Сетевая организация как адаптивная форма управления розничной торговлей потребительской кооперации
Карлина Е.П.1
1 Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 11 (47), Ноябрь 2003
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Карлина Е.П. Сетевая организация как адаптивная форма управления розничной торговлей потребительской кооперации // Российское предпринимательство. – 2003. – Том 4. – № 11. – С. 81-83.
Аннотация:
В условиях высокой динамики развития внешней среды эффективность функционирования субъектов экономики в рыночных условиях зависит от способности предвидеть и адаптироваться к возможным изменениям. Стратегическое управление, в основе которого лежит стратегическое планирование, помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и сохранения конкурентных преимуществ с помощью адекватного реагирования на происходящие изменения внешней среды. Разработка стратегии развития субъектов экономики становится насущной необходимостью.
Ключевые слова: розничная торговля, сетевые организации, стратегическое управление, потребительская кооперация
В условиях высокой динамики развития внешней среды эффективность функционирования субъектов экономики в рыночных условиях зависит от способности предвидеть и адаптироваться к возможным изменениям. Стратегическое управление, в основе которого лежит стратегическое планирование, помогает собрать воедино весь комплекс инструментов управленческой деятельности для обеспечения и сохранения конкурентных преимуществ с помощью адекватного реагирования на происходящие изменения внешней среды. Разработка стратегии развития субъектов экономики становится насущной необходимостью.
Персонификация спроса изменила роль и образ потребителя. «Массовый потребитель» становится индивидуальным заказчиком. При этом требования к качеству товаров растут, их жизненный цикл становится короче, номенклатура шире, а объем выпуска ‑ меньше. Такая переориентация стимулирует инновационную деятельность как в сфере производства продуктов и услуг, так и при поиске совершенствования организационно-управленческих форм предприятия.
Стратегическое планирование, выступая в роли составной части стратегического управления, должно обеспечивать потенциальные возможности будущего успешного развития предприятия на базе активного преобразования объекта планирования. В связи с этим встает вопрос: «Что же является объектом стратегического управления и планирования ‑ предприятие как организационно-управленческая структура или его деятельность?».
В качестве общепринятого объекта стратегического управления используется понятие организации как специфической формы осуществления людьми определенной совместной деятельности. В свою очередь, целесообразная деятельность представляет собой процесс преобразования ресурсов, в результате которого на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя. В соответствии с международными стандартами качества ИСО совокупность взаимосвязанных видов деятельности, преобразующих «входы» в «выходы», определяет сущность понятия «бизнес-процесс». Таким образом, организация выступает формой развития бизнес-процессов, организующей ее содержание. Следовательно, каждая отдельная стратегия организации должна следовать в русле стратегий развития бизнес-процессов.
Хозяйственная деятельность любой организации осуществляется в тесной взаимосвязи с другими субъектами и объектами экономической деятельности. Их объединяет многообразие связей: материальных, финансовых, правовых, организационных и информационных. Субъекты и объекты экономической деятельности вместе с установленными между ними связями образуют среду функционирования организации.
В процессе своей жизнедеятельности организация воздействует на внешнюю среду, также как и среда воздействует на нее. Эффективность деятельности организации, то есть ее внутреннее состояние, оценивается внешним окружением. В том случае, если функциональная полезность бизнес-процессов отрицается внешним окружением, тогда возникает вопрос о соответствии бизнес-процессов их форме развития. С такой позиции становится видно, что можно и нужно менять ‑ сферу деятельности или функцию, если это потребуется для сохранения организации.
Данный подход долгое время преобладал в методологии стратегического планирования. Это нашло отражение в разработке системы стратегий, связанных с изменениями состояния одного или нескольких из следующих элементов: продукта, рынка, отрасли, положения фирмы внутри отрасли, технологии. Другими словами, для индустриальной экономики характерна ориентация на конкуренцию, как стимул развития организации и национальной экономики в целом.
Динамический характер современной экономики, сложность и неопределенность внешней среды определили организационную парадигму постиндустриальной эпохи: конкуренция основывается не на сравнении аналогичных товаров, а на производстве уникального (особого) товара, который способен вызвать предпочтение потребителя. Согласно этому, бизнес-процессы современной организации должны строиться не вокруг производимых ею товаров и услуг, а вокруг отношений с конкретными типами потребителей и обеспечивать их особой потребительной стоимостью на основе изучения уникальности их потребностей. Установление и развитие взаимодействия с потребителями становится первичным по отношению к совершенствованию товаров и услуг, так как именно оно позволяет точнее определять их структуру и объем реализации.
В этой связи возникает необходимость в организациях, ориентированных на создание устойчивых отношений с определенным типом потребителя (например, группа населения с выявленным уровнем дохода, дети, индивидуальные предприниматели и т.д.). Целевой функцией такой организации выступает стремление удовлетворять специфические потребности вполне конкретного или самого широкого круга людей, но не максимизация прибыли.
«Привязанность» к определенному типу клиента меняет и подход к соотношению формы организации и содержанию бизнес-процессов. Если данный вид деятельности востребован внешним окружением, то для его сохранения и развития можно и нужно (когда это требуется) изменить форму. Разрешение данного противоречия возможно только через трансформацию предприятия в новую организационную форму, которая приведет к принципиально иной оценке данного вида бизнеса.
Страница обновлена: 15.07.2024 в 10:52:14