Особенности поставки и потребления медицинских услуг в современных международных экономических отношениях

Герасимов П.А.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (244), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Сегодня все больше проявляется специфика поставки и потребления медицинских услуг, что можно определить как медицинский туризм. Речь идет о сфере медицинской индустрии и гостеприимства, связанной в единую систему рынков с развитой инфраструктурой, включающей не только медучреждения, но и самые разные отрасли бизнеса – страхование, банковскую деятельность, юридическую помощь, транспорт, связь. В рамках глобализации начинают стираться границы в оказании медицинских услуг в разных странах, на первый план выходят такие характеристики, как скорость, качество и комфорт.

Ключевые слова: маркетинг, инфраструктура, глобализация, экономическое развитие, здравоохранение, спрос, предложение, индустрия гостеприимства, медицинский туризм



Медицинский туризм – это всегда, с одной стороны, путешествия, с другой – широкий пакет услуг, связанный с предоставлением транспорта, связи, ресторанов, отелей, кемпингов, санаториев и прочего. Таким образом, туризм всегда можно рассматривать в связи с какой-либо потребностью человека – культурного, религиозного, мировоззренческого, оздоровительного и иного характера, но всегда вкупе с экономической составляющей и получением прибыли как субъектами государственного, так и частного бизнеса.

Путешествие за здоровьем

Медицинский туризм представляет собой составную часть внутреннего и международного рынка туристических услуг, является его существенной и неотъемлемой частью. Под медицинским туризмом в узком смысле традиционно понимается миграция пациентов к месту лечения, реабилитации и отдыха в какой-либо регион или страну. Время пребывания на лечении и реабилитации в основном ограничивается одним годом [1].

Медицинский туризм (MT) – это перемещение пациентов из высокоразвитых стран в другие регионы мира для получения медицинской помощи, как правило, по более низкой цене. Медицинский туризм отличается от традиционной модели международных медицинских путешествий, где пациенты обычно путешествуют из менее развитых стран, в которых лечение не доступно, в крупные медицинские центры в высокоразвитых странах [2].

В широком смысле медицинский туризм можно определить как сферу медицинской индустрии и гостеприимства, связанную в единую систему рынков с развитой инфраструктурой, включающей не только медучреждения, но и самые разные отрасли бизнеса – страхование, банковскую деятельность, юридическую помощь, транспорт, связь (рис. 1).

26

Рис. 1. Участники сферы медицинского туризма

Понимание медицинского туризма в широком смысле включает в себя также миграцию не только пациентов и гостей, но и врачебного персонала, диагностического и операционного оборудования. Пока эта область развита недостаточно, но у нее есть перспективы.

С точки зрения экономики и бизнеса выезд специалистов за рубеж или в регионы с точечным спросом по какому-либо виду медицинских услуг весьма выгоден, т.к. постоянное базирование на месте стационарных пунктов далеко не всегда целесообразно. Возможно, что экспансия медицинского персонала и оборудования за пределы региона, это не что иное, как новая бизнес-модель, которая принесет плоды уже в ближайшем будущем.

Медицинский туризм обычно включает комплекс плановых процедур и сложные специализированные операции, такие как замена сустава (колена/бедра), кардиохирургические, стоматологические и косметические операции. В другую страну также могут поехать люди с редкими генетическими расстройствами, где лечение этих состояний лучше изучено. Тем не менее, практически все виды медицинской помощи могут дополнительно включать психологическую помощь, альтернативные методы лечения, уход и даже похоронные услуги.

По оценкам специалистов, объем рынка медицинских услуг составляет около 25–40 млрд долларов без учета транспортных расходов, и в ближайшее десятилетие темпы его роста будут составлять около 20% [3]. Не удивительно, что многие страны активно работают в области развития медицинского туризма. Медицинские туристические компании, такие как Patients Beyond Borders, специализируются на предоставлении полного спектра услуг, куда входят назначение лечения и выбор лечебного учреждения, транспортировка, поиск жилья и подготовка всей необходимой документации. Многие страны уже получают выгоду от своих инвестиций и усилий. Например, Коста-Рика получила около $196 млн от медицинского туризма в 2012 г., Сингапур – более $1,3 млрд, Индия – более $2,0 млрд., Турция – около $1,0 млрд [4].

