Особенности и проблемы развития предприятий сферы услуг в России
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается особенности и проблемы развития сферы услуг в России. Проанализирована динамика объемов платных услуг населению за 2005−2010 гг. и отраслевая структура сферы услуг в стране. Отмечается, что развитие сферы услуг в целом по России сопряжено с региональными особенностями.
Ключевые слова: сфера платных услуг населению, отраслевая структура сферы услуг, региональная структура сферы услуг
Сегодня российский рынок услуг считается одним из самых перспективных направлений бизнеса. Современной России присуще немало общемировых тенденций развития сферы услуг. Вместе с тем историческая эволюция отечественной сферы услуг своеобразна. Динамика и структура сферы услуг в России в достаточно большой степени определяются суровыми климатическими условиями жизни, обширной, но малонаселенной территорией, значительным многообразием национальных, социальных, региональных и культурно-религиозных особенностей, свойственных населению страны.
При этом следует отметить, что за период с момента начала рыночных реформ до настоящего времени сфера услуг России вышла на качественно новый уровень развития, характеризующийся вполне современными рыночными отношениями.
Согласно общемировым тенденциям значительная часть малых предприятий занята в сфере платных услуг. В свою очередь, развитие малого предпринимательства является одним из наиболее экономически эффективных и кратчайших путей расширения данной сферы.
Одной из современных тенденций в сфере услуг не только в России, но и во всем мире является стремительное распространение новых технологий, в первую очередь, информационно-коммуникационных.
На сегодняшний день развитию российской сферы услуг способствуют не только положительные тенденции в отечественном бизнесе, но и политика в отношении деятельности иностранных компаний сферы услуг на территории нашей страны. Открытие российского рынка услуг и либерализация внешней торговли способствуют активизации деятельности иностранных поставщиков разнообразных видов услуг.
Виды и объемы платных услуг, предоставленных населению России
Согласно данным ВТО [6], в рейтинге стран-экспортеров коммерческих услуг в 2010 г. Россия заняла 23-е место (43,963 млрд долл.), а ее доля составила 1,2%. По импорту коммерческих услуг (70,223 млрд долл.) Россия в 2010 году заняла 16-е место в мире [4]. В целом следует отметить, что в России объемы импорта услуг превышают объемы экспорта. Сфера услуг в России, долгое время не относилась к приоритетным отраслям народного хозяйства. В наше время ситуация изменилась. Так, в 2000 году доля сферы услуг в структуре ВВП страны составляла 53%, а по состоянию на 2010 год эта доля достигла 59% [3].
Сфера платных услуг охватывает достаточно большое число видов деятельности, которые объединяются в группы с помощью различных классификаций, используемых как на международном, так и национальном уровне. Например, согласно классификации Всемирной торговой организации выделяется более 150 видов услуг, сгруппированных в двенадцать категорий [7].
В табл. 1 (представлена дифференцированная по видам услуг динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг. согласно данным Росстата [5].
Таблица 1
Динамика объема платных услуг населению за 2005−2010 гг., млн руб.
Годы
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Объем платных услуг населению
|
2 271 733
|
2 798 901
|
3 424 731
|
4 079 603
|
4 504 455
|
4 851 018
|
Рост по сравнению с предшествующим годом, %
|
126,93
|
123,21
|
122,36
|
119,12
|
110,41
|
107,69
|
Объем бытовых услуг
|
228 679
|
277 883
|
330 839
|
405 839
|
446 728
|
470 990
|
Объем транспортных услуг
|
487 521
|
593 255
|
720 023
|
875 241
|
916 106
|
969 778
|
Объем услуг связи
|
420 277
|
519 651
|
680 884
|
803 004
|
877 293
|
929 786
|
Объем жилищных услуг
|
120 272
|
155 606
|
184 735
|
212 365
|
249 685
|
265 357
|
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
|
60 098
|
74 744
|
92 480
|
107 522
|
105 904
|
111 737
|
Объем коммунальных услуг
|
416 335
|
505 048
|
602 169
|
716 074
|
871 160
|
1 027 002
|
Объем услуг культуры
|
53 232
|
62 334
|
58 595
|
66 623
|
75 494
|
84 744
|
Объем туристских услуг
|
33 849
|
45 312
|
53 961
|
72 975
|
78 228
|
82 246
|
Объем услуг физической культуры и спорта
|
14 862
|
15 735
|
21 744
|
25 562
|
28 170
|
27 857
|
Объем медицинских услуг
|
109 756
|
136 672
|
162 115
|
195 600
|
222 950
|
244 440
|
Объем санаторно-оздоровительных услуг
|
36 082
|
42 766
|
49 158
|
58 125
|
61 090
|
60 523
|
Объем ветеринарных услуг
|
4771
|
5591
|
6310
|
7168
|
8121
|
8780
|
Объем услуг правового характера
|
52 275
|
69 468
|
88 102
|
102 032
|
87 375
|
88 393
|
Объем услуг системы образования
|
152 670
|
192 717
|
241 624
|
287 594
|
310 213
|
326 619
|
Прочие услуги
|
81 053
|
102 120
|
131 992
|
143 879
|
165 940
|
152 766
|
Несмотря на положительную динамику объема платных услуг и положительные экономические прогнозы, развитие отечественного рынка услуг затормаживается. Так, если в 2005 году рост объема платных услуг составил 126,93%, то к 2010 году показатель роста сократился до 107,69%.
