Минимальная заработная плата и развитие человеческого капитала на Украине
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 4 (226), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Токарь В.В. Минимальная заработная плата и развитие человеческого капитала на Украине // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 4. – С. 136-140.
Аннотация:
В статье раскрываются особенности оценки минимальной заработной платы на Украине. Проведены предварительные расчеты степени соответствия минимальной заработной платы ее социальным функциям, связанным с развитием человеческого капитала. Разработаны предложения по установлению уровня минимальной заработной платы, соответствующего требованиям современного инновационного развития экономики.
Ключевые слова: инновационное развитие, человеческий капитал, Украина, минимальная заработная плата, экономическая безопасность государства
Статистические и аналитические данные отечественных и международных агентств, многочисленные специализированные исследования доказывают, что Украина находится в глубоком социально-экономическом, мировоззренческом, культурологическом кризисе. Согласно данным официального сайта ЦРУ, на 1 июля 2012 г. численность населения Украины составила 44,854 млн человек и продолжает стремительно сокращаться (–0,625 % в год) [8]. Украина находится в глубоком демографическом кризисе, признаками которой выступают: 1) низкая рождаемость (1,29 на женщину [8]), преобладание семей с одним ребенком, что не обеспечивает простого воспроизведения населения (2,15 на женщину) [6]; 2) высокая смертность; 3) ухудшение здоровья населения, низкая ожидаемая продолжительность жизни; 4) стойкая тенденция к старению населения.
Демографическая ситуация и государственные социальные гарантии
Первоочередным шагом на пути преодоления существующего кризиса является повышение стоимости рабочей силы, которая украинской властью сводится к физиологическому минимуму. Цена работы в условиях перехода к постиндустриальному обществу является функцией расходов на воспроизведение человека и его семьи в единстве всего спектра материальных и духовных нужд: расходы на поддержку здоровья, обучение, ипотеку должны признаваться общественно необходимыми и включаться в соответствующую потребительскую корзину, тем более в условиях коммерциализации социальной сферы [7].
Низкий уровень оплаты труда имеет значительные отрицательные последствия, которые перевешивают выдуманную выгоду от ценовой конкурентоспособности, которая также не подтверждается практикой внешнеэкономических отношений. Основными недостатками выступают [5]:
1) ухудшение демографической ситуации;
2) уменьшение стабильности семьи и упадок традиционных ценностей;
3) сужение платежеспособного спроса населения, который, как показывает финансовый кризис, невозможно компенсировать за счет потребительского кредитования;
4) высокая текучесть кадров;
5) рост дополнительной занятости, которая ухудшает качество как основной, так и дополнительной работы;
6) рост эмиграционных настроений.
В украинском законодательстве формально существуют нормы, направленные на развитие человеческого капитала. Например, согласно ст. 17 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях», к основным государственным социальным гарантиям относятся [3]:
1) минимальный размер заработной платы;
2) минимальный размер пенсии по возрасту;
3) необлагаемый минимум доходов граждан;
4) размеры государственной социальной помощи и других социальных выплат.
Минимальная заработная плата и покупательная способность
В ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда», минимальная заработная плата определяется как законодательно установленный размер заработной платы за простую, неквалифицированную работу, ниже которого не может производиться оплата за выполненную работником месячную, а также почасовую норму работы (объем работ) [4]. Минимальная заработная плата является государственной социальной гарантией, обязательной на всей территории Украины для предприятий всех форм собственности и хозяйствования и физических лиц, использующих наемный труд.
Согласно ст. 95 «Кодекса законов о труде» [1] [1], размер минимальной заработной платы не может быть ниже размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц (см. табл.).
Таблица
Минимальная заработная плата и прожиточный минимум для трудоспособных лиц в 2012 году*, руб.**/чел.
Период действия
|
01. 01−31.03
|
01. 04−30.06
|
01. 07−30.09
|
01. 10−30.11
|
01. 12−31.12
|
В месячном размере
|
4 292,00
|
4 376,00
|
4 408,00
|
4 472,00
|
4 536,00
|
В почасовом размере
|
25,72
|
26,24
|
26,44
|
26,80
|
27,20
|
** Официальный курс Национального банка Украины составляет приблизительно 4 рубля за 1 украинскую гривну.
Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете на 2012 год», минимальная заработная плата установлена на 1 января 2012 г. на уровне 4292,00 руб., а на 31 декабря 2011 г. – 4536,00 руб. [2] (табл.). В свою очередь, согласно «Объяснительной записке к Проекту Закона Украины «О Государственном бюджете на 2012 год»», индекс потребительских цен принимается на уровне 7,9% за год.
Таким образом, целесообразно осуществить расчет изменения реальной минимальной заработной платы на протяжении 2012 года с учетом индекса цен по такой формуле:
где
МЗПр – реальная минимальная заработная плата;
МЗПн – номинальная минимальная заработная плата;
Іц – индекс цен.
Подставляя запланированные показатели на 2012 год, получим такие результаты:
МЗПр(2012) = 4536,00 / (1 + 0,079) = 4203,89 руб.
Сравнивая официальную минимальную заработную плату на начало и конец 2012 года, можно легко определить, что в течение 2012 года на Украине при условии реализации оптимистического правительственного сценария относительно инфляции на уровне 7,9% реальная покупательная способность упадет на 88,11 руб. (4203,89 – 4292,00) или ‑2,05%.
Минимальная заработная плата и социальные гарантии
Минимальная заработная плата даже на основе официальных стандартов должна рассчитываться таким образом:
где
МЗП – минимальная заработная плата;
ПМв – прожиточный минимум трудоспособного лица;
ПМр – прожиточный минимум ребенка в возрасте 6−18 лет;
k – количество детей в домохозяйстве;
m – количество взрослых (родителей).
Прожиточный минимум для ребенка в возрасте 6−18 лет в Украине составляет 4788,00 руб. в конце 2012 года. Учитывая то, что для обеспечения расширенного воспроизведения населения необходимо наличие не менее трех детей в домохозяйстве, минимальная заработная плата на 31 декабря 2012 года должна равняться:
МЗП2012 = 4 536,00 + (3 * 4 788,00) / 2 = 11 718,00 (руб.)
МЗП2012 = 4 536,00 + (3 * 4 788,00) = 18 900,00 (руб.)
Для полной семьи минимальная заработная плата должна превышать официальный уровень в 2,583 раза (11 718,00 / 4 536,00), для неполной – в 4,17 раза (18 900,00 / 4 536,00). Таким образом, официальная минимальная зарплата лишь на 24,0−38,7% отвечает необходимому уровню социальной защиты и выполнения функции развития человеческого капитала.
[1] Речь идет об украинском законодательстве. – Прим. ред.
[2] Для сравнения: минимальный размер оплаты труда, применявшийся в России на указанные даты, составлял 4611 руб. (ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91-ФЗ). В настоящее время – 5205 руб. (ст. 1 Федерального закона от 03.12.2012 № 232-ФЗ). – Прим. ред.
Источники:
2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 № 4282-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
3. Закон Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 05.10.2000 № 2017-III [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
4. Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.2010 № 108/95-вр [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
5. Михайлин А. Кадровые аспекты экономического роста в России в условиях глобализации // Международная экономика. – 2008. – № 11.
– С. 22–33.
6. Русанова Т. Е. Демографическая политика РФ: проблемы и опыт их решения // Стратегическая панорама. – 2008. – № 2. – С. 263–270.
7. Шулус А. Социоэкономические приоритеты развития страны // Международная экономика. – 2008. – № 8. – С. 5–7.
8. Центральное разведывательное управление США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.cia.gov.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:18:24