В 2011 г. Всемирная организация здравоохранения оценивала ежегодный оборот в сфере медицинского туризма в мире в $60 млрд и прогнозировала, что через 10 лет эта отрасль станет одной из наиболее значимых в глобальной экономике.

Приоритет лечения

Определить количество туристов, выезжающих за рубеж с целью получения медицинской помощи, достаточно сложно, т.к. большинство медицинских услуг оказываются во время отпуска или командировок, к тому же многие медицинские учреждения не распространяют подобного рода информацию. Согласно данным Patients Beyond Borders, в 2012 г. в медицинском туризме оказалось задействовано более 7 млн человек. По ожиданиям специалистов, в 2013 г. эта цифра может достигнуть 8 млн человек.

Более 50 стран в мире определяют медицинский туризм как одно из приоритетных направлений национального развития (табл. 1).

Таблица 1

Наиболее популярные направления медицинского туризма

Азия
Америка
Европа
Африка
Китай
Аргентина
Бельгия
ЮАР
Индия
Боливия
Германия

Израиль
Бразилия
Венгрия

Иордания
Колумбия
Литва

Сингапур
Коста-Рика
Польша

Малайзия
Куба


Филиппины
Ямайка


ОАЭ
Мексика


Австралия
США


Источник: Frost & Sullivan

Также начинает свое продвижение на рынке медицинского туризма Япония, значительно упростив порядок получения медицинской визы и учредив под эгидой Министерства экономики, торговли и промышленности консорциум Medical Excellence JAPAN для облегчения пребывания пациентов.

В сфере медицинского туризма существует специализация стран по видам медицинских услуг. Так, Центральная и Южная Америка приобрели соответствующую репутацию в косметической и пластической хирургии, бариатрических процедурах и стоматологии, азиатские страны – в ортопедии и сердечно-сосудистой хирургии.

Медицинский туризм определяется как деятельность по обращению за медицинской помощью за пределами своей страны и требует поездки пациента в страну назначения, а также получения визы/разрешения, трансфера и размещения. Медицинский туризм часто связан с лечением определенных болезней, но может включать и другие плановые процедуры.

Пройдемся по процедурам

В основном в рамках медицинского туризма предоставляются услуги по проведению сложных операций на сердце, замене суставов, лечение рака и трансплантации органов. Такие процедуры обычно требуют госпитализации и в большинстве случаев послеоперационного ухода и мониторинга для контроля процесса выздоровления пациента. Плановые процедуры включают в себя послеоперационную терапию, смену пола, лечение бесплодия и ведение беременности, т.е. те услуги, которые не требуют экстренного вмешательства. Медицинский туризм отличается от медицинского путешествия, которое обычно включает в себя консультативную помощь, оздоровительные процедуры или посещение терапевтических реабилитационных учреждений для поддержания здоровья.

Согласно докладу ОЭСР, наиболее распространенными видами процедур в медицинском туризме являются стоматологические услуги, косметические операции, плановые операции и лечение бесплодия.

Развитие медицинского туризма определяется общим развитием экономики страны. Однако по причине того, что здравоохранение зачастую отстает от общеэкономического уровня, и возникает спрос на более качественные медицинские услуги в других странах. Такой эффект наиболее всего наблюдается в большинстве стран CEEMEA (Центральная и Восточная Европа, Ближний Восток и Африка) и восточноазиатских странах. В связи с этим многие страны предлагают специально разработанные пакеты для таких туристов. В больницах этих стран (таких как Сингапур, Малайзия, Израиль и др.) существуют специальные отделы, которые привлекают и ведут пациентов из-за рубежа.

В условиях глобализации уровень и качество медицинских услуг выравниваются в разных странах, поэтому стоимость является одним из определяющих факторов выбора места лечения (стоимость проведения операций в Индии на порядок ниже, чем в США). К тому же во многих странах страховка не покрывает многие виды медицинских услуг (косметологические и некоторые терапевтические процедуры) или вообще отсутствует (в США около 100 млн человек не входят в программы страхования).

В некоторых развитых странах основная доля оказываемых медицинских услуг покрывается государственным страхованием и имеет высокую стоимость (Канада, Великобритания и другие), поэтому оказание медпомощи происходит в порядке общей очереди. Ожидание может составлять от нескольких недель до 1 года, поэтому часть населения предпочитает другие страны для решения проблем со здоровьем.

