Стимулирование предпринимательской деятельности на основе реформирования налогообложения имущества в Украине
Скачать PDF | Загрузок: 7
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Как уменьшить расслоение населения Украины и «тенизацию» ее экономики? Автор считает, что эти проблемы можно решить путем внесения изменений в налогообложение имущества. В частности, рассматривается пример с налогообложением автомобилей. Предлагается при расчете суммы сбора за первую регистрацию транспортных средств использовать в качестве базовой не покупную, а рыночную стоимость автомобилей, для наиболее дорогих марок применять повышенные процентные ставки.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность, налогообложение, Украина, транспортные средства, имущество
Украинская социально-экономическая система характеризуется значительным расслоением населения с относительно незначительной долей среднего класса, в том числе представителей малого и среднего бизнеса. С целью стимулирования предпринимательской деятельности и уменьшения степени «тенизации» экономики в целом перспективным является уменьшения налоговой нагрузки на сферу производства (в том числе, ставки единого социального сбора) с адекватным увеличением налогообложения потребления и имущества, в том числе движимого как символа статуса физического лица в социальной системе. Имущественное налогообложение в Украине представлено акцизным налогом, сбором за первую регистрацию транспортного средства, платой за землю и налогом на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Согласно ст. 9 Налогового кодекса Украины (далее – НКУ) [1], акцизный налог, сбор за первую регистрацию транспортного средства и плата за землю принадлежат к общегосударственным налогам и сборам. Ситуация с имущественными налогами: на Украине и за рубежом Согласно ст. 234 НКУ, сбор за первую регистрацию транспортного средства составляет 12−40 руб. за каждые 100 куб. см двигателя (1 украинская гривна приблизительно соответствует 4 рублям по официальному курсу Национального банка Украины). Единоразовый платеж не учитывает цену транспортного средства, жестко не дифференцирует ставку по характеру использования транспортного средства – производственные нужды или личные нужды домохозяйств. В США имущественный налог платится как физическими, так и юридическими лицами, в том числе и с транспортных средств в размере 0,33−6,75% от рыночной стоимости имущества [3]. В Германии в бюджеты земель поступают доходы от налогообложения имущества налогоплательщика, как юридических, так и физических лиц. Базой налогообложения выступает совокупное имущество плательщика на начало календарного года, уменьшенное на сумму необлагаемого минимума. Ставка налога дифференцирована для плательщиков: физических лиц – 0,5%; для юридических лиц – 0,6% [4]. Во Франции ставка налога на автотранспортные средства предприятий и компаний колеблется в зависимости от количества автомобилей и мощности двигателя. Особенностью налоговой системы является то, что сумма налогов на прибыль и имущественных налогов не должна превышать 85% всего дохода плательщика [4]. В Грузии физические лица платят налог на имущество с таких активов, как легковые автомобили, яхты, катера, самолеты, вертолеты. Ставка налога не может превышать 1,0 % от балансовой остаточной стоимости – для юридических лиц, или 1,0 % стоимости имущества – для физических лиц. Предлагаемые изменения в налогообложении имущества В мировой практике предполагается, как правило, предоставление льгот объектам (типам имущества), а не налогоплательщикам. Учитывая указанный выше международный опыт, с целью изъятия части финансовых ресурсов из «теневого» оборота и перенаправления их на производственные цели, предпринимательскую деятельность целесообразно видоизменить налогообложение имущества с введением 0,15−0,5% ставок от рыночной стоимости объекта налогообложения, причем повышенную ставку использовать для элитной группы имущества по критерию рыночной стоимости. Таблица 1
Цена автомобилей в Украине
Цена автомобилей, тыс. рубл. | Доля, % | Средневзвешенная цена, тыс. рубл. |
0 – 166,4 | 2 | 466,697 |
166,4 – 270,4 | 18 | |
270,4 – 416,0 | 25 | |
416,0 – 624,0 | 20 | |
624,0 – 915,2 | 19 | |
915,2 – 1 456,0 | 10 | |
Свыше 1 456,0 | 6 |
Парк автомобильной техники в Украине на 01.01. 2011
Автомобильная техника | Количество, млн ед. | Доля, % |
Легковые автомобили | 7,849 | 83,3 |
Грузовые автомобили | 1,394 | 14,8 |
Автобусы | 0,175 | 1,9 |
Всего: | 9,418 | 100,0 |
Источники:
2. Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2012 год» от 22.12.2011 № 4282-VI [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.zakon1.rada.gov.ua.
3. Молодченко Т.Г. Местные налоги как основа финансовой независимости местного самоуправления // Теория и практика государственного управления. – Вып. 4 (27). – 2009. – С. 1–6.
4. Фрадинский О.А. Отечественный и международный опыт эволюции налогообложения недвижимого имущества // Вестник Хмельницкого национального университета. – 2010. – № 6. – Т. 4. – С. 346–351.
5. Автомобильная статистика Украины (краткий обзор) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ukrautoprom.com.ua.
6. Авторынок Украины: «дно» кризиса уже пройдено? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://autoban.pp.ua.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:15:56