Проблемы внедрения сбалансированной системы показателей на российских предприятиях
Скачать PDF | Загрузок: 10
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 1 (223), Январь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В фокусе внимания автора – проблемы, связанные с внедрением сбалансированной системы показателей на предприятиях отечественной промышленности. Представлена возможная структура внедрения сбалансированной системы показателей в систему стратегического управления предприятия.
Ключевые слова: корпоративная культура, сбалансированная система показателей, стратегическое управление, эффективность, внедрение системы сбалансированных показателей, интегрированная структура управления компанией
Результаты исследования проблем управления различного рода предприятиями говорят о том, что зачастую перспективные управленческие технологии, разработанные на Западе, достаточно сложно эффективно применить в российских компаниях. На результативность адаптации управленческих технологий к российским условиям влияют исторические и национальные особенности ведения бизнеса, различия в корпоративной культуре, подходы к стратегическому управлению.
Внедрение сбалансированной системы показателей (далее ССП) [1] в российских компаниях имеет свою специфику, которая в значительной степени влияет на успешность реализации ССП. Отсутствие во многих компаниях регулярного менеджмента, полной и достоверной информации, необходимой для принятия управленческих решений по всем направлениям деятельности, несовершенство бизнес-процессов и ряд других проблем не позволяет в полной мере использовать рассматриваемый нами инструмент реализации стратегических целей как ССП. Следует отметить, что и в самой концепции ССП содержатся внутренние факторы, ограничивающие применение концепции. Для их преодоления требуется интеграция концепции ССП с другими управленческими концепциями, что позволит снизить влияние ограничений на эффективность внедрения системы сбалансированных показателей в России и обеспечит дополнительный экономический эффект.
Условия внедрения сбалансированной системы показателей в России и за рубежом
Проблемы, которые возникают у российских компаний, решивших внедрить у себя данную методологию реализации стратегии, заключаются в методе автоматического сбора значений показателей ССП. Большинство организаций считает, что есть готовый набор типовых показателей ССП, которые позволят им достигать желаемых результатов, однако эксперты в этой области отмечают, что сбалансированная система показателей требует творческого стратегического мышления и серьезных решений, уникальных для каждой организации.
Кроме того, ССП основывается на лидерстве, обучении, коммуникациях и является серьезной инновационной системой управления, способной изменить ситуацию в большой компании. Создать эффективную и результативную ССП в большой компании − это долгосрочная, дорогостоящая и достаточно сложная задача. Внедрение такой системы требует поддержки высшего руководства компании. Поэтому в данной ситуации важнейшими качествами выступают именно лидерство, готовность к переменам, сложностям и т.д.
В табл. представлены условия внедрения ССП, имеющиеся в России и за рубежом.
Помимо этого, в России еще не до конца сформировалось бизнес-пространство и класс профессиональных менеджеров. Большинство отечественных предпринимателей прошли начальную подготовку в условиях еще так называемой «плановой» экономики и их восприятие бизнеса заканчивается вопросами необходимости иметь начальный капитал. На российском рынке вопросы традиций и преемственности в бизнесе не актуальны, так как компании со сложившейся корпоративной культурой отсутствуют из-за недолговечности их существования.
