Современное состояние и тенденции развития мирового рынка молока

Богданова О.В., Никонорова О.С.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 4 (226), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Богданова О.В., Никонорова О.С. Современное состояние и тенденции развития мирового рынка молока // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 4. – С. 107-113.

Аннотация:
В статье изложены основные результаты комплексного анализа современного состояния, проблем и тенденций развития мирового рынка молока.

Ключевые слова: рынок молока, молочная индустрия мира, глобализация мировой экономики



Учитывая стратегически важную роль продукции животноводства в системе продовольственной, а как результат и национальной безопасности страны, изыскание действенных управленческих решений, направленных на целевое повышение уровня конкурентоспособности ключевых отраслей российского агропродовольственного сектора, носит срочный характер и должно базироваться на углубленном системном анализе соответствующих рынков. В связи с тем что Россия является нетто-импортером молока и молочной продукции состояние мировой молочной индустрии во многом определяет перспективы развития национального рынка. Мировой рынок молока: рост производства Согласно информации, представленной в докладе секретаря Национального голландского комитета IDF [1] Адриана Крихгера на Всемирном Молочном Саммите WDS-12 [2], проходившем 4−8 ноября 2012 г., в Кейптауне, [2], мировой объем производства молока всех видов в 2011 г. составил 749 млн тонн, что на 2,6% превышает значение показателя 2010 г., , рост производства по сравнению с 2000 г. составил 29,1% (см. рис. 1). Больший удельный вес в общей структуре мирового производства молока сырого традиционно приходится на коровье молоко (82,9% – в 2011 г., 84,3% – в 2000 г.), объемы производства которого увеличились в 2011 г. по сравнению с 2000 г. на 26,9%. 1 Совокупная доля прочих видов молока (буйволиного, козьего и овечьего), мировые объемы производства которых также характеризуются тенденцией роста, в среднем составляет 16%, (см. рис. 2). 2 Основной объем коровьего молока (73,7%) производится в уже сложившейся «десятке» стран, при этом традиционное лидерство сохраняют страны ЕС-27, на долю которых в 2011 г. приходится 24,4% общего объема производимого коровьего молока (см. рис. 3). Россия, занимая шестую позицию, единственная из стран «десятки» снизила удельный вес в общемировом производстве молока с 5,5% в 2010 г. до 5,1% в 2011 г. 3 Анализ организационно-экономической специфики производства молока в странах-лидерах свидетельствует о наличии принципиального различия в характере производства. Для стран ЕС-27 и США путь в мировые лидеры обусловлен инновационностью и высокой технологичностью отраслей, в то время как Индия и Китай обеспечили себе лидирующие позиции в основном за счет экстенсивности. Индия, занимает первое место в мире по поголовью коров, при этом их среднегодовая молочная продуктивность не превышает 1 тонны (в 8−9 раз меньше, чем в ЕС-27 и США). Китай – страна современной «молочной революции», обусловленной государственной программой КНР, реализуемой под девизом – каждому китайскому ребенку стакан молока в день, по прогнозу ОЭСР-ФАО к 2018 г. существенно укрепит свои позиции и выйдет на мировой рынок с объемом производства, равным 55,8 тыс. т. Рост потребления молока и увеличение числа крупных компаний-производителей Наряду с ростом мирового рынка сырого молока в 2011 г. отмечен рост рынка переработки молока по сравнению с 2010 г. на 3,1% (см. рис. 4). Максимальные темпы роста рынка товарного молока отмечены в Уругвае (19,3%), Новой Зеландии (10,5%) и Аргентине (12,5%). ЕС-27 и США, традиционно характеризуемые как страны с высоким удельным весом товарного молока, также увеличили объемы переработки на 2,5% и 1,8% соответственно. Ключевыми игроками на мировом молочном рынке в настоящее время остаются шесть государств: Новая Зеландия (26% рынка), ЕС-27 (26% рынка), США (12%), Австралия (8%), Аргентина (4%), Белоруссия (4%). Все остальные страны экспортеры делят между собой 20% рынка. 