивация труда подчиненных;
− эффективное использование руководителем собственного потенциала (см. рис.).
Обобщенный образ предпринимателя
В процессе исследования авторы пришли к решению несколько скорректировать и расширить перечень характеристик современного предпринимателя и сформировать его обобщенный «профиль».
Предварительно следует отметить, что современный предприниматель всегда имеет свой, особенный взгляд на вещи, и умеет отстаивать свою точку зрений. Главную роль в образе предпринимателя играет отнюдь не интеллект, а способность быстро реагировать на ситуацию и принимать решения, умение работать в рисковых ситуациях и сильная воля. Кроме того, предприниматель зачастую идет в бизнес в одиночку, преодолевая сопротивление новациям со стороны окружающих.
Обобщенный образ предпринимателя выглядит как совокупность следующих качеств [3]:
− компетентность в сфере организуемого бизнеса;
− целеустремленность;
− креативность мышления, инновационный характер действий, творческий подход;
− упреждающая инициатива и внутреннее «чутье»;
− умение идти на риск»;
− настойчивость в достижении цели;
− информационная «ненасытность»;
− сильная мотивация;
− убежденность и вера в свои способности;
− умение вести людей за собой;
− быстрое реагирование на изменения внутренней и внешней среды (мобильность, реакция, интуиция, быстрота принятия управленческих решений);
− ответственность;
− обучаемость и открытость к нововведениям;
− личностные коммуникативные качества (харизма, культура поведения и общения, дисциплинированность) и др.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что личность предпринимателя должна сочетать большое количество общих и специальных способностей. Он должен быть энергичным, решительным, сообразительным, инициативным, хозяйственным, гибким, отличаться быстротой ума, обладать самостоятельностью мышления и многим другим [4].
Волонтеры Владивостокского государственного университета экономики и сервиса
Вернемся теперь к тем возможным способам, которыми молодежь приходит в предпринимательство. Эти способы находят свое отражение в определенных мероприятиях (см. табл.).
Таблица
Мероприятия, направленные на создание системы вовлечения молодежи в предпринимательскую деятельность
№
пп |
Наименование мероприятия
|
1
|
Создание и развитие системы информационного обеспечения молодежи в сфере предпринимательской деятельности
|
2
|
Создание позитивного имиджа и престижа предпринимательской деятельности
|
3
|
разработка и внедрение обучающих программ для предприимчивой молодежи;
|
4
|
Организационное, юридическое и экономическое сопровождение начинающих молодых предпринимателей в создании и развитии собственного дела
|
5
|
Активизация предпринимательской активности молодежи через молодежное добровольчество и социальное предпринимательство
|
6
|
Формирование культуры добровольчества
|
ВГУЭС – единственный вуз на Дальнем Востоке, выигравший право готовить волонтеров для обслуживания XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году. Как сообщает Оргкомитет «Сочи 2014», при выборе вуза они, в первую очередь, оценивали опыт успешной организации волонтерского движения, уровень и количество проводимых акций, добровольческую деятельность студентов и социальную активность вуза в целом. И ВГУЭС, безусловно, есть чем гордиться: Корпус волонтеров ВГУЭС был организован одним из первых в городе. Студенты ВГУЭС занимаются добровольческой деятельностью — помогают детским домам и домам престарелых, устраивают «экологические десанты», выезжают с благотворительными концертами, проводят рейды по очистке города и участвуют в организации статусных мероприятий регионального и всероссийского уровней, которые проходят в нашем вузе, городе и крае. Работа корпуса была неоднократно отмечена победами в городских, краевых и региональных конкурсах.
Студенты-волонтеры ВГУЭС востребованы как в университете, так и за его пределами. С одной стороны, они принимают участие в решении социально-значимых вопросов, с другой, приобретают практический опыт и новые знания, раскрывают творческий потенциал, развивают коммуникативные, организаторские умения и навыки, приобретают опыт управленческой работы, умение эффективно работать в команде [5].
Выводы
1. Волонтерство и предпринимательство – это возможности проявить свои креативные способности, самореализоваться, выработать умение отстаивать свои интересы.
2. Волонтерство позволяет получить опыт ответственного взаимодействия в социуме, совершенствовать свои лидерские и коммуникативные качества, а также приобрести некоторые предпринимательские компетенции, в частности, умение вести людей за собой, целеустремленность, веру в свои силы, креативность принятия решений, открытость к нововведениям и др.
3. Опыт волонтерства, особенно полученный в студенческом возрасте, позволяет активизировать предпринимательскую активность молодежи, и ведет, в конечном итоге, к увеличению «предпринимательского» слоя населения и формированию «среднего» класса.
Источники:
2. Латуха М.О. Обучение управленческих команд и его особенности в российских компаниях // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8, Менеджмент. – 2009. – Вып.2. – C. 92–117.
3. Масюк Н.Н. Предпринимательство: угрозы и возможности / Н.Н. Масюк, А.В. Проворов – Иваново, ИГТА, 2008. – 224 с.
4. Царев И.Г. Малое предпринимательство – дело за малым // ЭКО. – 2008. – № 3 – С. 111–124.
5. О ВГУЭС. 2010 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vvsu.ru/about.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:19:15