Кластерный подход – основа эффективного развития регионов
Скачать PDF | Загрузок: 14
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (244), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Эффективным средством развития территорий являются кластеры, создание которых должно опираться на правильно сформированную кластерную политику. В статье рассмотрен потенциал развития Камчатского края на основе кластерного подхода. Предложены механизмы и основные направления государственной поддержки, которые необходимы регионам при формировании кластеров.
Ключевые слова: региональная экономика, кластеры, концепция кластерного развития, управленческие механизмы
Развитие регионов и повышение их конкурентоспособности является актуальной задачей для экономики России, что отмечается во многих программных документах. Наиболее эффективным средством обеспечения конкурентоспособности территорий является кластерный подход, который приводит к созданию особой формы инновации – «совокупного инновационного продукта».
Основные характерные особенности кластеров
Характерные особенности кластеров в организации производства способствуют динамичному развитию экономики регионов, а сам процесс кластеризации рассматривается как рыночный механизм качественного преобразования региональных экономических систем (таблица 1). Поэтому развитие регионов на основе кластерных принципов является актуальным и имеет высокую практическую значимость.
Таблица 1
Основные характерные особенности кластеров
№ п/п
|
Характерные особенности
|
Индикаторы
|
Примечания
|
1
|
Наличие конкурентоспособных предприятий
|
Относительно высокий уровень производительности компаний и секторов, входящих в кластер; высокий уровень экспорта продукции и услуг; высокие экономические показатели деятельности компаний (такие как прибыльность, акционерная стоимость).
|
|
2
|
Наличие в регионе конкурентных преимуществ для развития кластера
|
Сравнительно высокий уровень привлеченных иностранных инвестиций на уровне предприятий или секторов, входящих в кластер [4].
|
|
3
|
Лидерство частного сектора
|
Инициативы открыты и независимы от программ партий, администраций. Инициативы кластера определенным образом структурированы.
|
Законодательная и исполнительная власти вовлечены в процесс кластеризации. При кадровых изменениях в администрации органов власти кластерная политика не должна меняться.
|
4
|
Широкое вовлечение участников кластеров и взаимодействующих институтов
|
Включены фирмы всех размеров, равно как и представительства всех клиентов.
|
Предприниматели, не участвующие в развитии кластера, имеют меньше оснований для критики или противодействия рекомендациям.
|
5
|
Географическая концентрация и близость
|
Показатели, характеризующие высокий уровень специализации региона.
|
Участники кластеров находятся в географической близости друг к другу и активного взаимодействуют.
|
6
|
Ориентация продукции кластера на экспорт
|
Чистый экспорт продукции, производимой кластером.
|
Чем больше доля кластера на мировом рынке, тем выше его конкурентоспособность [1].
|
7
|
Широкий набор участников и наличие «критической массы»
|
Показатели, характеризующие высокий уровень занятости на предприятиях и в секторах, входящих в кластер. Количество компаний и организаций, относящихся к секторам, входящим в кластер.
|
|
8
|
Наличие связей и взаимодействия между участниками кластеров
|
|
Взаимодействие малого и среднего бизнеса направлено на продвижение товаров и услуг на существующие и новые рынки [4].
|
9
|
Наличие конкуренции внутри кластера
|
Показатели входа в кластер и выхода из него. Доля продукции и услуг, производимых новыми участниками кластера.
|
Соперничество побуждает к постоянному совершенствованию деятельности, инновационному поиску и научным исследованиям.
|
10
|
Инновационная направленность кластера
|
Показатели выпуска инновационной продукции и уровня технической оснащенности.
|
Быстрая реакция на потребности покупателей
|
11
|
Гибкость состава и структуры
|
|
Отсутствие жестких ограничений и барьеров, препятствующих расширению и сужению кластера.
|
12
|
Открытость кластера как системы
|
|
|
Кластер рассматривается как организация территориально взаимосвязанных отношениями сотрудничества предприятий и организаций, объединенных вокруг научно-образовательного центра, связанная партнерскими отношениями с государственными и муниципальными органами управления в целях повышения конкурентоспособности предприятий, региона и национальной экономики.
Черты кластер-ориентированной региональной политики
Кластерный подход в последние годы стал неотъемлемой частью стратегического развития регионов, при этом разработка кластерной политики чаще всего остается без внимания. В настоящее время выделяется кластерная политика двух поколений.
Кластерная политика первого поколенияпредставляет собой комплекс мер, осуществляемых федеральными и региональными органами власти по идентификации кластеров, определению поля деятельности формирующих кластеры фирм, созданию государственных органов поддержки кластеров и осуществлению общей политики развития кластеров в стране и регионе.