4 Среднемировой объем потребления молока в 2011 г. также увеличился и составил 107,3 кг на человека в год против 106,2 кг в 2010 г. Лидером по потреблению молока в абсолютном выражении является Азия, занимая 39% мирового молочного рынка. За ней следуют Европа (28%) и Северная Америка (13%). Наиболее динамичный рост в потреблении молока за период с 2005 по 2011 гг. отмечен в Северной Америке (26%), Африке (22%) и Азии (13%). Рост потребления естественно отразился на результатах деятельности крупнейших компаний − производителей молочной продукции. В 2011 году выручка 27 компаний (переработчиков молока) превысила 3 млрд долларов США (в этот список не вошли Pepsico и Unilever, чьи финансовые результаты не раскрываются). Для сравнения, в 2010 году количество передовиков производства с оборотом выше 3 млрд долларов США в мире было 25. Из списка 2010 года исчез Parmalat, купленный французской Lactalis, но добавились немецкая компания Müller, ирландская Glanbia, Швейцарсая Emmi. Перечисленные 27 компаний представляют 14 государств с 4-х континентов. Самое большое представительство в списке лидеров у Европы (13 компаний с общим оборотом 112,7 млрд долларов США). На втором месте – Северная Америка (9 компаний с общим оборотом 62,1 млрд долларов США), на третьем – Азия (4 компании с суммарным оборотом 26,4 млрд долларов США), на четвертом – Океания и ее главная компания – новозеландская Fonterra с оборотом 15,3 млрд. долларов США. Позиция России на мировом рынке Основным драйвером роста мирового рынка молока в 2011 году явилась растущая потребность в молочных белках. Именно этим объясняется существенный рост и производства, и торговли СОМом (сухое обезжиренное молоко), сухой сывороткой, казеином. Объем производства СОМ в мире оценивается на уровне 4−4,5 млн тонн. Главным стимулом для наращивания производства сухого обезжиренного молока является растущий спрос со стороны компаний-переработчиков молока. Объем торговли СОМом в 2011 году вырос на 18,7% и достиг 1,7 млн тонн. 75% всего экспорта СОМ приходятся на ЕС, США и Новую Зеландию. Практически все мировые экспортеры увеличили поставки сухого обезжиренного молока на рынок. Наиболее заметный рост поставок показала Германия, увеличив их в два раза. Для ЕС с учетом сокращения поставок в Россию, резко снизившей импорт СОМ на 42%, одним из ключевых стал рынок Африки, а также Индонезия и Китай. США, второй мировой поставщик СОМ в мире, на 51% увеличили поставки в Мексику, которая в результате стала покупать 40% всего американского экспорта. Объем продажи молочной сыворотки в 2011 году вырос на 11% и достиг 1,5 млн тонн. Ключевыми поставщиками сыворотки являются Евросоюз и США, на двоих делящие 75% мирового рынка. Крупнейшим рынком сбыта является Китай, потребляющий 22% мирового объема. Россия находится на третьем месте среди импортеров, сократив импорт на 8%. Представленный краткий обзор мирового рынка молока свидетельствует о том, что технологически российский молочный рынок серьезно отстал от современных мировых реалий. Взгляд российских молочников на продукт, который они производят, в большинстве случаев ограничивается набором из 10 традиционных наименований, в рамках рынков которых достичь требуемого уровня конкурентоспособности достаточно трудно. Между тем в современном мире молоко – это уже далеко не просто продукт питания. В первую очередь, молоко рассматривается как уникальный и самый ценный источник белка, дефицит которого испытывают большинство стран мира. Причем, потребность в этом белке с каждым годом растет вместе с ростом населения земли и его благосостояния. Из молока производятся десятки различных продуктов, использующихся в различных подотраслях пищевой промышленности и фармацевтике, производстве непищевых продуктов. Вывод Сегодня Россия имеет реальную возможность возродить молочную отрасль за счет выхода на динамично развивающиеся мировые рынки следующих продуктов переработки молока: казеин, сывороточный альбумин, пептоны и концентрированные белки, лактоза. Гармоничное сочетание организационно-управленческих аспектов продвижения на новые сегменты рынка, потенциально дающие российскому рынку молока возможность достижения высокого уровня конкурентоспособности, является основой для достойной интеграции российского агропродовольственного сектора в мировое экономическое пространство. [1] IDF – International Dairy Federation – Международная молочная федерация. [2] WDS – The World Dairy Situation.


Источники:

1. Первые месяцы в ВТО: реальность и прогнозы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://agropraktik.ru/blog/VTO_Agricalture/162.html#cut.
2. Презентация Адриана Крихгера в рамках Всемирного молочного саммита IDF (4–9 ноября 2012 г., Кейптаун (ЮАР) [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.dairynews.ru/processing/sostoyanie-mirovoy-molochnoy-otrasli.html.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:18:25