Формирование преимущественных направлений социально-экономического развития региона с использованием кластерного подхода
Скачать PDF | Загрузок: 4
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (244), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассматривается необходимость формирования кластера с целью дальнейшего развития региона. Такой подход способствует активизации действующих и поиска новых источников развития отраслей региона, росту конкурентоспособности и расширению компаний на внутреннем рынке, повышению их эффективности деятельности.
Ключевые слова: конкурентоспособность, Республика Татарстан, кластерный подход, инвестиционная привлекательность региона, формирование кластера, развитие отраслей региона
Развитие экономики России определяется состоянием ее регионов как социально-экономических субъектов. Повышение эффективности деятельности отдельных субъектов РФ обусловливается экономическим ростом национальной экономики и улучшением жизни ее населения. При этом величина этого улучшения свидетельствует о неодинаковом их вкладе в достижение высокого уровня развития страны.
Принято считать, что основной задачей развития регионов является обеспечение дальнейшего наращивания эффективности производства и достижение высокого уровня качества жизни населения, высоких темпов роста валового внутреннего продукта [1].
Сущность кластера и предпосылки для его создания
Кластер представляет собой концентрацию на определенной территории групп взаимосвязанных организаций и поставщиков продукции, специализированных услуг и других компаний, дополняющих друг друга в целом.
В роли взаимосвязанных организаций кластера выступают корпорации, банки, компании, университеты. Входящие в кластер компании обладают уникальным свойством взаимной конкуренции его участников, а кластеры являются одной из форм взаимодействия предприятий и социальных групп в рамках совместной цепочки ценностей и может использоваться как в целях практической деятельности, так и в целях анализа.
Но следует отметить, что при всех этих условиях кластеры значительно отличаются от промышленных агломераций, холдингов, территориально-производственных комплексов, региональных инновационных систем, а при организации возникают определенные причины географической концентрации фирм.
Одна причина (и она является основной) связана с возможностью получать преимущество от распределения расходов на развитие и поддержание общих ресурсов для нескольких компаний.
Другая причина – это обеспечение дешевизны и быстрых сроков поставки необходимого для бизнеса товара или услуги благодаря географической близости (рис.1).
Рис.1. Причины возникновения географической концентрации фирм
По сути, за счет географической близости появляется возможность организации рынка наиболее квалифицированной рабочей силы, который позволяет вместо осуществления передачи знаний вовлекать в ряды компании их носителя.
Мировой опыт подтверждает наибольшую подготовленность кластерной формы организации производства для инновационного процесса.
Проведенный анализ кластерных инициатив, реализованных в различных странах, показывает, что высокая конкурентоспособность ряда стран основана на сильных позициях отдельных кластеров, оптимизирующих управление национальной экономикой.
Первопроходцами в применении кластерного подхода является США, где государством была создана программа по созданию Кремниевой долины. На территории долины располагается около 90 тысяч организаций, несколько десятков исследовательских центров, а также крупные университеты. На территории Кремниевой долины оказывают услуги около 180 венчурных фирм и порядка 700 банков, которые финансируют деятельность отдельных организаций. Являясь первопроходцами в области кластерного подхода, сегодня США продолжает успешно применять его в разных сферах предпринимательства.
Опыт создания Кремниевой долины – это классический пример плодотворного взаимодействия предпринимательства и кадрового обмена между научными секторами и бизнес-центром.
Риски кластера
Как правило, при формировании кластера и в процессе осуществления хозяйственно-финансовой деятельности предприятий возникают различные риски.
Таким образом, появляется необходимость в осуществлении управления рисками на этапе формирования стратегии кластера, при ее реализации на всех уровнях управления и по всем проектным и функциональным направлениям. При этом появляются риски, такие, как отраслевые, операционные, финансовые и правовые риски, негативно влияющие на достижение поставленных целей, при этом они подлежат выявлению с последующей оценкой.
Нарушение основного функционирования всей системы производства продукции зачастую зависят от технологического оборудования.
Таким образом, деятельность участников и резидентов кластера подвержены рискам аварий и поломок основного производственного оборудования. В связи с появлением непредвиденных поломок, а также прекращения работы оборудования возможна частичная и полная остановка соответствующих объектов производства и сокращение объема выпуска продукции.
Проведение анализа внеплановых остановок технологических процессов должен включать в себя поэтапное управление рисками. Управление рисками включает в себя этапы, такие как выявление рисков, определение категорий рисков, количественная оценка параметров рисков и вероятности нанесенного ущерба. При этом разработка мероприятий по недопущению инцидентов и аварий позволит снизить риски производственной деятельности на предприятиях кластера [2].
