Стимулирование предпринимательской деятельности на основе реформирования налогообложения имущества в Украине

Токарь В.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Как уменьшить расслоение населения Украины и «тенизацию» ее экономики? Автор считает, что эти проблемы можно решить путем внесения изменений в налогообложение имущества. В частности, рассматривается пример с налогообложением автомобилей. Предлагается при расчете суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств использовать в качестве базовой не покупную, а рыночную стоимость автомобилей, для наиболее дорогих марок применять повышенные процентные ставки.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налогообложение, Украина, транспортные средства, имущество



Украинская социально-экономическая система характеризуется значительным расслоением населения с относительно незначительной долей среднего класса, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. С целью стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения степени «тенизации» экономики в целом перспективным является уменьшения налоговой нагрузки на сферу производства (в том числе, ставки единого социального сбора) с адекватным увеличением налогообложения потребления и имущества, в том числе движимого как символа статуса физического лица в социальной системе. Имущественное налогообложение в Украине представлено акцизным налогом, сбором за первую регистрацию транспортного средства, платой за землю и налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Согласно ст. 9 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) [1], акцизный налог, сбор за первую регистрацию транспортного средства и плата за землю принадлежат к общегосударственным налогам и сборам. Ситуация с имущественными налогами: на Украине и за рубежом Согласно ст. 234 НКУ, сбор за первую регистрацию транспортного средства составляет 12−40 руб. за каждые 100 куб. см двигателя (1 украинская гривна приблизительно соответствует 4 рублям по официальному курсу Национального банка Украины). Единоразовый платеж не учитывает цену транспортного средства, жестко не дифференцирует ставку по характеру использования транспортного средства – производственные нужды или личные нужды домохозяйств. В США имущественный налог платится как физическими, так и юридическими лицами, в том числе и с транспортных средств в размере 0,33−6,75% от рыночной стоимости имущества [3]. В Германии в бюджеты земель поступают доходы от налогообложения имущества налогоплательщика, как юридических, так и физических лиц. Базой налогообложения выступает совокупное имущество плательщика на начало календарного года, уменьшенное на сумму необлагаемого минимума. Ставка налога дифференцирована для плательщиков: физических лиц – 0,5%; для юридических лиц – 0,6% [4]. Во Франции ставка налога на автотранспортные средства предприятий и компаний колеблется в зависимости от количества автомобилей и мощности двигателя. Особенностью налоговой системы является то, что сумма налогов на прибыль и имущественных налогов не должна превышать 85% всего дохода плательщика [4]. В Грузии физические лица платят налог на имущество с таких активов, как легковые автомобили, яхты, катера, самолеты, вертолеты. Ставка налога не может превышать 1,0 % от балансовой остаточной стоимости – для юридических лиц, или 1,0 % стоимости имущества – для физических лиц. Предлагаемые изменения в налогообложении имущества В мировой практике предполагается, как правило, предоставление льгот объектам (типам имущества), а не налогоплательщикам. Учитывая указанный выше международный опыт, с целью изъятия части финансовых ресурсов из «теневого» оборота и перенаправления их на производственные цели, предпринимательскую деятельность целесообразно видоизменить налогообложение имущества с введением 0,15−0,5% ставок от рыночной стоимости объекта налогообложения, причем повышенную ставку использовать для элитной группы имущества по критерию рыночной стоимости. Таблица 1

Цена автомобилей в Украине

Цена автомобилей, тыс. рубл.Доля, %Средневзвешенная цена, тыс. рубл.
0 – 166,42466,697
166,4 – 270,418
270,4 – 416,025
416,0 – 624,020
624,0 – 915,219
915,2 – 1 456,010
Свыше 1 456,06
* Примечание: подсчитано и составлено автором на основе [6]. В качестве границы элитарности легковых автомобилей можно использовать нижнюю границу верхнего ценового интервала, а именно 1456,0 тыс. руб. Несмотря на глобальный финансовый кризис, на начало 2011 года парк автомобильной техники в Украине превысил 9 млн единиц (см. табл. 2). Таблица 2

Парк автомобильной техники в Украине на 01.01. 2011

Автомобильная техникаКоличество, млн ед.Доля, %
Легковые автомобили7,84983,3
Грузовые автомобили1,39414,8
Автобусы0,1751,9
Всего:9,418100,0
* Примечание: составлено автором на основе [5]. Учитывая то, что средневзвешенная цена автомобилей в Украине составляет 466,697 тыс. руб., а общее количество автомобилей уже в начале 2011 года достигла 9,4 млн ед., база налогообложения автомобильной техники составляет минимум 4,387 трлн руб. (466,697 тыс. руб. х 9,4 млн ед.). При условии налогообложения по ставке 0,15%, общие доходы консолидированного бюджета могут составить 6,58 млрд руб. (4,387 руб. х 0,15 %). Вывод Таким образом, минимальная потенциальная сумма налога с владельцев автомобилей составляет 6,58 млрд руб., что составляет 0,44% от доходов (1,483 трлн. руб.), 0,41% от расходов (1,587 трлн руб.) и 6,55% от дефицита (100,518 млрд руб.) консолидированного бюджета Украины на 2012 г.

Источники:

1. Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 № 2755-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 № 4282-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
3. Молодченко Т.Г. Местные налоги как основа финансовой независимости местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. – Вып. 4 (27). – 2009. – С. 1–6.
4. Фрадинский О.А. Отечественный и международный опыт эволюции налогообложения недвижимого имущества // Вестник Хмельницкого национального университета. – 2010. – № 6. – Т. 4. – С. 346–351.
5. Автомобильная статистика Украины (краткий обзор) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrautoprom.com.ua.
6. Авторынок Украины: «дно» кризиса уже пройдено? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://autoban.pp.ua.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:15:56