Эффективность региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса

Клейменова П.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Принятие управленческих решений в области реализации логистических проектов и программ федерального и международного уровня требует детальной оценки возможностей логистических систем регионов. Статья посвящена вопросам измерения логистического потенциала региона на основе расчета критериев эффективного развития логистики.

Ключевые слова: логистическая инфраструктура, логистический потенциал, критерий эффективности логистики региона



Предпринимательство − это особый вид экономической активности, который основан на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Развитие малого предпринимательства является одним из направлений экономических реформ последнего периода, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест [1].

Инфраструктура поддержки предпринимательства в городе Сургуте

Несмотря на то что основу экономики города Сургута составляют крупные предприятия, накопленный потенциал и существенные резервы роста малого и среднего предпринимательства позволяют с уверенностью говорить об активном развитии данного сектора и росте его влияния на экономику города. В последние годы наметились положительные тенденции в развитии малого и среднего предпринимательства. На территории муниципального образования созданы позитивные условия для предпринимательской активности. В Сургуте заложены основы территориальной информационной, консультационной, образовательной и др. систем поддержки малого и среднего предпринимательства.

Сформирована активно функционирующая инфраструктура поддержки предпринимательства в городе, в которую вошли:

1) Фонд поддержки предпринимательства Югры Сургутский филиал (филиал открыт в 1996 году), миссия которого финансировать, обучать, консультировать − развивать малый и средний бизнес в целях обеспечения роста благосостояния и качества жизни населения Югры;

2) Сургутская торгово-промышленная палата (созданная в 1996 году), которая выстраивая конструктивный диалог между законодателями, исполнителями и бизнесом. Сургутская торгово-промышленная палата решает не только задачи по развитию предпринимательской деятельности, но и стабилизации социально-экономической, политической ситуации в городе;

3) ООО Окружной Бизнес − Инкубатор Сургутский филиал (филиал открыт в 2005 году), миссия которого, способствовать устойчивому развитию малых предприятий в ранний период их деятельности, комплексно решать проблемы субъектов малого предпринимательства, которые в дальнейшем, смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки;

4) Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства (создан в 2010 году). В 2011 году состоялись 2 совместных заседания павления Сургутской торгово-промышленной палаты и координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города для обсуждения актуальных вопросов в сфере бизнеса [4].

Показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Сургута

Для достижения целевых показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте, представленных в табл., на территории муниципального образования в рамках программы проводится ряд мероприятий с определением показателей результативности их проведения [3].

Таблица

Анализ показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства города Сургута с 2010 по 2012 гг. и прогноз развития на 2015 г. [4]

Наименование
показателей результатов
Ед. изм.
Значение показателя по годам
2010 (факт)
2011
(факт)
9 мес. 2012 (факт)
2013 (прогноз)
2014 (прогноз)
2015 (прогноз)
1. Количество предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) на конец года
чел.
10 943
10 995
11 207
11 445
11 709
11 948
2. Количество малых предприятий (юридических лиц) на конец года
ед.
4426
6142
6480
6800
7160
7537
3. Количество субъектов среднего предпринимательства на конец года
ед.
248
248
248
248
248
248
4. Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения
ед.
503,6
560,8
563,1
563,8
586,7
598,7
5. Оборот (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства
млн руб.
50103,00
54591,30
57543,90
61079,40
64888,2
69030,00
6. Доля субъектов малого предпринимательства в экономически активном населении муниципального образования
%
15,1
17,5
22,07
22,8
23,6
24,3
7. Доля налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
млн руб.
763,5
921,5
909,7
978,8
1012,1
1054,3
Проведенные данные свидетельствуют о том, что по основным показателям деятельность данного сектора экономики отмечается положительный прирост и увеличение вклада в экономику муниципального образования.

По итогам 2011 г. в Сургуте отмечено увеличение числа субъектов малого предпринимательства. Однако в отношении малых предприятий по данным Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту ХМАО − Югры произошло изменение учета. В 2011 году в число субъектов малого предпринимательства были включены предприниматели, которые предоставили нулевую декларацию, в этой связи их общее количество возросло на 38,77%. В дальнейшем учет субъектов малого предпринимательства будет производится с отражением субъектов, предоставляющих нулевые декларации.

В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» и Законом ХМАО − Югры от 30.12.2003, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа − Югры от 09.10.2010 241-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа − Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе − Югре на 2011−2013 годы и на период до 2015 года», в городе Сургуте постановлением Администрации города от 22.09.2009 3673 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010−2012 годы» [4].

Эффективность реализации Программы зависит от уровня финансирования намеченных в ней мероприятий. В 2011 году плановый объем финансирования из местного и окружного бюджетов составил 13 724,44 тыс. руб. [2].

Помощь организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства

Осуществляется оказание финансовой поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения их затрат или недополученного дохода в размере фактически произведенных расходов, связанных:

1) с предоставлением субъектам компенсации части затрат по уплате процентов за пользование банковскими кредитами, по уплате вознаграждений за гарантии банков, страховых организаций, по договорам поручительства, по уплате лизинговых платежей;

2) предоставлением организациями обеспечения исполнения обязательств субъектов перед банками и другими кредитными организациями в форме поручительства, залога имущества;

3) предоставлением субъектам в аренду на льготных условиях бизнес-инкубируемых нежилых помещений;

4) предоставлением субъектам возмещения части затрат по уплате арендных платежей по договорам аренды нежилых коммерческих помещений.

5) предоставлением субъектам возмещения части затрат на обучение по профилю бизнеса [4].

В 2011 году совершенствование механизмов финансовой поддержки осуществлялось в соответствии со вступившими в силу документами: постановлениями администрации города Сургута об утверждении получателя субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в результате оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, и объема предоставляемой субсидии на 2011 год и постановлениями администрации Сургута о предоставлении субсидии на возмещение фактически произведенных затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам, ведущим семейный бизнес и объеме предоставляемой субсидии на 2011 год [4].

В 2011 года финансовая поддержка была оказана 65 субъектам малого и среднего предпринимательства (около 8,5 млн руб.) [2].

Рост показателей деловой активности субъектов малого и среднего бизнеса

Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития города, повышении гибкости его экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Наличие в экономике города развитого сектора малого и среднего предпринимательства существенно дополняет перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечивает занятость населения, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Если крупные предприятия определяют техническую мощь города, то малое и среднее предпринимательство в силу своей массовости и территориальной обособленности в значительной мере является его социально-экономической основой.

Меры, направленные на более тесное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и некоммерческих организаций предпринимателей и предпринимателей города, принимаемые на муниципальном уровне, обеспечили рост следующих показателей деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства:

− количества предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей);

− количества малых предприятий (юридических лиц);

− числа субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения;

− оборота (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства;

− доли субъектов малого предпринимательства в экономически активном населении муниципального образования;

− количества субъектов среднего предпринимательства;

− дополнительные рабочие места;

− налоговые поступления в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вывод

Анализируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что мероприятия, проводимые в рамках реализации данных программ достаточно эффективны.

Дальнейшая реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит повысить эффективность муниципального управления в решении вопросов социально-экономического развития города Сургута, создать благоприятные условия для роста малого и среднего предпринимательства.


Источники:

1. Соколов М. Логистический потенциал Санкт-Петербурга // Российское Экспертное обозрение. – 2007. − № 1
2. Носов А.Л. Методология управления развитием инфраструктуры региональной логистики: диссертация ... доктора экономических наук. – СПб, 2007. − 310 с.

Страница обновлена: 22.09.2024 в 17:56:40