Эффективность региональных программ поддержки малого и среднего бизнеса
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Принятие управленческих решений в области реализации логистических проектов и программ федерального и международного уровня требует детальной оценки возможностей логистических систем регионов. Статья посвящена вопросам измерения логистического потенциала региона на основе расчета критериев эффективного развития логистики.
Ключевые слова: логистическая инфраструктура, логистический потенциал, критерий эффективности логистики региона
Предпринимательство − это особый вид экономической активности, который основан на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее. Развитие малого предпринимательства является одним из направлений экономических реформ последнего периода, способствующих развитию конкуренции, наполнению потребительского рынка товарами и услугами, созданию новых рабочих мест [1].
Инфраструктура поддержки предпринимательства в городе Сургуте
Несмотря на то что основу экономики города Сургута составляют крупные предприятия, накопленный потенциал и существенные резервы роста малого и среднего предпринимательства позволяют с уверенностью говорить об активном развитии данного сектора и росте его влияния на экономику города. В последние годы наметились положительные тенденции в развитии малого и среднего предпринимательства. На территории муниципального образования созданы позитивные условия для предпринимательской активности. В Сургуте заложены основы территориальной информационной, консультационной, образовательной и др. систем поддержки малого и среднего предпринимательства.
Сформирована активно функционирующая инфраструктура поддержки предпринимательства в городе, в которую вошли:
1) Фонд поддержки предпринимательства Югры Сургутский филиал (филиал открыт в 1996 году), миссия которого финансировать, обучать, консультировать − развивать малый и средний бизнес в целях обеспечения роста благосостояния и качества жизни населения Югры;
2) Сургутская торгово-промышленная палата (созданная в 1996 году), которая выстраивая конструктивный диалог между законодателями, исполнителями и бизнесом. Сургутская торгово-промышленная палата решает не только задачи по развитию предпринимательской деятельности, но и стабилизации социально-экономической, политической ситуации в городе;
3) ООО Окружной Бизнес − Инкубатор Сургутский филиал (филиал открыт в 2005 году), миссия которого, способствовать устойчивому развитию малых предприятий в ранний период их деятельности, комплексно решать проблемы субъектов малого предпринимательства, которые в дальнейшем, смогут оставить бизнес-инкубатор и работать без его поддержки;
4) Координационный совет по развитию малого и среднего предпринимательства (создан в 2010 году). В 2011 году состоялись 2 совместных заседания павления Сургутской торгово-промышленной палаты и координационного совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Администрации города для обсуждения актуальных вопросов в сфере бизнеса [4].
Показатели деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Сургута
Для достижения целевых показателей развития субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте, представленных в табл., на территории муниципального образования в рамках программы проводится ряд мероприятий с определением показателей результативности их проведения [3].
Таблица
Анализ показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства города Сургута с 2010 по 2012 гг. и прогноз развития на 2015 г. [4]
Наименование
показателей результатов |
Ед. изм.
|
Значение показателя по годам
| |||||
2010 (факт)
|
2011
(факт) |
9 мес. 2012 (факт)
|
2013 (прогноз)
|
2014 (прогноз)
|
2015 (прогноз)
| ||
1. Количество предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей) на конец года
|
чел.
|
10 943
|
10 995
|
11 207
|
11 445
|
11 709
|
11 948
|
2. Количество малых предприятий (юридических лиц) на конец года
|
ед.
|
4426
|
6142
|
6480
|
6800
|
7160
|
7537
|
3. Количество субъектов среднего предпринимательства на конец года
|
ед.
|
248
|
248
|
248
|
248
|
248
|
248
|
4. Число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения
|
ед.
|
503,6
|
560,8
|
563,1
|
563,8
|
586,7
|
598,7
|
5. Оборот (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства
|
млн руб.
|
50103,00
|
54591,30
|
57543,90
|
61079,40
|
64888,2
|
69030,00
|
6. Доля субъектов малого предпринимательства в экономически активном населении муниципального образования
|
%
|
15,1
|
17,5
|
22,07
|
22,8
|
23,6
|
24,3
|
7. Доля налоговых поступлений в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства
|
млн руб.