С целью дальнейшего осуществления обновления оборудования, но по мере их финансовой возможности предприятия кластера должны проводить мероприятия по их обновлению.
Упорядоченное закрепление сфер ответственности достигается за счет возможности персонифицированной ответственности должностных лиц на всех уровнях управления. Для снижения операционного риска в кластере следует провести четкое разграничение полномочий руководителей и обеспечение экономической обоснованности управленческих решений.
Огромное значение на деятельность предприятий кластера оказывают финансовые и валютные риски. Они подкрепляются такими наиболее значимыми причинами, как инфляция, изменение валютных курсов, изменение условий кредитования в сторону ужесточения, изменение процентных ставок по кредитным договорам, неплатежеспособность потребителей.
В основе валютного риска лежит существенное изменение стоимости денежного обязательства в период между заключением договора и датой осуществления платежа по обязательствам, выраженным в валюте. Серьезное повышение процентных ставок может привести к определенным негативным последствиям, таким как рост стоимости обслуживания долга предприятий, что в последствие может негативно сказаться и на текущих финансовых результатах предприятия [3].
Следует отметить, что существенное влияние оказывают и правовые риски, к которым можно отнести изменение таможенного и налогового законодательства, изменение требований о лицензировании.
На сегодняшний день применение кластерного подхода постепенно набирает свои обороты, находит свое применение региональными властями с целью дальнейшего развития своих территорий.
В определенной степени, отдельные инициативы федерального центра способствуют формированию условий для кластеризации, а именно создание особых экономических зон, разработка концепции кластерного развития РФ.
На сегодняшний день проходит активное реформирование гражданского законодательства, в частности регулирующего сферу деятельности коммерческих организаций. К исключению существующих пробелов в правом поле может привести дальнейшее приведение нормативной базы в соответствие с постоянно меняющимися рыночными условиями.
Предпосылки для создания кластеров в Республике Татарстан
Рассматривая российский опыт, а в частности, опыт Республики Татарстан, следует отметить, что некоторые лидирующие отрасли занимаются выпуском полиэтилена, каучука синтетического, шин, автомобилей грузовых, синтетических моющих средств, картона, добыча нефти.
К примеру, участниками северо-восточного кластера являются и предприятия Республики Татарстан, такие как ОАО «Нижнекамскнефтехим», Нефтехимический комплекс ОАО «Татнефть», ОАО «КАМАЗ», ООО «Форд Соллерс Холдинг», ОАО «ТАНЕКО», ООО «Аммоний», ОАО «ТАИФ-НК», ОАО «ПО «ЕлАЗ», ОАО «Химический завод им.Л.Я.Карпова», ЗАО «КамЗААЦ», ООО НПО «Ростар», ЗАО «Астейс», ООО «Кама Кристалл Технолоджи».
В каждом регионе России развита своя промышленность, некоторые из регионов занимают и лидирующие позиции по отдельным видам отраслей. К числу таких лидеров можно отнести Республику Татарстан (табл. 1) [4].
Таблица 1
Доля Республики Татарстан в общероссийском производстве составляет
Название
|
Процентное соотношение на рынке РФ
|
Занимаемое место на рынке РФ
|
полиэтилен
|
51,90 %
|
1
|
каучуки синтетические
|
41,90 %
|
1
|
шины
|
33,60 %
|
1
|
автомобили грузовые
|
30,50 %
|
1
|
синтетические моющие средства
|
12,10 %
|
3
|
нефть
|
6,6 %
|
3
|
картон
|
4,50 %
|
5
|
На сегодняшний день в Республике Татарстан при активной поддержке Правительства РТ действуют институты, которые образуют инфраструктуру поддержки инновационного бизнеса (инновационный кластер): Комитет по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, Инновационно-производственный Технопарк «Идея», Инвестиционно-венчурный фонд РТ, Камский индустриальный парк «Мастер», Академия наук РТ, Инновационно-производственный Технопарк «Идея-Юго-Восток», Бизнес-инкубатор «Форсайт», Бизнес-инкубатор «Свияга», Особая экономическая зона «Алабуга», Лизинговая компания малого бизнеса РТ, Технополис «Химград», финансово-кредитные институты, научно-образовательные кластеры и пр.
В общей инфраструктуре инновационного кластера каждый из вышеперечисленных институтов выполняет свою определенную важную функцию. В общей совокупности они объединяют составляющие инновационной инфраструктуры, а именно производственно-технологическую, консалтинговую, финансовую, кадровую, информационную и сбытовую [4].
Для Республики Татарстан огромную выгоду принесло бы вливание инвестиций в мало развивающиеся отрасли промышленности.
