Actual Problems of Attracting Investments into the Russian Federation

Kamilya Shaymieva

Journal paper

Russian Journal of Entrepreneurship *
№ 1 / January, 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Citation:

Abstract:
The article deals with the actual problems of attracting investments into the Russian Federation. Investors face with a huge number of risks, despite the common defense mechanisms of investment and government guarantees. So far, the fuel and energy complex, which has about one third in total amount of the foreign investment, remains most active from the investment point of view. State regulation is interrelated with market mechanisms operating in the country, so the key factor, in the author's opinion, is the investment policy that can affect the structure of savings of the citizens and their investment activity.

Keywords: investment activity, russian economy, foreign investment, rate of saving, solvent middle class, problems of attracting investment



Инвесторы, вне зависимости от характера и формы инвестиций ставят ключевой целью инвестирования − возврат собственных вложений, как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Под натуральной формой в данном случае понимается возврат инвестиций в качестве реального объема продукта. Стоимостное выражение представляет собой различные формы кредитно-денежных форм и отношений.

Момент принятия решения об инвестициях всегда строится на мультизадачности не только возврата, но и сохранности ранее вложенных средств. На сегодняшний день, инвестиции в российские проекты, в том числе региональные, продолжают рассматриваться потенциальными зарубежными инвесторами в качестве венчурного бизнеса. Поэтому стремление к высокой доходности проектов сталкивается с вопросами высоких рисков, как и любой классический пример венчурного проекта.

Ситуация с инвестициями в стране

У иностранных инвесторов существует убеждение, что инвестиции, осуществляемые совместно с государством – гарант не только возврата инвестиций, но и их мультиплицирования. Сложно не согласится, что подобные инвестиции обладают более высокой степенью защиты, так как в данном случае государство, главным образом, ставит на карту собственный имидж.

Однако в российской практике существуют и «белые пятна» в отношении крупных нефтегазовых проектов, где первоначальная ставка на иностранного инвестора была кардинально изменена в пользу российского игрока.

Несмотря на это, согласно статистическим, приток инвестиций в стране стабилен. По мнению аналитиков [3], данный стабильный приток обеспечен в стране региональным срезом инвестиций в основной капитал и характером инвестиций. Лидерами являются – Сахалинская область, Приморский край, Краснодарский край, Красноярский край, Республика Татарстан. Именно в перечисленных регионах заметно ощущается приток инвестиций, когда в других регионах страны – упадок, либо отсутствие инвестиций.

Инвестиции в лидеров – это государственные деньги, и не в промышленное производство, а социальное строительство. Именно государственные инвестиции в социальные и инфраструктурные проекты не дают возможности зафиксировать инвестиционный спад в целом по стране. Эффективность же таких инвестиций находится под вопросом. Безусловно, проекты социального характера – полезны, но смогут ли они создать дополнительный экономический эффект без инвестиций в промышленное производство?

Иностранные инвесторы не торопятся с новыми проектами, а региональные компании наиболее успешны в заявлениях, чем в самом инвестиционном процессе. К примеру, по данным аналитиков журнала «Эксперт», фактурное заявление о намерениях (подписание меморандумов) количественно превышает реально начатое строительство в регионах. Встает вопрос о причине таких данных: нерешительность региональных компаний или неторопливость иностранных инвесторов?

Денежная политика в России и норма накопления

Инвесторы хорошо понимают, что реализация новых проектов в России связана с прибыльностью и окупаемостью, которые в свою очередь неразрывно связаны с политическими рисками и доступностью капитала. Капитал же в основном находится под контролем государственных ведомств: государственные банки, крупные государственные компании.

Проводимая денежная политика в стране лишает российскую экономику возможности для самостоятельного генерирования долгосрочных кредитов и сужает спектр направлений развития экономики до экспорта сырья и импорта инвестиций. А согласно прогнозам Минэкономразвития России, текущая ситуация с нарастающим ослаблением европейской экономики, замедлением роста в развивающихся странах может стать дополнительным фактором снижения и российской экономики.

Для многих не секрет, что даже слабая коррекция в нефтяных ценах способна изменить положительный курс доходной части бюджета в противоположную сторону. На фоне этого важной становится задача структурной реформации, ведь государственное регулирование взаимосвязано с рыночными механизмами, действующими в стране.

Привлечение иностранных инвесторов путем создания отдельной замкнутой зоны не может считаться эффективным методом рыночного механизма. Причина кроется в том, что создание особых условий для нескольких компаний и др. образований – распространенная практика в регионах, к примеру, создание ОЭЗ, но это не меняет ситуацию в целом в стране.

