Об определении понятия малое предпринимательство

Тумунбаярова Ж.Б.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 5 (227), Март 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Статья посвящена анализу трактовок понятия «малое предпринимательство» в современной литературе. Показано, что в настоящее время малое предпринимательство определяется и как сектор экономики, и как экономическая категория, и как экономическая система. По мнению автора, данные трактовки правомерны, однако, согласно его позиции, малое предпринимательство лучше рассматривать как экономическую подсистему.

Ключевые слова: малое предпринимательство, экономическая система, экономическая категория, сектор экономики



Малое предпринимательство в экономике развитых стран является одним из факторов развития. Однако в России вклад малого предпринимательства в экономику страны не такой значительный [1]. Поэтому в российских экономических кругах дискуссии по данному вопросу не только не утихают, а только возрастают. Имеется достаточно отечественных и зарубежных публикаций, где делается попытка определить понятие «малое предпринимательство», однако до сих пор в экономической теории отсутствует единое мнение к определению понятия.

Функции малого предпринимательства

На основе анализа научных источников можно предположить, что термин «малое предпринимательство» имеет универсальный синтетический (многовариантный) характер, поскольку существуют многочисленные попытки дать определения малому предпринимательству. Данные определения основаны на выявлении основных функций предпринимательства, которые позволяют ему влиять на экономический рост, на насыщение рынка товарами и услугами требуемого качества, на увеличение рабочих мест (занятых) и т.д.

В литературе малому предпринимательству приписывается множество положительных функций, которые в российской экономике реализуются далеко не всегда. Их можно представить в виде табл. (см. табл. 1).

Таблица 1

Классификация функций малого предпринимательства

Функции
Автор
1. Экономические:
− придает рыночной экономике необходимую гибкость;
− мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения (в том числе трудовые и сырьевые);
− вносит вклад в формирование конкурентной среды (особенно для нашей высокомонополизированной экономики);
− интегрирующая функция − малые предприятия, непрерывно приспосабливаясь к конъюнктуре рынка, постоянно ищут то появляющиеся, то исчезающие потребности;
− формирование конкурентных отношений;
− функция агента рыночных отношений;
− функция налогоплательщика;
− создание широкого спектра товаров и услуг в условиях быстрой дифференциации и индивидуализации потребительского спроса

Афанасьев В. [2]
Харзинова А.Б., Махошева С.А., Галачиева С.В. [5]
Шулус А. [12]
Рубе В.А. [8]
2. Социальные:
− решает проблемы занятости;
− смягчает социальную напряженность и способствует демократизации рыночных отношений;
− формирование широкого слоя собственников (среднего класса);
− демпфирующая функция − сглаживание противоречий между двумя полюсами человеческого общества, снижение социальной напряженности;
− функция работодателя;
− раскрытие и реализация творческого потенциала;
− использование труда социально уязвимых групп населения (женщин, учащихся, инвалидов, пенсионеров и др.);
− удовлетворение потребностей людей в общении в сфере услуг

Афанасьев В.
Харзинова А.Б., Махошева С.А., Галачиева С.В.
Шулус А.
Рубе В.А.
3. Инновационная:
− осуществляет прорыв по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса;
− функция катализатора научно-технического прогресса;
− осуществление производственного обучения, «обкатка» молодых кадров

Афанасьев В.
Шулус А.
Рубе В.А.
* Таблица составлена автором на основании указанных в таблице источников

Следует отметить, что малое предпринимательство может стать фактором развития только в случае одновременного выполнения всех функций. Например, выполнение инновационной функции органично переплетается с функцией повышения конкурентоспособности продукции или услуги, что является одним из условий жизнеспособности предприятия. Наряду с этими факторами важен спрос на данную продукцию или услуги, которые напрямую зависят от уровня доходов населения.

Наличие экономических, социальных и инновационных функций позволяет авторам представить малое предпринимательство как сектор экономики. В Большой советской энциклопедии [3] слово «сектор» обозначает часть народного хозяйства, имеющая определенные экономические и социальные признаки. Так малое предприятие определяют как комплекс производительных функций (институций, или обособленных конкретных видов деятельности, согласно концепции Ю. Таранухи), осуществляемых в рамках простой структуры [4].

Подходы к определению понятия «малое предпринимательство»

В настоящее время в литературе понятие малое предпринимательство одновременно определяют и как сектор экономики, и как экономическую категорию, и как хозяйственную систему (см. табл. 2).