Кластерная политика второго поколения базируется на хорошем знании о существующих в стране или регионе кластерах. Государство может стимулировать развитие кластеров через диверсификацию местного спроса посредством размещения у территориальных компаний государственных заказов; повышение квалификации местной рабочей силы через реализацию программ дополнительного образования и переподготовки кадров; создание «брэнда» региона для привлечения иностранных инвестиций [5].
Кластерная политика имеет отличия от политик других видов в том, что ее реализация сказывается на темпах развития экономики. Так как кластерная политика может стать ядром стратегии регионального развития, а кластер – катализатором роста экономики региона, важнейшая роль отводится органам государственной власти.
Первый опыт создания кластерных систем в России позволил сформулировать автору характерные черты кластер-ориентированной региональной политики (рисунок 1).
Рис. 1. Характерные черты кластер-ориентированной региональной политики
Достаточно эффективным механизмом реализации кластерной политики, как показывает мировой опыт, является использование государственно-частных партнерств, в капитале которых могут участвовать местные власти, коммерческие партнеры и институциональные частные инвесторы. Роль федеральных и региональных властей в этом случае определяется общей поддержкой реализуемых проектов, не требующих существенных финансовых вложений и обеспечением гарантий возврата инвестиций [3].
Преимущество кластерного подхода состоит в том, что он позволяет комплексно, системным образом рассматривать ситуацию в группе взаимосвязанных предприятий, относящихся к разным отраслям. Кроме того, кластерный подход позволяет использовать в качестве «стержня» стратегии развития кластера инициативы, выдвинутые и реализуемые лидерами бизнеса, которые, таким образом, будут гарантированно успешно реализованы.
Успех (особенно долгосрочный) кластерных проектов в значительной степени зависит от эффективного управления процессами активации кластера и, кроме того, осознания лидерами бизнеса срочности и необходимости перемен, активности и «стратегического видения» местных лидеров (власть и/или бизнес) и наличия стратегии развития кластера [2].
Задачи кластерной политики
Необходимость реализации кластерной политики в регионе определяется необходимостью решения задач в области повышения конкурентоспособности региона в целом (таблица 2).
Таблица 2
Задачи кластерной политики по повышению конкурентоспособности региона
Задачи
|
Организационно-управленческий
механизм |
Развитие конкурентного рынка.
|
Поддержка конкуренции как движущей силы конкурентоспособности компаний.
|
Анализ местных рынков и компаний на базе вновь созданных факторов производства.
|
Учет местных особенностей развития и выработка эффективных адресных программ по ускорению развития и повышению конкурентоспособности компаний.
|
Организация взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом, научно-образовательными учреждениями.
|
Координация усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг, взаимное совершенствование и повышение эффективности в работе.
|
Реализация кластерной политики. |
Стимулирование развития и повышения инновационного потенциала, в первую очередь, малого и среднего бизнеса, которые формируют в основной массе кластеры и кластерные инициативы.
|
Региональный кластер можно представить как точку роста, как ядро инновационно-ориентированной экономики. Экономика, в которой региональным кластерам отводится главная роль, имеет все шансы стать конкурентоспособной и, что немаловажно, инвестиционно привлекательной. Региональный кластер выступает в роли инструмента, стимулирующего развитие региона, он формирует особую благоприятную среду для развития малого, среднего и крупного бизнеса, а также обладает синергетическим и мультипликационным эффектом, которые оказывают положительное влияние на развитие промышленности, способствуют повышению уровня и качества жизни населения в регионе.
Направления развития Камчатского края
Общественно-политические изменения в России и мире, активные и нарастающие процессы глобализации, климатические изменения, современные техника и технологии коммуникаций, многие иные факторы сформировали новые условия, в которых развивается Камчатский край.
Проведя научные исследования и изучив стратегию социально-экономического развития Камчатского края на период до 2025 г., автором предложено направить усилия органов власти на развитие территории посредством создания морехозяйственного и туристско-рекреационного кластеров. Эти направления являются наиболее перспективными для реализации конкурентных преимуществ и поддержки региональных точек роста Камчатского края, т.к. край располагает значительными запасами разнообразных природных ресурсов, а водно-биологический и туристический потенциал оценивается очень высоко.