А создание свободной экономической зоны открывает новые возможности для такого рода вливаний. Принято считать, что особая экономическая зона – это территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и иностранных предпринимателей. Основной целью создания таких зон является решение стратегических задач развития государства в целом или отдельных территорий, таких как научно-технические, внешнеторговые, общеэкономические, социальные, региональные задачи. Существуют различные типы особых экономических зон: промышленные, технологические, туристические, логистические.
Подробнее рассмотрим особую экономическую зону промышленного типа. На сегодняшний день существует шесть особых экономических зон промышленного типа на территории Российской Федерации: ОЭЗ ППТ «Липецк» в Липецкой области, ОЭЗ ППТ «Алабуга» в Республике Татарстан, ОЭЗ ППТ «Моглино» в Псковской области, ОЭЗ ППТ «Тольятти» в Самарской области, ОЭЗ ППТ «Людиново» в Калужской области, ОЭЗ ППТ «Титановая долина» в Свердловской области [5].
Это обширные территории, расположенные в крупных промышленных регионах страны. Близость к ресурсной базе для производства, доступ к готовой инфраструктуре и основным транспортным артериям — это лишь основные характеристики промышленных зон, определяющие их преимущества. Размещение производства на территории промышленных зон позволяет повысить конкурентоспособность продукции на российском рынке за счет снижения издержек.
Создание особой экономической зоны на территории Республики Татарстан «Алабуга» поспособствовало появлению новых компаний. К примеру, с 2005 г. на территории Елабуги было официально зарегистрировано 29 компаний, представляющих разнообразные отрасли промышленности. В первую очередь этими компаниями осуществляется строительство, а также они планируют построить заводы с объемом инвестиций более 85 млрд руб.
Строительство ОЭЗ «Алабуга» создает условия для строительства такого рода предприятий за счет:
1) обеспечения благоприятной налоговой среды для своих резидентов, при этом предприятия на 10 лет освобождаются от имущественного, земельного и транспортного налогов. Льготные налоговые ставки на прибыль, для резидентов с учетом федерального налога составляют в первые 5 лет – 2 %, следующие 5 лет – 7 % и до 2055 г. – 15,5 %.
2) создания режима свободной таможенной зоны, а иностранные товары, оборудование, комплектующие, сырье, строительные материалы и т.д. не облагаются НДС и ввозными таможенными пошлинами [6].
В том случае, когда созданная свободная экономическая зона выполнит свое предназначение и оправдает все ожидания, она может стать в последствие привлекательной для создания нового кластера.
На сегодняшний день к кластерам особой экономической зоны «Алабуга» можно отнести такие, как нефтехимический или химический, автомобилестроительный, строительный, отделочных материалов, агропромышленный.
Дальнейшее развитие кластерных систем в Республике Татарстан должно привести к увлечению притока инвестиций в регионе. И, следовательно, продукция, производимая предприятиями кластера, будет поставляться в большей части на внутренний рынок, что позитивно должно сказаться на потребителях.
Вывод
На сегодняшний день, кластер занимает четвертую часть от инвестиционного объема Республики Татарстан, повышает ее инвестиционный капитал, а значит, и страны в целом.
Следует отметить, что регионы, в которых создаются подобного рода свободные экономические зоны, во-первых, становятся платформой бурного роста локальной и национальной экономик и позволяют повысить экспортный потенциал. А, во-вторых, свободные экономические зоны кластерного типа являются наиболее эффективным инструментом развития преимущественно стратегически важных отраслей экономики [7].
Все вышеперечисленное позволяет сделать вывод, что развитие кластерного направления в Российской Федерации может привести к снижению уровня безработицы, созданию рабочих мест, а главное, к привлечению новых объемов инвестиций, получению налоговых поступлений, повышению конкурентоспособности регионов.
Источники:
2. Трофимова Т.В., Ломовцева А.В. Кластерное взаимодействие предприятий как механизм повышения конкурентоспособности региона (на примере Нижегородской области) // Российское предпринимательство. – 2013. – № 14 (236). — c. 35-43.
3. Мухаррамова Э.Р. Формирование ресурсного потенциала строительного предприятия // Российское предпринимательство. — 2013. – № 14 (236). – c. 45-52.
4. Документ от 17 апреля 2012 г. «Программа развития камского инновационного территориально-производственного кластера на период до 2020 года».
5. http://www.russez.ru/oez/
6. Каримов А.А. Инновационный кластер республики Татарстан // Доклад к.э.н., доцента ОАО «УК «Идея капитал».
7. Баженова Ю.В. Экономический механизм функционирования особых экономических зон в России. // Экономические науки. – 2009. – №8.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:29:04