Модели системы оплаты труда персонала коррекционных образовательных учреждений

Митраков А.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (227), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В статье представлен анализ текущей ситуации правового и финансово-хозяйственного положения государственных бюджетных образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Раскрыты основные принципы моделирования новой системы оплаты труда. Предложены варианты, которые могут применяться администрацией образовательных учреждений при выборе модели оплаты труда персонала.

Ключевые слова: государственные бюджетные образовательные учреждения, экономико-статистическое моделирование, новая система оплаты труда, принцип вариативного управленческого подхода



Процесс моделирования экономической деятельности образовательных учреждений (центров) для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (далее – ППМС-центры), является достаточно сложным в настоящей ситуации. Политическая и экономическая нестабильность, высокая степень вмешательства государства в процесс финансирования бюджетных образовательных учреждений, активное использование административных «рычагов» в решении содержательных и материальных проблем заставляют администрацию ППМС-центров искать новые подходы к вопросам развития своих учреждений.

Вместе с тем органы управления образованием предоставили ППМС-центрам относительную «свободу» в выборе системы заработной платы, являющейся основной и самой существенной статьей расходов. Отказ от системы оплаты труда, условно называемой «ученико-час», и возможность принятия индивидуальной модели заставляют директора центра искать вариативные подходы к развитию экономики своего учреждения [1−7].

Переход к бюджетной форме и возможная трансформация в автономное образовательное учреждение уже сейчас заставили установить принцип вариативности моделирования как основной «гарант» выживаемости ППМС-центра в условиях неопределенности ситуации [8].

Функционирование ППМС-центров в новых экономических условиях требует от администрации осторожного, взвешенного подхода к решению вопроса об оплате труда специалистов. Отсутствие четкого нормативного регулирования, расплывчатость понятий «государственное задание» и «государственная субсидия на выполнение государственного задания» приводят к вариативному («вероятностному») сценарию формирования фонда заработной платы.

Поскольку изменения в законодательстве, затрагивающие отраслевую экономику, а также соответствующие этим изменениям распоряжения учредителя могут исполняться администрацией образовательного учреждения только в рамках имеющихся денежных средств, то экономические ограничения или послабления при ежегодном выделении субсидии являются ключевыми факторами при выборе определенной модели экономического развития или ее изменения.

Другим существенным фактором, влияющим на моделирование финансовой деятельности ОУ, является изменение материальных условий оказания психолого-педагогической и медико-социальной помощи, а также вытекающее из этого качественное или количественное изменение контингента. Такие тенденции, как перевод ПМС-центров из приспособленных помещений в менее приспособленные, из больших по площади в небольшие по площади, из удобно расположенных по отношению к метро, остановкам общественного транспорта к менее удобным с этой точки зрения, а особенно переод из одного муниципального района в другой – все это приводит к изменению числа и состава клиентуры. «Сильные» с точки зрения финансово-экономической и содержательной деятельности ПМС-центры могут достаточно быстро адаптироваться к изменившимся условиям, тогда как «слабые» вынуждены будут минимизировать свою деятельность и рискуют даже «уйти» с рынка образовательных услуг.

Принципы моделирования экономической деятельности ППМС-центров

При моделировании экономической деятельности ППМС-центров, с точки зрения автора, следует придерживаться следующих постулатов.

1. Отражение принципов преемственности, индивидуальности и комплексности звеньев образовательного процесса: диагностика – консультирование – коррекционно-развивающее обучение – реабилитация и аббилитация – профилактическая работа + научная + методическая + информационно-аналитическая и экспериментальная деятельность.

2. Наличие в каждом звене трех вероятностных моделей: минимальной, оптимальной и максимальной, с соответствующими поправочными коэффициентами для начисления заработной платы.

3. Дифференцированная оплата отдельных видов деятельности в зависимости от продолжительности работы с ребенком, трудозатрат на единицу времени (зависит от тяжести отклонения (качественный) и объема необходимой помощи (количественный).

4. Возможность оплаты работы с одним ребенком нескольким специалистам (учет комплексности и комбинированности имеющегося дефекта).

5. Введение поправочных коэффициентов, отражающих процесс «утяжеления контингента», то есть появления детей, тяжесть состояния которых требует внедрения новых программ, дополнительного привлечения специалистов.

6. Вариативность модели финансирования образовательного учреждения, в том числе и фонда заработной платы, от макро- и микроэкономических, политических, экономических факторов.

Следует также учитывать особенности образовательного процесса: обучающий механизм в ПМС-центре неоднороден и представлен последовательными звеньями:

1) диагностическое звено (характеризуется низкой затратностью диагностических методик):

– минимальная модель: поправочный коэффициент (к 1) – 1,0;

– оптимальная модель: поправочный коэффициент – 1,1−1,25;

– максимальная модель: поправочный коэффициент – 1,25−1,5.

2) коррекционно-развивающее звено (характеризуется средней затратностью учебных программ):

– минимальная модель: поправочный коэффициент (к 2) – 1,25;

– оптимальная модель: поправочный коэффициент – 1,5;

– максимальная модель: поправочный коэффициент – 1,75.

3) реабилитационно-аббилитационное звено (характеризуется высокой затратностью учебных программ):

– минимальная модель: поправочный коэффициент (к 3) – 1,5;

– оптимальная модель: поправочный коэффициент – 1,75;

– максимальная модель: поправочный коэффициент – 2,0−2,25.

4) Научно-методическое и информационно-аналитическое звено: единый поправочный коэффициент – 1,25.

Три модели расчета заработной платы

С учетом изложенного при выборе экономической формации учреждения, в том числе и режима выплаты заработной платы, было предложено реализовать три варианта моделей расчета заработной платы в зависимости от выбранного администрацией стратегического направления деятельности:

1) минимальная модель;

2) медианная (усредненная) модель;

3) максимальная модель.