Многие развитые страны не спешат внедрять новые процедуры до проведения предварительных исследований, на которые могут уйти годы (в больнице при Венском медицинском университете применение новых методов лечения онкологических болезней запрещено для граждан самой Австрии). В отличие от них регулирующие органы развивающихся стран более лояльны к новым процедурам (многие специалисты вынуждены проводить операции по новым процедурам за пределами своей страны, прежде чем регулирующие органы дадут разрешение на использование нового метода).

Зачастую люди отправляются в страну лечения в привязке к отпуску, поэтому большинство предпочитает связывать вместе отдых в экзотических странах и получение медицинской помощи. Наиболее популярными местами отдыха и лечения являются Восточно-Азиатский регион и страны Латинской Америки.

Медицинские услуги в ряде стран сопряжены с подачей огромного количества частной информации в медицинские учреждения и контролирующие их органы. Наряду с этим многие процедуры (смена пола, пластическая операция, трансплантация и многие обычные операции) могут быть преданы общественной огласке, что очень часто не подходит для публичных людей.

Чтобы дома было лучше

Одним из драйверов роста медицинского туризма является международная аккредитация больниц. Международная аккредитация играет важную роль для медицинских туристов, поскольку она отвечает международным стандартам качества ухода и лечения. Наиболее известной организацией по аккредитации является Joint Commission International (JCI), которая инспектирует и проводит аккредитацию за пределами США. На данный момент данным агентством аккредитовано более 500 больниц в разных странах мира.

Многие развитые страны и международные компании все больше начинают поощрять население и своих работников в получении медицинской помощи за рубежом (например, в США в некоторых штатах действует программа Medi-cal).

В целом российский рынок медицинских услуг предоставляет комплекс медицинской помощи. Однако низкий уровень состояния инфраструктуры и качества оказываемых услуг не обеспечивают надлежащее проведение сложных высокотехнологичных операций, поэтому наиболее популярными направлениями медицинского туризма из России являются Германия и Израиль, где проводятся подобные операции.

В 2011 г. российские туристы потратили на лечение за рубежом около $1 млрд, по сравнению с 2010 г. рост составил около 50%. Помня высокий уровень оказания медицинских услуг в эпоху СССР, около 61% населения недовольны текущим состоянием данной сферы в стране (данные опроса «Левада-центра») и лишь 15% ею довольны.

В 2010 г. из 12 млн выезжавших за рубеж граждан РФ более 120 тыс. отправились за медицинской помощью. Спустя год в процентном соотношении их количество не изменилось. Всего же за 2011 г., по данным Росстата, 14,5 млн российских граждан совершили туристические поездки за рубеж.

Россия как направление медицинского туризма интересна в первую очередь пациентам из постсоветских стран, где уровень здравоохранения еще ниже. В отличие от многих других стран Россия обладает уникальными природными территориями с отличной экологией, имеет высокопрофессиональных специалистов и необходимые компетенции в медицинских технологиях. Однако отсутствие развитой инфраструктуры и низкий уровень сервиса стали серьезным препятствием на пути развития данной сферы. Официальной статистики по количеству иностранцев, приезжающих на лечение в Россию, нет. Но, по данным НП «Санкуртур» (информационный ресурс о лечебно-оздоровительном туризме в РФ), по итогам 2010 г. в российских санаториях отдыхали всего 15 тыс. иностранных гостей. Для сравнения, в 2011 г. Сингапур посетили около 200 тыс. медицинских туристов, Индию – около 450 тыс., Южную Корею – около 500 тыс. человек.

По оценкам Всемирной туристской организации, Россия занимает пятое место в мире среди стран по привлекательности для туристов, но по реализации туристического потенциала она лишь на 59-й позиции. По данным Ассоциации туроператоров России (АТОР), около 70% потенциальных клиентов (активных и обеспеченных людей в возрасте от 30 лет) не занимаются поисками оздоровительных санаториев в России, а уезжают лечиться и отдыхать за рубеж.

Компаний, специализирующихся на медицинском туризме, в России немного, как и клиник, соответствующих международным стандартам. В частности, сертификат Joint Commission International есть только у одной – это многопрофильная частная клиника ОАО «Медицина» [7]. По оценкам экспертов, количество учреждений, аккредитованных другими иностранными организациями, в Москве, не превышает нескольких десятков [8]. Для сравнения, в Турции сертификаты JCI есть у 43-х медицинских учреждений.

