Хабаровский край: проблемы рынка продовольствия и пути его регулирования
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматриваются механизм государственного регулирования и контроля качества продовольственной продукции в целях обеспечения продовольственной безопасности Хабаровского края. Предлагаются меры по совершенствованию качественных показателей продовольственного рынка в контексте вступления России в ВТО.
Ключевые слова: производственный контроль качества, коэффициент качества, безопасность пищевых продуктов, экологически чистая продукция
Проблема увеличения поступления на продовольственный рынок некачественных, фальсифицированных и опасных для здоровья продуктов не решена в Хабаровском крае и сохранила остроту в начале второго десятилетия XXI века. Государственное регулирование в области обеспечения продовольственной безопасности Хабаровского края в качестве приоритетов рассматривает:
1) повышение качества и безопасности пищевых продуктов и развитие межрегиональной торговли, а также совершенствования механизмов государственного нормирования в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов и государственной регистрации пищевых продуктов, оценки и подтверждения соответствия требованиям нормативных документов пищевых продуктов;
2) технико-технологическую модернизацию производства и оптимизацию его объемов (в соответствии с внутренними потребностями региона и перспективами формирования соевого кластера;
3) усиление государственного надзора и контроля в области качества и безопасности пищевых продуктов, мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов, здоровья населения [3].
Законодательная и нормативная база решения этих задач включает в себя федеральные законы, санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы, гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, положения о типовых программах производственного контроля, методические рекомендации по организации и проведению производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий на предприятиях общественного питания и др.
Коэффициент качества, определяемый как доля забракованных товаров
В целях определения подходов к исследованию механизмов регулирования и оценки состояния продовольственной безопасности в крае, выделим показатели, характеризующие качество, безопасность питания. Это − коэффициент качества, определяемый как доля забракованных товаров в общем объеме проинспектированных товаров и уровень производственного контроля за качеством продовольственной продукции. Данные обследований и экспертиз представлены в табл.
Таблица
Удельный вес забракованного и сниженного в сортности товаров в общем объеме проинспектированных продовольственных товаров, %*
Наименование продукции |
Всего товаров забраковано и снижено в сортности
|
в том числе импортных товаров
| ||||||
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
| |
мясо и субпродукты
|
95,0
|
63,0
|
25,0
|
20,9
|
99,0
|
74,0
|
55,3
|
15,7
|
птица
|
40,0
|
53,0
|
31,9
|
27,6
|
40,3
|
44,0
|
68,8
|
43,0
|
колбасные изделия
и копчености |
5,8
|
25,0
|
66,6
|
31,8
|
25,4
|
100,0
|
100,0
|
-
|
рыба и рыбопродукты
|
43,2
|
39,0
|
69,4
|
42,5
|
90,5
|
100,0
|
42,9
|
40,0
|
цельномолочная продукция
|
43,4
|
2,1
|
10,2
|
14,4
|
63,0
|
3,2
|
2,4
|
2,0
|
масло животное
|
60,8
|
46,4
|
73,9
|
18,1
|
68,2
|
53,3
|
44,4
|
57,1
|
сыры всех видов
|
12,3
|
31,8
|
15,4
|
35,6
|
50,0
|
68,3
|
15,9
|
48,3
|
продукция детского питания
|
1,5
|
-
|
1,7
|
-
|
5,0
|
-
|
2,7
|
-
|
масло растительное
|
36,0
|
78,5
|
1,6
|
0,1
|
70,7
|
12,0
|
26,3
|
-
|
яйца
|
90,0
|
68,0
|
43,2
|
39,7
|
-
|
-
|
-
|
-
|
кондитерские изделия
|
10,4
|
7,5
|
9,2
|
11,1
|
1,6
|
2,0
|
5,4
|
2,1
|
консервы мясные
и мясорастительные |
21,0
|
37,0
|
22,4
|
6,5
|
45,5
|
-
|
100
|
-
|
Из данных таблицы видно, что доля забракованных продовольственных товаров очень высока. В 2007 году большая доля забракованных и сниженных в сортности товаров наблюдается по рыбе (42,5%) и рыбопродуктам (39,7%), яйцам, колбасным изделиям и копченостям (31,8%). Однако при этом наметилась тенденция повышения качества продуктов питания и снижения доли забракованного товара. На этом фоне прослеживается тенденция ухудшения качества товаров местного производства: кулинарных изделий, молокопродуктов, детского питания, рыбы и рыбной продукции, птицеводческой и мясной продукции. Не соответствует гигиеническим нормативам 5,8% всех проб, преимущественно за счет продукции местного производства. Наиболее высокие показатели несоответствия качества продуктов питания установленным требованиям отмечались в кулинарных изделиях (11,1%), рыбе и рыбопродукции (8,2%), молокопродуктах и детском питании (8%), птицеводческой и мясной продукции (7,3%). В 0,2% исследованных проб, преимущественно мясной и птицеводческой продукции местного производства, были обнаружены микроорганизмы сальмонеллеза.
