Модель организационно-экономического механизма стратегирования в инновационной деятельности

Мишарин Ю.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (244), Ноябрь 2013
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Предлагаемый в статье организационно-экономический механизм стратегирования в инновационной деятельности базируется на концепте диверсификационной мобильности стратегирования, в модели отражен ее процессный функциональный и прогностический характер.

Ключевые слова: инновационная деятельность, организационно-экономический механизм, стратегирование



С точки зрения институционального подхода, объединяющего функциональный и процессный подходы, «организационно-экономический механизм инновационного стратегирования» является институциональным элементом системы стратегического управления инновационной деятельностью, реализующим организационные, координационные, контрольные и мотивационные функции через материальные, финансовые, информационные, коммуникативные и кадровые потоки соответствующим образом упорядоченных бизнес-процессов.

Сущность модели организационно-экономического механизма

Исходя из характера инновационной деятельности, сущность модели организационно-экономического механизма стратегирования в инновационной деятельности отражается критерием скорости реагирования в инновационной деятельности на изменения, связанные со структурными сдвигами в экономике на различных уровнях. Таким критерием может служить диверсификационная мобильность (diversification mobility) стратегирования. В данном понятии - диверсифика́ция (новолат. diversificatio - изменение, разнообразие; от лат. diversus - разный и facere - делать), мобильность – (англ. mobility; нем. mobilitat; лат. mobilis – подвижный) - подвижность, способность к быстрому действию.

Построение модели организационно-экономического механизма стратегирования в инновационной деятельности (инновационного стратегирования) на основе концепта диверсификационной мобильности требует, в первую очередь, определения стратегирования в системе категорий управления (рис. 1).

3

Рис. 1. Стратегирование в системе категорий управления

Как видно из рисунка 1 стратегирование задает общесистемную основу организационно-экономического механизма. Тогда организационно-экономический механизм стратегирования как системный процесс может быть представлен в виде, показанном на рисунке 2 (процессная модель).

4

Рис. 2. Процессная модель организационно-экономического механизма инновационного стратегирования

Анализируя исходные установки, в процессе моделирования необходимо выбрать адекватный механизм стратегирования, определить величины воздействий, его природу и вектор движения. Затем анализируется достижимость поставленной цели и в заключении оцениваются результаты, т.е. достигнута ли точно цель, произошли какие-либо отклонения, возникли побочные результаты или нет. То есть, стратегирование по своему составу и спектру – это синтетическая категория, которая выходит за пределы традиционного подхода или представления лишь как функции управления, а превращается в элемент механизма комплексного воздействия. Стратегирование должно быть направлено на предупреждение не только возникающих, но и потенциальных отклонений от плановых заданий, поскольку оно имеет прогностический характер. При стратегировании речь идет о совокупности параметров, описывающих инновационную деятельность, и об изменении их величины (например, о величине ресурсоемкости, фондоотдачи, рентабельности и т.д.).

В этом случае диверсификационную мобильность модели организационно-экономического механизма инновационного стратегирования определяет прогностический характер организационно-экономического механизма стратегирования (рис. 3).

5

Рис. 3. Прогностический характер организационно-экономического механизма инновационного стратегирования

На рисунке 2 модель организационно-экономического механизма инновационного стратегирования представлена с точки зрения процессного подхода. Согласно определению организационно-экономического механизма стратегирования, данному в начале статьи, на рисунке 4 представлена модель организационно-экономического механизма инновационного стратегирования с точки зрения функционального подхода.

6

Рис. 4. Функциональная модель организационно-экономического механизма инновационного стратегирования

Критерии эффективности управления

Рассматривая вопрос эффективности управления для модели организационно-экономического механизма инновационного стратегирования, можно исходить из общей системы критериев эффективности управления (см. табл.).

