Стимулирование предпринимательской деятельности на основе реформирования налогообложения имущества в Украине
Скачать PDF | Загрузок: 22
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Как уменьшить расслоение населения Украины и «тенизацию» ее экономики? Автор считает, что эти проблемы можно решить путем внесения изменений в налогообложение имущества. В частности, рассматривается пример с налогообложением автомобилей. Предлагается при расчете суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств использовать в качестве базовой не покупную, а рыночную стоимость автомобилей, для наиболее дорогих марок применять повышенные процентные ставки.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налогообложение, Украина, транспортные средства, имущество
Украинская социально-экономическая система характеризуется значительным расслоением населения с относительно незначительной долей среднего класса, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. С целью стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения степени «тенизации» экономики в целом перспективным является уменьшения налоговой нагрузки на сферу производства (в том числе, ставки единого социального сбора) с адекватным увеличением налогообложения потребления и имущества, в том числе движимого как символа статуса физического лица в социальной системе. Имущественное налогообложение в Украине представлено акцизным налогом, сбором за первую регистрацию транспортного средства, платой за землю и налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Согласно ст. 9 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) [1], акцизный налог, сбор за первую регистрацию транспортного средства и плата за землю принадлежат к общегосударственным налогам и сборам. Ситуация с имущественными налогами: на Украине и за рубежом Согласно ст. 234 НКУ, сбор за первую регистрацию транспортного средства составляет 12−40 руб. за каждые 100 куб. см двигателя (1 украинская гривна приблизительно соответствует 4 рублям по официальному курсу Национального банка Украины). Единоразовый платеж не учитывает цену транспортного средства, жестко не дифференцирует ставку по характеру использования транспортного средства – производственные нужды или личные нужды домохозяйств. В США имущественный налог платится как физическими, так и юридическими лицами, в том числе и с транспортных средств в размере 0,33−6,75% от рыночной стоимости имущества [3]. В Германии в бюджеты земель поступают доходы от налогообложения имущества налогоплательщика, как юридических, так и физических лиц. Базой налогообложения выступает совокупное имущество плательщика на начало календарного года, уменьшенное на сумму необлагаемого минимума. Ставка налога дифференцирована для плательщиков: физических лиц – 0,5%; для юридических лиц – 0,6% [4]. Во Франции ставка налога на автотранспортные средства предприятий и компаний колеблется в зависимости от количества автомобилей и мощности двигателя. Особенностью налоговой системы является то, что сумма налогов на прибыль и имущественных налогов не должна превышать 85% всего дохода плательщика [4]. В Грузии физические лица платят налог на имущество с таких активов, как легковые автомобили, яхты, катера, самолеты, вертолеты. Ставка налога не может превышать 1,0 % от балансовой остаточной стоимости – для юридических лиц, или 1,0 % стоимости имущества – для физических лиц. Предлагаемые изменения в налогообложении имущества В мировой практике предполагается, как правило, предоставление льгот объектам (типам имущества), а не налогоплательщикам. Учитывая указанный выше международный опыт, с целью изъятия части финансовых ресурсов из «теневого» оборота и перенаправления их на производственные цели, предпринимательскую деятельность целесообразно видоизменить налогообложение имущества с введением 0,15−0,5% ставок от рыночной стоимости объекта налогообложения, причем повышенную ставку использовать для элитной группы имущества по критерию рыночной стоимости. Таблица 1
Цена автомобилей в Украине
| Цена автомобилей, тыс. рубл. | Доля, % | Средневзвешенная цена, тыс. рубл. |
| 0 – 166,4 | 2 | 466,697 |
| 166,4 – 270,4 | 18 | |
| 270,4 – 416,0 | 25 | |
| 416,0 – 624,0 | 20 | |
| 624,0 – 915,2 | 19 | |
| 915,2 – 1 456,0 | 10 | |
| Свыше 1 456,0 | 6 |
Парк автомобильной техники в Украине на 01.01. 2011
| Автомобильная техника | Количество, млн ед. | Доля, % |
| Легковые автомобили | 7,849 | 83,3 |
| Грузовые автомобили | 1,394 | 14,8 |
| Автобусы | 0,175 | 1,9 |
| Всего: | 9,418 | 100,0 |
Источники:
2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 № 4282-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
3. Молодченко Т.Г. Местные налоги как основа финансовой независимости местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. – Вып. 4 (27). – 2009. – С. 1–6.
4. Фрадинский О.А. Отечественный и международный опыт эволюции налогообложения недвижимого имущества // Вестник Хмельницкого национального университета. – 2010. – № 6. – Т. 4. – С. 346–351.
5. Автомобильная статистика Украины (краткий обзор) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrautoprom.com.ua.
6. Авторынок Украины: «дно» кризиса уже пройдено? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://autoban.pp.ua.
Страница обновлена: 02.08.2025 в 08:52:46
Download PDF | Downloads: 22
Stimulation of Entrepreneurial Business on the Basis of Reforming the Taxation of Property in Ukraine
Tokar V.V.Journal paper
Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 1 / January, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Abstract:
How to reduce the stratification of the population of Ukraine and "shadowing" of its economy? The author believes that these problems can be solved by making changes to the taxation of property. In particular, the case study of the car taxation is examined. It is proposed in the calculation of the amount of fee for the first registration of vehicles, to use as the base not the purchase price but the market value of cars, and for the most expensive brands to use higher interest rates.
Keywords: entrepreneurship, property, taxation, vehicles