Создание морехозяйственного кластера даст возможность все добытые гидробионты перерабатывать на российском берегу. В состав данного кластера должны входить предприятия базовых отраслей (рыбодобычи, рыбопереработки), обслуживающих отраслей (предприятия судоремонта, сетеснастного производства) и сопутствующих производств и хозяйств (портового хозяйства, транспорта, складского хозяйства), отраслевых научных организаций и учреждений, осуществляющих подготовку кадров, а также заводы по воспроизводству лососевых.
Достижение качественно нового уровня морепользования в Камчатском крае позволит привлечь инвестиции, создать новые рабочие места, повысить уровень квалификации работников рыбопромышленного комплекса (РПК), а так же обеспечить социальную ориентированность пользования биоресурсами, возрастание роли и эффективности регионального морехозяйственного комплекса в укреплении основ российской государственности.
Прогнозируемые объемы изъятия водных биологических ресурсов, представленные на рисунке 2, позволяют рассматривать морехозяйственный кластер как инновационное направление развития региональной экономики.
Рис. 2. Прогнозные объемы добычи рыбы и морепродуктов по Камчатскому краю (тыс. т)
Главной задачей морехозяйственного кластера должно стать преобразование РПК в высоко конкурентный (технологически и экономически), а также организационно превосходящий уровень развития комплексов ведущих стран-экспортеров рыбы.
Прогнозный расчет изменений основных показателей РПК Камчатского края по «Инновационно-кластерному» направлению развития, произведенный автором, представлен на рисунке 3 (в ценах 2009 г.).
Рис. 3. Прогноз изменений основных показателей РПК Камчатского края по «Инновационно-кластерному» сценарию
Эффективность РПК может изменяться при содействии органов власти, осуществляющих поддержку посредством реализации долгосрочных краевых целевых программ.
Развитие туристического бизнеса
Туристическая отрасль в Камчатском крае также является перспективным направлением для развития региона, несмотря на то, что доля туризма в ВРП в 2012 г. составила 1,2%, а численность занятых в ней – около 1700 человек. Предпосылкой развития конкурентоспособной туристической отрасли является ресурсно-рекреационный потенциал Камчатского края, включающий уникальные природные предгорные, горные и межгорные долинные ландшафты; знаменитые природные образования Камчатского полуострова – вулканы Камчатки, входящие в список Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО; особо охраняемые природные территории федерального значения, природные парки и заказники регионального значения, многочисленные памятники природы; разнообразный растительный и животный мир региона; а также достигнутый уровень развития туристической инфраструктуры. Сложившимися и перспективными видами туризма являются традиционный пеший, экологический, спортивный, экстремальный, горнолыжный, а также рыбалка. Наличие лечебно-минеральных бальнеологических источников создает условия для широкого продвижения лечебно-оздоровительного туризма. Особый интерес у туристов также может вызвать этнографический туризм, включающий знакомство с культурой коренных народов Камчатки. В последние годы туризм в Камчатском крае имеет устойчивую тенденцию к росту (рисунок 4).
Рис. 4. Динамика въездного и внутреннего туристского потока [9]
Анализируя приведенные на графике данные, следует отметить, что произошел значительный рост количества иностранных туристов – на 41% (с 8500 до 12000 человек).
К реализации могут быть представлены четыре опорные зоны туристско-рекреационного кластера Камчатки: Петропавловск-Камчатская, Елизовская, Быстринская, Алеутская. Каждая из них будет различаться по специализации туристско-рекреационной деятельности.
Специализацией Петропавловск-Камчатской зоны является культурно-исторический и круизный туризм, Елизовской – экологический и научный, Быстринской – этнографический, Алеутской – комплексный туризм, включающий этно-экологический, научный, исторический и спортивный.
В настоящее время существующий туристский потенциал Камчатского края по оценочным данным используется на 16%. Среди основных причин неполного его использования необходимо, прежде всего, выделить такие, как:
– недостаточная развитость туристской инфраструктуры;
– слабая транспортная доступность края (отсутствие регулярных международных авиарейсов) и многих привлекательных туристских ресурсов внутри региона. Высокая транспортная составляющая в стоимости туристского продукта;
– высокая сезонная неравномерность туристских потоков;
– низкий уровень маркетинга;
– небольшой ассортимент туров, отсутствие туров комплексного характера, связывающих территорию и туристские центры региона;
– высокая стоимость услуг из-за постоянного роста стоимости вертолетных авиаперевозок, услуг средств размещения и других услуг, составляющих стоимость тура;
– дефицит кадров среднего звена в туристской и смежных отраслях (инструкторы-проводники, официанты, администраторы гостиниц, горничные и др.);
– отсутствие четкой системы позиционирования туров и сегментации рынков с выделением наиболее привлекательных рыночных ниш.