|
763,5
|
921,5
|
909,7
|
978,8
|
1012,1
|
1054,3
|
По итогам 2011 г. в Сургуте отмечено увеличение числа субъектов малого предпринимательства. Однако в отношении малых предприятий по данным Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сургуту ХМАО − Югры произошло изменение учета. В 2011 году в число субъектов малого предпринимательства были включены предприниматели, которые предоставили нулевую декларацию, в этой связи их общее количество возросло на 38,77%. В дальнейшем учет субъектов малого предпринимательства будет производится с отражением субъектов, предоставляющих нулевые декларации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства» и Законом ХМАО − Югры от 30.12.2003, Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа − Югры от 09.10.2010 241-п «О целевой программе Ханты-Мансийского автономного округа − Югры «Развитие малого и среднего предпринимательства в Ханты-Мансийском автономном округе − Югре на 2011−2013 годы и на период до 2015 года», в городе Сургуте постановлением Администрации города от 22.09.2009 3673 утверждена долгосрочная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Сургуте на 2010−2012 годы» [4].
Эффективность реализации Программы зависит от уровня финансирования намеченных в ней мероприятий. В 2011 году плановый объем финансирования из местного и окружного бюджетов составил 13 724,44 тыс. руб. [2].
Помощь организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства
Осуществляется оказание финансовой поддержки организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в целях возмещения их затрат или недополученного дохода в размере фактически произведенных расходов, связанных:
1) с предоставлением субъектам компенсации части затрат по уплате процентов за пользование банковскими кредитами, по уплате вознаграждений за гарантии банков, страховых организаций, по договорам поручительства, по уплате лизинговых платежей;
2) предоставлением организациями обеспечения исполнения обязательств субъектов перед банками и другими кредитными организациями в форме поручительства, залога имущества;
3) предоставлением субъектам в аренду на льготных условиях бизнес-инкубируемых нежилых помещений;
4) предоставлением субъектам возмещения части затрат по уплате арендных платежей по договорам аренды нежилых коммерческих помещений.
5) предоставлением субъектам возмещения части затрат на обучение по профилю бизнеса [4].
В 2011 году совершенствование механизмов финансовой поддержки осуществлялось в соответствии со вступившими в силу документами: постановлениями администрации города Сургута об утверждении получателя субсидии на возмещение затрат или недополученных доходов в результате оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, и объема предоставляемой субсидии на 2011 год и постановлениями администрации Сургута о предоставлении субсидии на возмещение фактически произведенных затрат субъектам малого и среднего предпринимательства, субъектам, ведущим семейный бизнес и объеме предоставляемой субсидии на 2011 год [4].
В 2011 года финансовая поддержка была оказана 65 субъектам малого и среднего предпринимательства (около 8,5 млн руб.) [2].
Рост показателей деловой активности субъектов малого и среднего бизнеса
Малое и среднее предпринимательство играет существенную роль в обеспечении стабильности социально-экономического развития города, повышении гибкости его экономики к изменяющимся внешним и внутренним условиям. Наличие в экономике города развитого сектора малого и среднего предпринимательства существенно дополняет перечень производимых товаров, работ и услуг, обеспечивает занятость населения, в значительной степени способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия. Если крупные предприятия определяют техническую мощь города, то малое и среднее предпринимательство в силу своей массовости и территориальной обособленности в значительной мере является его социально-экономической основой.
Меры, направленные на более тесное взаимодействие органов государственной власти, местного самоуправления, организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства, общественных объединений и некоммерческих организаций предпринимателей и предпринимателей города, принимаемые на муниципальном уровне, обеспечили рост следующих показателей деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства:
− количества предпринимателей без образования юридического лица (индивидуальных предпринимателей);
− количества малых предприятий (юридических лиц);
− числа субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 000 человек населения;
− оборота (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства;
− доли субъектов малого предпринимательства в экономически активном населении муниципального образования;
− количества субъектов среднего предпринимательства;
− дополнительные рабочие места;
− налоговые поступления в бюджет муниципального образования от деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Вывод
Анализируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что мероприятия, проводимые в рамках реализации данных программ достаточно эффективны.
Дальнейшая реализация мероприятий, предусмотренных программой, позволит повысить эффективность муниципального управления в решении вопросов социально-экономического развития города Сургута, создать благоприятные условия для роста малого и среднего предпринимательства.
Источники:
2. Носов А.Л. Методология управления развитием инфраструктуры региональной логистики: диссертация ... доктора экономических наук. – СПб, 2007. − 310 с.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 17:56:40