Не смотря на это, множество российских отраслей сферы услуг не только являются в достаточной степени сформировавшимися, но и имеют благоприятные перспективы развития.
Структура платных услуг
В табл. 2 представлена структура платных услуг населению в России за 2005−2010 гг. [5].
Таблица 2
Структура платных услуг населению за 2005−2010 гг., в % к итогу
Год
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
|
Объем платных услуг населению
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
100
|
Объем бытовых услуг
|
10,07
|
9,93
|
9,66
|
9,95
|
9,92
|
9,71
|
Объем транспортных услуг
|
21,46
|
21,20
|
21,02
|
21,45
|
20,34
|
19,99
|
Объем услуг связи
|
18,50
|
18,57
|
19,88
|
19,68
|
19,48
|
19,17
|
Объем жилищных услуг
|
5,29
|
5,56
|
5,39
|
5,21
|
5,54
|
5,47
|
Объем услуг гостиниц и аналогичных средств размещения
|
2,65
|
2,67
|
2,70
|
2,64
|
2,35
|
2,30
|
Объем коммунальных услуг
|
18,33
|
18,04
|
17,58
|
17,55
|
19,34
|
21,17
|
Объем услуг культуры
|
2,34
|
2,23
|
1,71
|
1,63
|
1,68
|
1,75
|
Объем туристских услуг
|
1,49
|
1,62
|
1,58
|
1,79
|
1,74
|
1,70
|
Объем услуг физической культуры и спорта
|
0,65
|
0,56
|
0,63
|
0,63
|
0,63
|
0,57
|
Объем медицинских услуг
|
4,83
|
4,88
|
4,73
|
4,79
|
4,95
|
5,04
|
Объем санаторно-оздоровительных услуг
|
1,59
|
1,53
|
1,44
|
1,42
|
1,36
|
1,25
|
Объем ветеринарных услуг
|
0,21
|
0,20
|
0,18
|
0,18
|
0,18
|
0,18
|
Объем услуг правового характера
|
2,30
|
2,48
|
2,57
|
2,50
|
1,94
|
1,82
|
Объем услуг системы образования
|
6,72
|
6,89
|
7,06
|
7,05
|
6,89
|
6,73
|
Прочие услуги
|
3,57
|
3,65
|
3,85
|
3,53
|
3,68
|
3,15
|
Анализ структуры позволяет выделить отрасли сферы услуг, являющиеся лидерами по объемам потребления. К ним относятся: коммунальные услуги – 21,17%, транспортные услуги – 19,99% и услуги связи – 19,17% от общего объема потребления услуг в 2010 году. Такое распределение можно объяснить тем, что указанные виды услуг относятся к жизненно важным и доступны населению в основном на платной основе.
Как уже отмечалось, в отраслевой структуре ВВП России сфера услуг занимает порядка 60%. В рамках исследования сравним вклад отраслей сферы услуг в структуре валовой добавленной стоимости (ВДС) различных субъектов Российской Федерации.
На рис. 3 представлены данные о суммарной доле услуг в структуре валовой добавленной стоимости по федеральным округам [2].
Так, наибольший вклад сферы услуг в ВДС в 2010 году наблюдался по Центральному ФО – 71,1%. Данное значение существенно выше среднероссийского. Данное положение можно объяснить высоким уровнем экономического развития, инвестиционной привлекательностью, сосредоточением деловой активности в большинстве регионов Центрального федерального округа. Наименьшая доля сферы услуг приходиться на Уральский федеральный округ – 38,2%. Столь низкий уровень объясняется исторически сложившейся концентрацией в данном Федеральном округе отраслей, связанных с добычей полезных ископаемых, тяжелой промышленности, металлургии, которые играют главенствующую роль во вкладе в валовую добавленную стоимость.
Региональные особенности развития сферы услуг
Многие специфические черты российской экономики, в том числе и сферы услуг, обусловлены особенностями регионального экономического развития. В то время как в большинстве существующих стран проблема региональной экономики и проблема национальной экономики идентичны по содержанию, в России проблемы региональной экономики обладают ярко выраженной спецификой и определяются типом каждого отдельно взятого региона, его экономико-географическими параметрами, основными ресурсами, производственной базой, инфраструктурой, местом региона в национальной экономической системе и прочими значимыми факторами. Этим определяются и различия в уровнях развития отраслей сферы услуг, на которые существенный отпечаток накладывает именно региональная составляющая [1].
Несмотря на принятие и реализацию целевых программ, направленных на сглаживание различий в уровне развития регионов, по-прежнему можно наблюдать прогрессивные и депрессивные территории, управление развитием которых должно учитывать их специфику.
Источники:
2. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2012: Р32 Стат. сб. / Росстат. − М., 2012. − 990 с.
3. World Development Indicators 2012 // The World Bank. 8985-0. P. 220.
4. WTO Secretariat, Press release // PRESS/628. Geneva. April 7. 2011. P. 21–23.
5. Федеральная служба государственной статистики: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru.
6. The World Bank [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.worldbank.org.
7. The World Travel Organization [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.wto.org.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 15:01:41