Таблица 2

Характеристики малого предпринимательства

Подход к рассмотрению малого предпринимательства
Авторы
Характеристика
Малое предпринимательство как сектор экономики
Романенко Е.В. [7]
«Сектор малого бизнеса функционирует и развивается на основе взаимодействия совокупности разнообразных вертикальных и горизонтальных связей, обусловливающих эффективность процесса использования природных, производственных, финансовых и трудовых ресурсов. Складывающаяся при этом сложная совокупность взаимосвязей и взаимозависимостей хозяйствующих субъектов отражает то обстоятельство, что эти субъекты различаются местом в общественном разделении труда и в социально-экономической структуре, располагаемыми ресурсами, ценностями, потребностями и интересами», «Занимая определенное место в социально-экономическом пространстве, субъекты малого бизнеса формируют специфический сектор как системное образование»
Аликаева М.В., Ксанаева М.Б. [1]
«…в силу объективных и субъективных причин, и прежде всего, из-за отсутствия нормативно-правовой базы, достаточных финансовых ресурсов и отсутствия традиций предпринимательства, особенно в секторе малого бизнеса, малое предпринимательство не получило достаточно эффективной поддержки и целенаправленного государственного воздействия с целью его развития»
Федорова А.Р. [10]
«Сектор малого предпринимательства находится впереди не только по числу занятых и прибыли, но и по числу банкротств»
Малое предпринимательство как экономическая категория
Алисов А.Н. и Грищенко С.Е. [9]
«Малое предпринимательство как социально-экономическая категория − это специфическая деятельность, преимущественно предпринимателя-собственника, по осуществлению наиболее эффективного использования социально-экономических условий и ресурсов на инновационной, рисковой основе и полной экономической ответственности с целью удовлетворения спроса на данный товар или услугу и получения прибыли»
Малое предпринимательство как хозяйственная (экономическая) система
Хамидуллин Ф.Ф. [11]
«… это сложная, вероятностная, динамическая система, охватывающая процессы производства, обмена, распределения и потребления, материальных благ, и как всякая сложная система должна рассматриваться в разных аспектах. Если рассматривать ее с точки зрения материально-производственной, то ее входом являются материально-вещественные потоки природных и производственных ресурсов, информация, выходом – материально-вещественные потоки предметов потребления, услуг, продукции, предназначенной для накопления и возмещения, товаров для экспорта, а также отходов производства. В социально-экономическом аспекте ее входом являются определенные социально-экономические отношения людей в обществе, выходом − воспроизведенные и развитые системой производственные отношения, содержание которых определяется регулируемым и саморегулируемым соотношением элементов собственности»
* Таблица составлена автором на основании источников, указанных в таблице

Одновременно с рассмотрением малого предпринимательства в качестве сектора его можно рассматривать как экономическую категорию. По мнению К. Маркса и Ф. Энгельса [6], экономическая категория – это теоретическое выражение, абстракция общественных отношений производства. Субъекты малого предпринимательства выстраивают вокруг себя определенные отношения, например:

− отношения с органами регистрации;

− отношения с поставщиками, подрядчиками;

− отношения с «контролирующими органами» (налоговые органы и т.д.);

− отношения с институтами поддержки малого предпринимательства;

− отношения с органами исполнительной власти и т.д.

В отношениях малого предпринимательства существуют и определенные традиции, которые сложились исторически. Экономические категории носят исторический характер и меняются вместе с выражаемыми ими производственными отношениями. Поэтому понятие малое предпринимательство соответствует экономической категории и можно предположить, что на сегодняшний день формируется экономическая теория малого предпринимательства.

В последнее время появились определения малого предпринимательства как экономической системы. Как известно, экономическая система – это совокупность взаимосвязанных между собой экономических элементов, образующих устойчивую целостность. Представленные выше примеры отношений характеризуют взаимодействие между определенными субъектами, которые можно представить в качестве элементов системы.

Вывод

Таким образом, данные характеристики, возможно, и правомерны, так как малое предпринимательство можно рассматривать с позиции экономических отношений (экономическая категория), а любая совокупность экономических отношений образует систему. Также определение малого предпринимательства как экономической системы, на наш взгляд, является наиболее полным в отличие от понятия сектор. Однако на наш взгляд, малое предпринимательство следует рассматривать не как экономическую систему, а как подсистему.

[1] По данным ассоциации «Опора России», 208 тыс. российских предпринимателей снялись с учета в декабре и январе. А согласно опросу, 65% бизнесменов свернули планы по развитию. Половина предпринимателей увольняет сотрудников. Все дело в том, что в этом году страховые взносы увеличились в 2 раза — до 35 тысяч рублей. Для мелких предпринимателей в регионах эта сумма иногда равна прибыли. По некоторым данным, в региональных налоговых службах выстраиваются очереди из предпринимателей, у которых желание вести бизнес отпало. Малый бизнес в России тает на глазах. [Электронный ресурс]. URL: http://news.mail.ru/economics/12020208/?frommail=1 (дата доступа 28.02.2013)


Источники:

1. Аликаева М.В., Ксанаева М.Б. Малое предпринимательство в устойчивом развитии экономики России. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.icss.ac.ru/userfiles/file/public_pdf698.pdf.
2. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал – 1993. – № 2.
3. Большая советская энциклопедия. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/article100892.html.
4. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Место институционализма в экономической науке // Экономист. – 2005. – № 10.
5. Малый бизнес как фактор устойчивого регионального развития // Харзинов А.Б, Махошева С.А., Галачиева С.В. – Вопросы экономики и права. – 2010. – № 12.
6. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. – Т. 4. – С. 133.
7. Романенко Е.В. Сектор малого пред принимательства: особенности формирования взаимосвязей // Российское предпринимательство – 2010. – № 7 (162). Вып.1.
8. Рубе В.А. Малый бизнес. История. Теория. Практика. – М.: Теис, 2000.
9. Управление развитием малого предпринимательства в регионах России: монография // А.Н. Алисов, С.Е. Грищенко. – М.: МАКС Пресс, 2003.
10. Федорова А.Р. Малое предприятие как ключевая составляющая современной экономической системы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ogbus.ru/authors/Rodionova/Fedorova.pdf.
11. Хамидуллин Ф.Ф. Развитие методологии исследования малого бизнеса // Проблемы современной экономики. – 2006. – № 3/4 (19/20).
12. Шулус А. Субъекты малого предпринимательства и система его государственной поддержки. // Российский экономический журнал. – 1997. – № 5–6.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:19:21