К механизмам контроля относят системы управления качеством продукции на производстве и в оптовой и розничной торговле, что актуализирует проблему повышения качества профессиональной подготовки товароведов. Объектами производственного контроля являются торговые, складские, административно-бытовые, подсобные, технические помещения, помещения для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, транспорт, оборудование, технологические процессы, рабочие места, используемые для выполнения работ, оказания услуг, а также продукты питания.
Политика по обеспечению продовольственной безопасности и существующие проблемы
На государственном уровне к механизмам решения проблемы продовольственной безопасности относят налоговые льготы, субсидирование и дотирование производителей, лизинг сельскохозяйственной техники, оборудования, компенсационные платежи, целевые сборы, акцизы, налоги и пошлины на импортное продовольствие, создание совместных предприятий с иностранными инвесторами). Однако проблема повышения качества пищевой продукции до сих пор не решена.
Так, в 2006 – 2011 годах в Хабаровском крае по показателям химической безопасности исследовано 8,5 тысяч проб продовольственного сырья и пищевых продуктов. Доля не соответствующих гигиеническим нормативам проб составил 1,6% (в 2010 году – 1,1%). За 9 месяцев 2011 года было забраковано 647 партий пищевых продуктов. Основными химическими загрязнителями остались нитраты, которые были обнаружены в 7,8% исследованных проб овощной продукции преимущественно импортного производства [1].
Как показывает практика, экономическая активность государства должна способствовать решению проблемы продовольственной безопасности. Проблемными моментами остаются:
1) диспаритет цен между сельскохозяйственной и промышленной продукций, в частности − монопольно высокими ценами на услуги монополизированных видов экономической деятельности (ТЭК, железнодорожный транспорт);
2) отсутствие современной системы инфраструктурного обеспечения АПК;
3) неэффективная социальная и кадровая политики в АПК;
4) недоиспользование возможностей привлечения рентных доходов краевого бюджета от недропользования в нефтегазовом и обрабатывающем секторах региональной экономики для восстановления экологической чистоты;
5) отсутствие действенного экологического мониторинга в системе землепользования, количественных и качественных показателей рационального или нерационального землепользования, влияющих на качество продукции (общедоступного перечня химических веществ, биологических, физических и иных факторов, критерии выбора точек, в которых осуществляются отбор проб, лабораторные исследования и испытания, определение периодичности отбора проб и проведения исследований, в том числе в санитарно-защитной зоне и в зоне влияния предприятий пищепрома).
Механизмы, которые могут повысить качество продовольствия
Полагаем, что в связи с вступлением России в ВТО, более эффективным механизмами могут стать:
1) создание в структуре министерства сельского хозяйства края подразделения или агентства («регулятора»), которое станет заниматься привлечением инвестиций в АПК и внедрять системы менеджмента качества продукции в соответствии со стандартами серии МС ИСО 9000 или системы ХАССП в связи с вступлением России в ВТО;
2) переход к бюджетно-проектному финансированию АПК региона и производителей;
3) включение в программы развития АПК в крае финансирования и стимулирования экологически чистого производства.
В отношении последнего предложения, речь идет о выделении земель и проектном финансировании животноводческих и овощеводческих ферм, готовых перейти на выпуск экологически чистой продукции. Термин «organic food» (англ. «экологически чистые» или «органические» продукты) применяется к продуктам питания, произведенным в соответствии с нормативами «Общеевропейского соглашения по органическому производству сельскохозяйственной продукции» от 24.06.1991 года.
У нас эту продукцию называют «ЭКО». К статусным критериям такой продукции относят: органические методы земледелия и животноводства, органическое сырье, органические ингредиенты и технологический процесс, исключение из технологического процесса всех химических, радиационных и токсичных технологий. Считаем, что на фоне роста доходов населения края, а, следовательно, роста показателей физической и экономической доступности качественного продовольствия, интерес к качеству продуктов и их экологической чистоте будет формировать региональный спрос и рынок экологически чистых продуктов.
Выводы
Анализ проблемы позволяет сформулировать следующие выводы:
1) необходимо создание двухуровневой сертифицированной системы качества в соответствии со стандартами серии МС ИСО 9000 или системы ХАССП на предприятиях общественного питания, АПК, пищевой промышленности, рыбохозяйственного комплекса края;
2) бюджетное-проектное стимулирование развития экологического, биологического сельскохозяйственного производства; 3) приведение требований к качеству продукции в соотвествие с нормами международного прав и международной.
Источники:
2. Лунеев Л. Органические продукты: коммерция или здоровье? [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.biosafety.ru/index.php?idp =23&idn=1730.
3. Хабаровск в цифрах, 2009 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://habstat.gks.ru/about/default.aspx.
Страница обновлена: 21.09.2024 в 10:58:46