Некоторые эксперты считают меры по стимулированию приобретения российскими лечебными учреждениями иностранной аккредитации неэффективными. Медицинское учреждение, адаптируя международные стандарты, не получает прямой выгоды: от этого не зависит ни допуск к медицинской деятельности, ни расширение финансирования. Кроме того, отсутствует явный спрос на услуги организаций, соответствующих международным стандартам как со стороны россиян, так и со стороны приезжих, большая часть из которых является выходцами из СНГ. Количества уже существующих клиник международного уровня достаточно для текущего обслуживания иностранных граждан, если спрос на медицинские услуги в России не будет повышен при помощи иных мер.

В Москве, где проживает больше всего приезжих, велика концентрация учреждений, оказывающих квалифицированную медицинскую помощь и достаточно хорошо оснащенных. Проблемы с приемом иностранцев носят организационный характер: персонал не владеет иностранными языками, документооборот ведется на русском и т.д. По этим, а также по той причине, что в России невозможно компенсировать стоимость лечения, иностранцы предпочитают обращаться в российские учреждения, только если требуется срочное лечение, а лечение хронических заболеваний откладывают до визита на родину.

На текущий момент в России реализуются попытки привлечь зарубежных и отечественных медицинских туристов, но этого, к сожалению, недостаточно. Так, на побережье Балтийского моря планируется построить медицинский город с онкологическим центром. Еще один проект, – особая экономическая зона в Ставропольском крае, известная как «Гранд Спа Юца», по решению Правительства РФ включена в туристический кластер, формирующийся на юге России под управлением КСК. Специализацией этой зоны должен стать медицинский туризм.

Постепенно развиваются в России и медучреждения международного уровня. Так, подконтрольная АФК «Система» сеть клиник «Медси» объединяется с лечебными учреждениями столичного ГУП «Медицинский центр Управления делами Мэра и Правительства Москвы» (ГУП ММЦ). В результате слияния в России появится сеть частных клиник, отстроенная по международным стандартам, с выручкой более 1 млрд долларов.

Вывод

Медицинский туризм является одним из самых быстрорастущих сегментов в мире. В рамках глобализации начинают стираться границы в оказании медицинских услуг в разных странах, на первый план выходят такие характеристики, как скорость, качество и комфорт. Стоимость медицинских услуг в России самая низкая среди рассматриваемых стран в рамках ОЭСР. Это связано с уровнем цен, стоимостью местного производства, а также низким уровнем оплаты труда врачей и медицинского персонала. Низкая стоимость лечения в России может стать одним из основных конкурентных преимуществ в случае выхода страны на рынок медицинского туризма.


Источники:

1. Галкин В. «Медицинский туризм как сфера бизнеса – Режим доступа: http://vadim-galkin.ru/articles/medical-business/medical-tourism/.
2. M. D. Horowitz и J. A. Rosensweig. Medical Tourism – Health Care in the Global Economy, 2007. – Режим доступа: http://web.nchu.edu.tw/pweb/users/hychuo/lesson/5877.pdf.
3. Patients Beyond Borders. Medical Tourism Statistics & Facts, 2013. – Режим доступа: http://www.patientsbeyondborders.com/medical-tourism-statistics-facts.
4. Patients Beyond Borders. Medical Tourism: A Free Market Alternative to ObamaCare, Февраль 2013. – Режим доступа: http://www.theobjectivestandard.com/blog/index.php/2013/02/medical-tourism-a-free-market-alternative-toobamacare/.
5. M. Piazolo. Medical Tourism – A Case Study for the USA and India, Germany and Hungary // Acta Polytechnica Hungarica, 2011, № 1.
6. Medical Tourism: 1 In 3 Open To Traveling For Treatments, Poll Finds // Reuters, November 2012.
7. Joint Commission International, «JCI Accredited Organizations,» May 2013. – Режим доступа: http://www.jointcommissioninternational.org/JCI-Accredited-Organizations/.
8. В рамках создания МФЦ больницы подтянут к американским стандартам – Режим доступа: http://izvestia.ru/news/546550.

Страница обновлена: 11.08.2024 в 13:59:18