Оценка факторов риска внешней среды при реализации учебного оборудования
Скачать PDF | Загрузок: 8
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Песелис А.А. Оценка факторов риска внешней среды при реализации учебного оборудования // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 31-35.
Аннотация:
Обеспечение устойчивости компании в условиях неопределенности внешней среды – одна из важнейших задач управления. Одним из механизмов повышения устойчивости является построение системы управления рисками, позволяющей выявлять и отслеживать факторы риска, определять степень их влияния на бизнес компании и принимать с их учетом взвешенные управленческие решения.
Ключевые слова: оценка рисков, анализ внешней среды компании, STEP-анализ, технические средства обучения
В связи с пристальным вниманием руководства страны к проблемам модернизации технической базы образовательных учреждений и необходимостью повышения качества подготовки специалистов в последние годы в рамках различных государственных программ выделялись значительные средства на закупку современных технических средств обучения, что обусловило динамичное развитие рынка учебного оборудования и сопутствующих продуктов.
Адаптация компаний, оперирующих на рынке программно-аппаратных комплексов для образовательных учреждений, к меняющимся «правилам игры» − ключевой фактор, определяющий устойчивость их развития. Изменения внешней среды определяют новые возможности для развития компаний и одновременно являются источником рисков, своевременная идентификация которых позволяет прогнозировать возможные потери и выработать решения для их минимизации.
Внешняя и внутренняя среда компании
Происходящие во внешней среде изменения обусловливают необходимость не только планировать развитие компании на стратегическую перспективу, но и повышать эффективность внутренних бизнес-процессов, как относящихся к основной производственной деятельности, так и управленческих и обеспечивающих процессов.
Специфика компании, реализующей программно-аппаратные комплексы для образовательных учреждений, состоит в том, что она, с одной стороны, формирует спрос, предлагая инновационные продукты и решения потенциальным клиентам, предвосхищая их потребности, с другой стороны – учитывает тенденции внешней среды и динамику смежных рынков, что позволяет прогнозировать потребности.
Для анализа факторов выделяют внешнюю и внутреннюю среду компании, причем внешняя среда рассматривается как состоящая из двух «слоев»:
− первый – макроокружение, под которым понимается внешняя среда не только по отношению к самой компании, но и рынку, на котором она оперирует;
− второй – мезоокружение, представляющий собой собственно рынок и конкурентное окружение компании.
Необходимость такой сегментации внешней среды обусловлена возможностями влияния компании на факторы внешнего окружения. Факторы макросреды находятся за пределами возможностей влияния, тогда как на факторы мезосреды компания может влиять в зависимости от своих рыночных позиций.
Одним из методов анализа макроокружения компании и прогнозирования факторов риска является STEP-анализ. При проведении STEP-анализа внешние факторы систематизируются по четырем направлениям: социальные, технологические, экономические и политические факторы, причем имеются в виду те факторы, на которые компания не может повлиять. При анализе учитывается временной горизонт, на протяжении которого влияние факторов будет значимо. Использвание результатов анализа для целей стратегического планирования обусловливает целесообразность оценки влияния факторов не только в текущий момент, но и в долгосрочной перспективе.
Экспертная оценка факторов внешней среды
Для оценки изменения влияния факторов внешней среды был проведен опросов экспертов одной из ведущих компаний, реализущей программно-аппаратные комплексы для образовательных учреждений – ПКГ «РОС», в котором им предлагалось на первом этапе выделить основные риски внешней среды, а затем по 5-балльной шкале оценить их влияние на бизнес компании в настоящий момент, через 5 лет, через 10 лет.
Результаты экспертной оценки факторов внешнего окружения с учетом влияния их на бизнес компании (по мере убывания значимости) в стратегической перспективе представлены в табл.
Таблица
Результаты экспертной оценки факторов внешнего окружения
Факторы среды
|
2012
|
2017
|
2022
|
изменения государственной политики в отношении системы образования (в том числе принципов финансирования образовательных учреждений)
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
возможности лоббирования интересов компании
|
5,0
|
5,0
|
5,0
|
распределение полномочий в части принятия решений по вопросу технического перевооружения образовательных учреждений
|
4,8
|
4,6
|
4,6
|
выборы в региональные и местные органы власти
|
4,8
|
4,6
|
4,6
|
политика в области закупок (тендерные процедуры)
|
4,5
|
4,2
|
4,2
|
изменение издержек вследствие изменения налогообложения, стоимости рабочей силы и т.д.
|
4,5
|
4,5
|
4,5
|
спрос на кадры различной квалификации со стороны различных отраслей экономики
|
4,2
|
4,5
|
4,5
|
изменение образовательных стандартов, требований к уровню подготовки в рамках различных дисциплин, соотношения теоретической и практической компоненты в образовательном процессе и т.д.