Минимальная модель предполагает ограниченное государственное финансирование, снижение размера субсидии, несоответствие потребностей образовательного учреждения выделяемому финансированию вследствие роста ресурсных возможностей, уменьшение административного персонала, реализация в избыточном объеме дополнительных платных образовательных услуг (25% и более в структуре доходности учреждения). Тяготеет к модели функционирования автономного образовательного учреждения. Поправочный коэффициент к зарплате директора (adm 1) – 3, поправочный коэффициент к зарплате специалистов (р 1) = 1,75.

Медианная (усредненная) модель характеризуется достаточным государственным финансированием, освоением в полном объеме субсидии, выполнением дополнительных государственных заданий (на оказание аутсорсинговых услуг по психологическому сопровождению ФГОСов), реализацией в полном объеме дополнительных платных образовательных услуг (10−25% в структуре доходности учреждения). Поправочный коэффициент к зарплате директора (adm 2)– 2, поправочный коэффициент к зарплате специалистов (р 2) = 1,5.

Максимальная модель характеризуется избыточным (по отношению к сложившейся в учреждении ситуации) государственным финансированием, невозможностью в полном объеме освоить выделяемую субсидию вследствие снижения ресурсной мощности образовательного учреждения, минимальным объемом оказываемых дополнительных платных образовательных услуг. Поправочный коэффициент к зарплате директора (adm 3) – 3, поправочный коэффициент к зарплате специалистов (р 1) = 1,25.

Расчет заработной платы администрации и педагогического состава

Базовый размер должностного оклада специалиста (base) не должен быть меньше минимального размера оплаты труда [1], но и не должен превышать среднюю заработную плату специалиста по отрасли (составляет на данный момент 36 500−37 000 руб.).

В то же время дальнейшее индексирование заработной платы специалистов должно производиться с учетом выбранной администрацией модели развития учреждения (коэффициенты p 1–3) и структуры деятельности специалиста (коэффициенты k 1–3):

Зарплата специалиста = base х к1 х к2 х к3 х p (1–3) (1).

В свою очередь, заработная плата директора также зависит от размера заработной платы специалистов и реализуемой экономической модели деятельности образовательного учреждения, а заработная плата административного состава выплачивается, исходя из общих требований к оплате труда, зафиксированных в нормативных актах.

Зарплата директора = зарплата специалистов х adm (1–3).

Зарплата заместителя директора:

– зарплата директора х 30% (модель 1);

– заплата директора х 20% (модель 2);

– заплата директора х 10% (модель 3).

Поправочные коэффициенты

1. Поправочный коэффициент, применяемый при оплате за комплексность работы с детьми, рассчитывается следующим образом:

K компл. = E pers. / E child. x t (2),

где

E pers. – суммарное количество сотрудников, задействованных на комплексных программах;

E child. − суммарное количество детей, обучающихся по комплексным программам;

t – время, затрачиваемое один специалистом при работе по комплексной программе.

2. Поправочный коэффициент, применяемый при оплате труда с учетом «утяжеления» контингента, определяется по формуле:

H = child. th. y. / child old y. x 100% (3),

где

child th. y. – количество детей с тяжелыми отклонениями в текущем году;

child old. y. – количество детей с тяжелыми отклонениями в прошлом году.

3. Поправочный коэффициент, учитывающий «неспецифичность» контингента (работа с детьми, не входящими в «нормативный» контингент определенного вида ПМС-центров) рассчитывается следующим образом:

Unspec. = N unspec.child. / N comm.child. x 100% (4).

Специфика контингента определяется правоустанавливающими документами ПМС-центров. Ввиду отсутствия четких границ ПМС-центров и работы со всеми категориями детей специфика контингента определяется процентным соотношением видов деятельности и отнесением работы с отдельными категориями детей к дополнительным платным образовательным услугам.

Переход от одной модели к другой может осуществляться по решению учреждения, согласованному с учредителем и финансово-казначейскими органами Департамента финансов города Москвы.

Вывод

Таким образом, с точки зрения автора, вариативность действий администрации при формировании новой системы оплаты труда, адаптированной к особенностям своего учреждения, является практически единственным механизмом, препятствующим наступлению «упадка» деятельности образовательного учреждения в случае резкого изменения законодательства или экономической ситуации на макро- или микроуровне.

[1] Минимальный размер оплаты труда на сегодняшний день составляет 5205 руб. (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ. – Прим. ред.


Источники:

1. Федеральный закон № 83-ФЗ от 08.05.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
2. Постановление Правительства Моск вы от 22.03.2011 № 86-ПП «О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве».
3. Постановление Правительства Москвы от 07.12.2010 № 1050-ПП «О плане мероприятий по реализации в городе Москве Федерального закона от 08.052010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений».
4. Постановление Правительства
Москвы от 07.12.2010 № 1051-ПП «Об особенностях финансового обеспечения деятельности бюджетных и казенных учреждений города Москвы в переходный период».
5. Постановление Правительства Москвы от 07.12.2010 № 1052-ПП «О формировании государственного задания для государственных учреждений города Москвы.
6. Постановление Правительства Москвы от 14.09.2010 № 789-ПП «Об утверждении нормативов финансовых затрат на содержание одного обучающегося, воспитанника в государственных образовательных учреждениях системы Департамента образования города Москвы».
7. Приказ Департамента образования города Москвы от 25.03.2011 № 210 «О мерах по реализации пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москва».
8. Распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1505-р «Об утверждении методических рекомендаций по определению критериев изменения типа государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений с учетом сферы их деятельности».

Страница обновлена: 22.09.2024 в 05:41:52