Таблица
Условия для внедрения сбалансированной системы показателей
В зарубежной экономике
|
В российской экономике
|
Основными показателями в системе Нортона и Каплана являются показатели перспективы «Финансы»:
− уровень доходности капитала; − рентабельность инвестиций; − рост стоимости акций по курс. |
Используются краткосрочные и среднесрочные финансовые показатели:
− выручка; − прибыль; − рентабельность продукции |
Наличие достоверных данных бухгалтерской отчетности для принятия решений по каждой перспективе
|
Отсутствие полной и достоверной информации в финансовых документах, нецелесообразность их использования в планировании
|
Повышение эффективности работы компании за счет роста производительности труда
|
Мотивация сотрудников осуществляется исключительно на основе размера выручки
|
Система финансового учета позволяет оценить прибыльность отдельных сегментов рынка
|
Отсутствие систематизированной и достоверной маркетинговой информации
|
Внедрение ССП по системе «снизу-вверх», высокий уровень кадровой подготовки
|
Несогласованность в организации бизнес-процессов, реализация ССП «сверху-вниз», что характеризуется несогласованностью в системах учета
|
1-й этап внедрения ССП – оценка внешней среды компании
|
На 1-м этапе проводятся семинары, изучаются западные теории, составляется дерево целей
|
Проблемы при внедрении сбалансированной системы показателей
Большинство руководителей уделяют недостаточно внимания проблемам, возникающим на этапе внедрения ССП. Компании, применяющие сбалансированную систему показателей, обязаны иметь представление о многочисленных подводных камнях, которые встречаются при осуществлении проектов такого масштаба, и обладать эффективным инструментарием для того, чтобы преодолеть эти сложности. Достаточно серьезные проблемы могут возникнуть на любом этапе проекта. Важно уметь их идентифицировать и знать, как они решаются [2]. Только так компания сможет избежать разочарования в технологиях ССП и использовать ее возможностями.
Перечислим проблемы, которые необходимо учесть при внедрении ССП:
− отсутствие убедительных аргументов для персонала компании о необходимости внедрять ССП в компании. Следует правильно объяснить сотрудникам их функции, поскольку сопротивление любым переменам является очень важным препятствием в любом начинании и новой идее;
− отсутствие связи между стратегическими целями компании и сбалансированной системой показателей деятельности;
− несопоставимость ряда показателей и акцентирование только на финансовом аспекте деятельности организации;
− несбалансированность долгосрочных и краткосрочных целей;
− слабая поддержка со стороны руководства;
− недостаточная информированность персонала о целях внедрения проекта и принципах ССП;
− плохо налаженная связь с системой оперативного контроля;
− отсутствие эффективной системы мотивации.
Внедрение системы сбалансированных показателей и стратегическое управление предприятием
Многие компании, внедряющие ССП на своих предприятиях, оказываются в условиях, когда данная система перестает работать, несмотря на то что стратегия формализована, стратегическая карта разработана, система показателей сформирована. И, тем не менее, налицо отсутствие желаемых результатов реализации поставленных целей и руководству компании, как и ранее, не удается получать информацию по всем направлениям деятельности предприятия и найти ответы на появляющиеся вопросы.
Такого рода ситуация возникает, поскольку ССП, как правило, существует самостоятельно и какая-либо связь с остальными элементами управления компании отсутствует. Поэтому необходима адаптация ССП к другим, уже существующим элементами системы управления [3]. Интегрированная структура управления компаний должна включать в себя все возможные виды таких взаимосвязей.
В целях эффективной работы любой компании необходимо сочетать имеющуюся методику внедрения ССП с системой стратегического управления. На рис. представлена разработанная автором структура внедрения ССП в систему стратегического управления на предприятии.
При этом считаем целесообразным включение в организационную структуру любой компании отдела стратегического развития, в функции которого будет входить интеграция ССП с системой планирования внутри компании, постоянный мониторинг каждого этапа внедрения ССП (в соответствии с предлагаемой методикой), а также обеспечение обратной связи и стратегического информационного процесса.
Вывод
Все описанные мероприятия дадут возможность руководству сфокусировать усилия сотрудников не на тактике, а на стратегии и перенести стратегические усилия в область конкретных действий.
Источники:
2. Данилин О. Принципы разработки ключевых показателей эффективности» (КПЭ) для промышленных предприятий и практика их применения // Управление компанией, № 2, 2003.
3. Малова И.И. Интеграция сбалансированной системы показателей во внутрифирменное планирование на химическом предприятии. Автореф. дис на соиск. уч. степ. кан. экон. наук. – М., 2010.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:19:42