|
3,5
|
3,9
|
4,3
|
динамика макроэкономических показателей и общее состояние экономики (страны, региона)
|
3,5
|
3,7
|
3,7
|
появление замещающих, конкурирующих, дополняющих технологий
|
3,1
|
3,6
|
4,5
|
уровень инфляции
|
3,0
|
3,2
|
3,2
|
колебание курса валют
|
3,0
|
3,2
|
3,2
|
доступность заемных финансовых ресурсов
|
2,5
|
3,0
|
3,5
|
развитие технологий хранения, передачи и воспроизводства информации
|
2,4
|
3,5
|
5,0
|
доступ к технологиям, лицензирование, патенты
|
2,4
|
3,2
|
4,5
|
проблемы защиты интеллектуальной собственности
|
2,0
|
3,5
|
4,4
|
демографические изменения
|
2,0
|
3,0
|
4,0
|
изменения потребительского поведения, моды, предпочтений
|
2,0
|
3,0
|
4,0
|
этнические, религиозные, культурные факторы
|
1,5
|
2,0
|
2,5
|
В настоящее время именно повышенный интерес государства к проблемам образования и реализация различных программ в сфере образования обусловливает динамично развитие рынка решений для образовательных учреждений.
Экономические, а особенно технологические и социальные факторы в значительно меньшей степени влияют на бизнес компании. Однако в перспективе прогнозируется повышение их значимости. В частности, неблагоприятные демографические изменения могут привести к сокращению количества учащихся образовательных учреждений, что, в свою очередь, скажется на объемах финансирования закупок оборудования образовательного назначения. Изменение потребительского поведения, моды, предпочтений также в перспективе окажет заметное влияние на образовательный процесс и, как следствие, будет обусловливать постоянный рост технологичности оборудования образовательного назначения.
Оценка рынка программно-аппаратных комплексов образовательного назначения
Что же касается мезосреды, то есть собственно рынка программно-аппаратных комплексов образовательного назначения, то его исследование сопряжено с рядом сложностей, главная из которых – сложность определения границ рынка, поскольку лицензирование производства и поставок учебного оборудования не предусмотрено, а сама продукция относится к 96 группам Общероссийского классификатора продукции (ОКП). Определить точное количество компаний, оперирующих на рынке сложно также по той причине, что в последние годы на рынок стали выходить иностранные, в том числе китайские компании, производящие учебное оборудование. Некоммерческая организация Межгосударственная ассоциация разработчиков и производителей учебной техники (МАРПУТ) выделяет три типа производителей и поставщиков оборудования:
− российские производители, в том числе существующие еще с советских времен;
− западные поставщики, которые пытаются выйти на российский рынок, но часто оказываются неконкурентоспособными по цене, а также не всегда вписываются в российские образовательные стандарты;
− китайские производители, активность которых на российском рынке постоянно усиливается [1].
Потребители продукции – это образовательные учреждения дошкольного, общего среднего и профессионального образования, которые достаточно неравномерно распределены в региональном разрезе. Согласно официальным статистическим данным, по количеству учреждений среднего и высшего образования лидируют Центральный и Приволжский федеральные округа.
С учетом того что в 90-е годы техническая база образовательных учреждений была в значительной степени подорвана отсутствием финансирования, то сейчас большинство образовательных учреждений имеет потребность в закупке нового оборудования. Емкость рынка можно определить только исходя из объемов финансирования, заложенных в программах различного уровня. Эксперты МАРПУТ считают, что при текущих объемах бюджетного финансирования на ближайшие 5−10 лет можно прогнозировать сохранение высоких темпов развития рынка.
Позиции же конкретных игроков рынка определяются не столько качественными характеристиками продукции, сколько их лоббистскими усилиями и возможностями.
Вывод
Таким образом, состояние рынка и тенденции его развития на обозримую перспективу определяют как возможности для развития компании, так и угрозы, связанные с усилением конкуренции, выходом на рынок новых игроков, ценовыми войнами. Успех компании в конкурентной борьбе во многом будет определяться способностью гибко реагировать на происходящие изменения, повышать внутреннюю эффективность, находить оптимальные решения по нивелированию рисков. В связи с этим система риск-менеджмента должна быть интегрирована в бизнес-процессы компании на всех уровнях – от стратегического управления до операционной деятельности и процессов ее обеспечения.
Кроме того, внедрение в компании управления рисками затронет и организационный уровень. Необходимость исследований рынка и мониторинга факторов внешней среды определяют целесообразность выделения в организационной структуре компании подразделения, за которым будут закреплены соответствущие функции. Необходима постоянная актуализация стратегии развития компании с учетом изменений внешней среды и привязка рисков к бизнес-процессам компании для качественной оценки их влияния.
Источники:
2. Паштова Л.Г. Риск-менеджмент а предприятии // Справочник экономиста. – 2005. − № 3.
3. Яркина Т.В. Основы экономики предприятия: учебное пособие [Электронный ресурс]. – Режим доступа: //www.aup.ru/books/m64/1_3.htm.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:18:15