Инвестиционная политика и ее роль в стратегии социально-экономического развития страны
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 3 (225), Февраль 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Сулейманов М.Д. Инвестиционная политика и ее роль в стратегии социально-экономического развития страны // Российское предпринимательство. – 2013. – Том 14. – № 3. – С. 4-10.
Аннотация:
Социально-экономическое развитие любой страны в решающей степени зависит от проводимой в ней инвестиционной политики. В современных условиях важную роль в этой области играет государство, которое не только определяет «правила игры» на инвестиционном поле, но и имеет значительные возможности по мобилизации и перераспределению на эти цели части доходов частных субъектов экономической деятельности.
Ключевые слова: источники инвестиций, модели осей и центров развития, межрегиональное перераспределение ресурсов, отраслевые приоритеты, программа действий
Цели инвестиционного развития России в самом общем виде заключаются в максимальном использовании природного, трудового и научного потенциалов страны. Не вывозить природные ресурсы из страны, а перерабатывать их в национальной промышленности, не замещать «нехватку» работников мигрантами, а создавать новые рабочие места для коренного населения, и т.д. А прежде чем ставить вопрос о новых вложениях в высшее образование, следует обеспечить выпускникам вузов возможность применять свои профессиональные знания и способности в российской экономике.
Экономика «трубы» и массового импорта готовых продуктов, а также парадные проекты, вроде Сколково и Международного финансового центра, как становится очевидным, таких возможностей не предоставляют.
Источники и формы инвестиционной деятельности
Источники и формы инвестиционной деятельности связаны между собой, и основными источниками являются собственные средства субъектов экономической деятельности, кредитные ресурсы, фондовый рынок, государство и иностранные инвесторы. Как он используются в российских условиях?
Самофинансирование предприятий во всех стабильно развивающихся странах мира обеспечивает до 70% всех инвестиционных потребностей экономики. У нас средствами налоговой политики государство этот источник практически исключает (тройное – по прибыли, имуществу плюс НДС – обложение предприятий, и также тройное – по зарплате, через НДС и социальные платежи – обложение труда).
Кредит – по существующим процентным ставкам для производственных целей практически непригоден, такую окупаемость могут обеспечить только либо торговля либо чистые спекуляции.
Фондовый рынок – ограничен и нестабилен, все более-менее серьезные российские компании предпочитают размещать свои IPO на зарубежных фондовых площадках.
Государство уже объявило свои приоритеты: социальные обязательства и военные расходы. А важнейшие среди необъявляемых – резервные фонды, размещаемые за рубежом, и зрелищно-парадные мероприятия (олимпийские игры, чемпионат мира по футболу, и т.д.).
И, наконец, иностранные инвесторы. Но последние резонно задают вопрос: если государство само считает вложение своих ресурсов в российскую экономику слишком рискованным и к тому же позволяет российскому бизнесу (включая и госкомпании) уводить свои капиталы и иные активы в зарубежные «оффшорные зоны», то зачем же идти на такие риски иностранцам?
Средства инвестиционной деятельности хорошо известны и давно и спешно применяются во всех странах успешного развития:
– во-первых, налоговая политика: исключение многократных форм обложения бизнеса и труда, применение режима ускоренной амортизации, льгот в виде «налогового кредита», установление нормального необлагаемого минимума дохода, и т.д.;
– во-вторых, радикальное улучшение инвестиционного климата в стране (по всем направлениям) – о чем у нас много говорится, но мало делается;
– в третьих, коренной пересмотр приоритетов в политике государственных инвестиций. Здесь весь опыт развитых стран показывает, что приоритетным является развитие сети транспортных коммуникаций.
В связи с этим за основу предлагается принять модели осей и центров развития.
Обе эти модели исторически характерны именно для стран с большой территорией. Национальные проекты развития по транспортным осям: Лос-Анжелес – Сан-Франциско, в США, и Пекин-Шанхай, в Китае. Региональные проекты, как центры развития – Силиконовая долина в США, портовые зоны Роттердама, Гамбурга, Милан-Турин в Италии, и т.д.
Модели осей и центров развития
Для современной России предлагаются следующие три «оси развития»: Москва − Санкт-Петербург, Москва – Минск, Москва − Ростов-на-Дону.
Экономически все эти три оси формируются на базе современного автобана (с минимальной скоростью передвижения в 100−120 км в час) и линии скоростной железной дороги (средняя скорость не менее 200−250 км в час). Обе дорожные линии прокладываются параллельно, идут мимо жилых поселений и имеют перспективу дальнейшего продления (на Хельсинки, Калининград и Северный Кавказ). Конечная цель – стыковка с действующей сетью европейских автобанов и с формирующейся системой скоростных железных дорог Европы (от Мадрида до Стокгольма и от Лондона до Берлина и Рима).
Финансирование соответствующих строительных работ осуществляется за счет федеральных источников, с возможным привлечением целевых внешних кредитов. Обеспечение – реально высокий рост цен федеральных земель, прилегающих к указанным дорожным объектам.
Среди «центров развития», определяющих региональную составляющую предлагаемой Концепции, первые три – Калининградская область, Владивосток − Находка и район Северного Кавказа, прилегающий к Черному морю (последний далее «подтягивается» к федеральной оси Москва − Ростов). Следующими могут быть район Поволжья (Казань − Нижний Новгород) и Санкт-Петербург − Выборг.