Одним и распространенных факторов высокой инвестиционной привлекательности принято рассматривать норму накопления. Невысокая норма накопления для страны может быть отражением неэффективной инвестиционной политики. Принято считать, что если она менее 20%, это значит, что в стране нет инвестиционного климата [1]. В России она выше 20%, по данным Росстата на 2011 год, но говорит ли это о высокой инвестиционной привлекательности страны? К сожалению, скорее всего, нет. Причина кроется в том, что данный показатель основан не только на инвестициях бизнеса, домашних хозяйств, но и государства. Именно оно за счет собственных инвестиций создает иллюзорное ощущение активной инвестиционной деятельности в рамках национальных границ. К сожалению, Росстат, по определенным причинам, не раскрывает разбивку высокой нормы накопления, поэтому такие предположения не могут быть точно подтверждены цифрами. В Китае наблюдается потенциально схожая ситуация, где норма накопления выше 35% и обеспечена, по мнению экспертов, в основном государственными вливаниями.

Отток капитала из России и его последствия

Стоит отметить, что накопления нужно перерабатывать, а не вывозить из страны.

Сегодня частный сектор не может обеспечить модернизацию экономики инвестициями, происходит явный крен в сторону оттока данного капитала из страны. Годовой отток капитала из России в 2011 г. оценивается в 80,5 млрд долл., приток прямых инвестиций в страну за тот же период составил 52 млрд долл., что соответствует показателю 2007 года. Рекорд по притоку ПИИ был достигнут в 2008 году, когда в российскую экономику из-за рубежа поступило 75 млрд долл. инвестиций [4].

По отраслям наибольшей активностью отличается топливно-энергетический комплекс, который в общем объеме занимает около трети.

По данным Минэкономразвития, рост инвестиций в предприятия ТЭК в 2011 году составил около 16%, тогда как аналогичные показатели для здравоохранения и агропромышленного комплекса составили 4% и 4,3% соответственно.

Как и в предыдущие годы, природа оттока капитала – наращивание резидентами страны своих зарубежных активов. При этом корпоративный сектор чаще предпочитает размещать средства в высоко ликвидных активах. А домохозяйства, ранее приобретавшие наличную валюту или открывавшие валютные счета, в 2011 году сменили свои предпочтения: теперь существенная часть оттока, приходящегося на них, идет в виде вложений средств в зарубежную недвижимость.

Однако важными в этом процессе являются не столько причины этого явления, сколько «последствия оттока капитала из страны.

1. «Недоинвестирование» в экономику страны – реальные темпы роста инвестиций в 2010−2011 года были на уровне 6−8,3%, что в 1,5−2 раза ниже среднего в 2000−2008 гг. (в 2005−2007 гг. наблюдался чистый приток), они также до сих пор не восстановились после провала на 15,7% в 2009 году. Это ощутимо и негативно влияет на темпы роста экономики.

2. Замещение акционерного капитала долгом. В частности, при чистом оттоке капитала из России в 2011 году в 80,5 млрд долл. к нам из-за рубежа «притекали» займы, которые за год увеличили внешний долг на 51,5 млрд долл. до 500 млрд долл. Это означает, что осложнения на финансовых рынках в мире будут создавать проблемы рефинансирования у нас, что увеличивает риски бизнеса и экономики, и может негативно сказаться на планах развития.

3. «Недополучение» доходов. Например доходы от инвестиций в зарубежную недвижимость, обычно в страну не возвращаются, аналогично выглядит ситуация и со многими корпоративными инвестициями. Это ставит страну и курс рубля в слишком сильную зависимость от благоприятных экспортных цен» [2].

Выводы

На сегодняшний день лишь 1% населения России вовлечен в процесс полезного инвестирования. Согласно статистике аналитиков, лишь около четверти всех проектов в стране не привязаны к деятельности государства по стимулированию инвестиционного процесса. Роль государства в этой ситуации должна иметь четкий характер – выработка и проведение системной инвестиционной политики, в том числе региональной.

В тот момент, когда это станет частью реальной практики, а частный бизнес будет обеспечивать больший объем инвестиций в проектах, можно ожидать заметных изменений в картине инвестиционной активности национальной экономики.

Складывается ощущение, что иностранные инвесторы находятся в ожидании всех возможных льгот, налоговых послаблений и поэтому откладывают момент инвестирования в российскую экономику. Однако во многом причина в неразвитости спроса на многих рынках, особенно региональных. Поэтому инвесторы так тщательно обдумывают вопрос инвестиций в регионы, где наблюдается низкая покупательная способность, неспособная обеспечить ожидаемый возврат инвестиций.

Актуальным становится вопрос повышения благосостояния граждан. Ключевой видится выработанная инвестиционная политика, способная повлиять на структуру накопления и сбережений граждан, их инвестиционную активность. Если обеспечить это, возможно, инвесторы станут принимать решения об инвестициях не только на основе уровня и количества предоставляемых льгот, а на основе платежеспособного среднего класса и реального спроса. Важным становится создать у инвесторов не ощущение стабильности и высокой инвестиционной активности в стране, а повлиять на поведенческий характер иностранных инвесторов. Тогда инвестиционный климат обретет новый рыночный и эффективный вид в глазах мирового сообщества, а зарубежные инвесторы перестанут считать Россию страной, где риски реализуются сами собой, а возможности еще нужно суметь использовать.


Страница обновлена: 19.05.2025 в 17:24:01