Экономические эффекты создания кластеров
При создании кластеров возможны три вида экономически важных эффектов: социальный, экономический и бюджетный.
Социальный эффект будет выражен в создании новых рабочих мест, удовлетворении потребителей качеством товаров и услуг, возможности приобрести профессию или навыки производства товаров и услуг.
Экономическим эффектом является выгода предпринимателя, которая непосредственно преследуется при реализации любого проекта.
Развитие предпринимательских структур, увеличение их количества позитивно скажется на доходной части бюджетов всех уровней.
Кластерный подход может стать инструментом обеспечения высоких темпов экономического роста и диверсификации экономики.
Получение статуса кластера имеет большое политическое значение для региона, поскольку привлекает внимание инвесторов и способствует развитию торговых операций.
Государство готово оказывать финансовую поддержку регионам в создании кластеров. Органам власти в регионах необходимо сформировать и законодательно закрепить механизмы, направленные на формирование кластерной политики (рисунок 5).
Рис. 5. Основные механизмы формирования кластерной политики (авторская разработка)
Основные направления поддержки создания кластеров
Основными направлениями государственной поддержки должны стать:
– предоставление регионам субсидий для реализации мероприятий в рамках программ развития инновационных кластеров;
– корректировка действующих и разрабатываемых федеральных целевых программ в соответствии с программами развития кластеров;
– привлечение государственных институтов развития к реализации программ развития кластеров;
– стимулирование участия в кластерах крупных компаний с государственным участием [8].
Для жизнеспособности кластеров необходимы инфраструктурные организации такие, как управляющие компании, содействующие установлению новых структур и вовлекающие в данный процесс разнообразные организации. Управляющие компании, центры кластерного развития оказывают положительное влияние на производительность и конкурентоспособность компаний, осуществляя при этом посреднические функции на местных, региональных, национальных и международных рынках. Их роль заключается в осуществлении коллективной деятельности, поддержании взаимосвязей, установлении стандартов и др.
Создание морехозяйственного и туристско-рекреационного кластеров в Камчатском крае, объединяющих предприятия рыбной промышленности, туристической инфраструктуры, обслуживающих отраслей и сопутствующих производств, отраслевых научных организаций и учреждений, осуществляющих подготовку кадров, может стать для Камчатского края реальной возможностью изменения экономической ситуации и перехода на новый этап развития.
Выводы
Формирование и развитие кластеров выступает важнейшим фактором экономического роста региона. Даже в случае развитой экономики никогда не исчезает потребность в создании кластеров. Обеспечение возможности постоянного роста производительности будет всегда актуальным, т.к. чем более развита экономика, тем большее значение приобретают инновации в продукции, услугах и методах производства для повышения конкурентоспособности региона.
Источники:
2. Зубарева О. Ю. Определение роли и системы мониторинга, предприятия как средства управления. – Режим доступа: http://www.ael.ru/reap/dokladi/12.htm.
3. Кетелс К. Региональная конкуренция как фактор социально-экономического развития. – М.: Наука, 2001. – 320 с.
4. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в северных субъектах Российской Федерации / отв. за выпуск В.Я. Стрельцов. – Москва: Издание Совета Федерации, 2008.
5. Пилипенко И.В. Проведение кластерной политики в России. / И.В. Пилипенко // Приложение 6 к Ежегодному экономическому докладу Общероссийской общественной организации «Деловая Россия».
6. Попова Л.А. Особенности формирования и тенденции развития взаимодействия участников рекреационного кластера: Сборник материалов круглого стола «Теория и практика развития предпринимательской деятельности в современных условиях», Петропавловск-Камчатский, Дальневосточный филиал ВАВТ, 2012. – С. 90–97.
7. Проскура Д.В. Теоретические аспекты формирования региональной кластерной политики. На примере Санкт-Петербурга / Д.В. Проскура, Е.М. Рогова, Е.А. Ткаченко // Проблемы современной экономики. – 2008. – № 4 (28).
8. «Стратегия 2020: от экономики «директив» к экономике «стимулов». – Режим доступа: www.biblio-globus.ru.
9. Стратегия социально-экономического развития Камчатского края до 2025. – Режим доступа: www.kamchatka.gov.ru.
10. Федорова И.С. Промышленные кластеры: организация, эффективность, эволюция / И.С. Федорова. – Красноярск: КрасТУ, 2004. – 43 с.
11. Никулина О.В. Становление инновационных кластеров как фактор ускорения инновационного развития – Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-102212.html.
Страница обновлена: 20.11.2024 в 21:39:31