Источники финансирования – налоговые доходы конкретных регионов (для чего государством должно быть предусмотрено соответствующее целевое перераспределение налоговой базы этих регионов), целевые региональные займы и самофинансирование предприятий (например, в форме предоставления «налоговых каникул» для предприятий, создающих новые высокотехнологичные рабочие места.
Межрегиональное перераспределение ресурсов и отраслевые приоритеты
Предлагается также использование механизма межрегионального перераспределения ресурсов – по примеру Германии, где вместо централизованного перераспределения бюджетных средств действует механизм взаимосогласованного формирования и распределения средств «богатых» регионов (земель) через фонд регионального развития.
Преимущества такого механизма в следующем:
– во-первых, регионы-заемщики должны соответственно обосновывать свои потребности перед партнерами-донорами;
– во-вторых, регионы-доноры, прежде чем выделять новые средства, могут требовать строго отчета об использовании ранее выданной помощи. И при этом центр напрямую не вовлекается в эти споры и переговоры, но может играть роль заинтересованного общего патрона.
Соответственно программа инвестиционного развития России должна иметь две составляющие – федеральную и региональные, разрабатываемые строго в отраслевом разрезе. А сама эта Программа строится из конкретных проектов и предусматривает процесс ее последовательной реализации по этапам и отдельным звеньям.
Государству следует четко определиться с отраслевыми приоритетами. Было: удвоение ВВП, толлинг, энергетическая сверхдержава, особые экономические зоны, национальные проекты, нанотехнологии, международный финансовый центр, и т.д.
Мы предлагаем, вместо этих метаний, следующие приоритеты:
− промышленность, и в ней машиностроение – как «хребет» любого самостоятельного государства;
− сельское хозяйство, и в нем – животноводство – как основа любой программы обеспечения продовольственной независимости страны;
− переработка собственного сырья (природного и сельскохозяйственного) на собственной промышленной базе;
− конечно, дороги – без современных железных и шоссейных дорог Россия вообще не может быть самостоятельной экономической державой;
− развитие информационных технологий и систем связи (гарантия дешевого доступа к связи и интернету для каждого гражданина).
Этапы примерной программы действий
И, наконец, покажем примерную Программу действий, в разбивке на два начальных этапа.
На первом этапе:
а) по линии системы налогообложения:
− снижение налоговой нагрузки на промышленность − путем отмены налога на имущество, снижения ставки НДС для импорта новой техники, введения режима ускоренной (единовременной) амортизации, применения для предприятий «налоговых кредитов» (как в Великобритании и США);
− снижение налоговой нагрузки на труд – путем установления необлагаемого минимума заработка в 10 тыс. руб. в месяц и введения социального налога по ставке в 15% (в Казахстане – 10%);
− предоставление промышленным предприятиям права перехода на режим обложения единым налогом по ставке до 5% (от выручки) – как в США;
− стимулирование внутреннего производства продовольствия – путем установления нулевой ставки НДС для с\х продукции (как в Великобритании);
− отмена возмещения НДС при экспорте сырья (как в Китае);
− введение возврата (возмещения) НДС для иностранных туристов (как во всех развитых странах);
б) по линии государственной инвестиционной политики:
− принятие долгосрочной федеральной программы строительства дорог – как основы для реализации модели осей развития;
− создание государственной компании – для обеспечения коммуникационных гарантий всему населению России;
− создание государственной лизинговой компании;
в) по линии создания благоприятного инвестиционного климата:
− контроль и ограничение коррупции – путем предания ее гласности за счет введения всеобщего обложения доходов (как во всех развитых странах);
− создание особого экономического района в Калининграде – с режимом регулирования, конкурентным со странами Балтии;
− введение льготного получения вида на жительства в Российской Федерации «по инвестиционным мотивам» (с минимумом инвестиций в 300 тыс. евро) – с мониторингом его привлекательности и действенности.
На втором этапе:
а) по линии системы налогообложения:
− доведение ставки НДС до 10% (как в Казахстане) и с отменой всех льгот по НДС;
− введение в качестве регионального – налога с продаж по ставке до 5%;
− введение прогрессивной шкалы налогообложения для физических лиц с применением «налоговых кредитов» (как во всех развитых странах);
б) по линии государственной инвестиционной политики:
− создать льготные условия для частных пенсионных вкладов;
− создать льготные условия для инвестирования средств государственных и корпоративных пенсионных фондов в облигации государственных инвестиционных программ;
в) по линии создания благоприятного инвестиционного климата:
− развитие вышеуказанных региональных центров развития и создание системы промышленных и инновационных особых экономических зон (на основе опыта зон Калининграда и Сколково).
Заключение
В заключение подчеркнем, что все, что предложено выше – давно и успешно опробовано в других странах. Добавим, что достаточно и негативного опыта – у стран, которые таких действий не предпринимали или слишком задерживались с их реализацией. И если Китай и Мексика уже ушли далеко вперед, то нам нужно хотя бы попытаться удержаться за Бразилией или Вьетнамом. Экономика «трубы» не может быть вечной, всякая труба когда-нибудь обязательно иссякнет.
Источники:
2. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. Инвестиции: учеб. пособие – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. − С. 7−8.
3. Ковалев В.В., Иванов В.В., Лялин В.А. Инвестиции: учебник. – М.: ТК Велби; Изд-во «Проспект», 2006. − С. 9−34.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:18:09