Таблица

Система критериев эффективности управления

Факторы эффективности
Характеристика управления
Критерии эффективности управления
Цели управления
Результативность
Соответствие полученных результатов целям управления или установленным критериям эффективности
Качество организационного поведения
Экономичность
Опережающий рост эффективности функционирования организации по сравнению с ростом затрат на управление.
Степень информационной обеспеченности руководства и уровень технической оснащенности процесса управления
Потенциал системы
Адаптивность
Своевременность реакции системы управления на вызовы среды
Управляемость
Оперативность и полнота реакции организации и ее подразделений на управленческие решения
Устойчивость
Стабильность системы управления в течение длительного периода времени
Рациональность структуры
Эффективность
Сбалансированность функций и целей управления.
Соответствие масштаба управляемости норме управляемости

Рассматривая более подробно предлагаемые факторы эффективности, можно выделить следующее:

Цели управления могут быть идентифицированы через показатели результатов деятельности организации. Надо полагать, что структуре целей должна соответствовать структура индикаторов (параметров управления), характеризующих ход процессов достижения целей и состояние полученных результатов. Пороговые или эффективные значения индикаторов могут быть признаны в качестве критериальных и использоваться в этой связи для измерения полученных результатов на соответствие целям и миссии организации. При этом отсутствие отклонений в результатах процесса говорит о его относительной стабильности, а наличие отклонений является исходной информацией для необходимости внесения корректировок.

К показателям рациональности структуры (функциональной и организационной) и ее технико-организационного уровня, которые могут быть использованы в качестве нормативных при анализе эффективности действующего или проектируемого вариантов структур, могут быть отнесены следующие показатели:

- звенности системы управления;

- уровня централизации функций управления;

- принятых норм управляемости;

- сбалансированности распределения прав и ответственности;

- уровня в специализации и в функциональной замкнутости подсистем.

Важное значение при оценке эффективности управления уделяется выявлению соответствий в системе управления и ее организационной структуре с объектом управления. Это выявляется посредством анализа:

- сбалансированности по составу функций и целям управления;

- соответствия по численности и составу работников с объемом и сложностью работ;

- полноты обеспечения требуемой информацией производственно-технологических процессов;

- сбалансированности и непротиворечивости показателей эффективности и т.п.

Качество организационного поведения может быть отражено посредством группы показателей, используемых для характеристики содержания и организации процесса управления, в том числе непосредственных результатов управленческого труда и затрат на него (текущие затраты на аппарат управления, единовременные расходы на исследовательские и проектные работы в области систем управления и др.).

При этом используются количественные и качественные показатели. Эти показатели имеют нормативный характер и могут использоваться в качестве самостоятельных критериев и ограничений. Нормативными характеристиками могут быть производительность и экономичность. Под производительностью понимается количество произведенной организацией конечной товарной или управленческой продукции, приходящейся на одного работника аппарата управления (АУП). Под экономичностью понимаются относительные затраты на функционирование АУП, соизмеренные с результатами хозяйственной деятельности.

В качестве показателей потенциала системы управления могут быть использованы адаптивность, управляемость и устойчивость.

Адаптивность может определяться через параметр способности системы для эффективного выполнения заданных функций в некотором диапазоне изменяющихся условий. Шириной этого диапазона может определяться уровень адаптивности системы.

Для оценки управляемости системы могут быть использованы такие показатели, как:

- уровень выполнения плановых заданий;

- уровень соблюдения утвержденных нормативов;

- уровень отклонений в выполнении директивных указаний, нарушений административно-правового и технологического регламента и т.п.

Под устойчивостью понимается прогнозируемость поведения организации под воздействием факторов внешней среды. В качестве индикаторов могут быть использованы показатели стабильности структуры, руководителей подразделений и персонала (текучести).

Вывод

Таким образом, организационно-экономическому механизму инновационного стратегирования в системе стратегического управления отводится особое место по следующим причинам:

- наибольшая активность воздействия субъекта управления на объект;

- наличие множества рычагов воздействия на объект (включая стимулы и антистимулы), способствующих изменению целей, содержания работ, комплекса норм и нормативов, величин показателей и т.д.;

- точное соизмерение, по возможности, величин воздействующих факторов с конечными результатами, в чем наиболее отражено искусство управления;

- всегда имеются в виду прогнозируемые результаты, то есть обеспечивается наиболее тесная связь с прогностическими свойствами объекта управления;

- само по себе инновационное стратегирование способно системно изменять содержание в основных категориях, определяющих механизм стратегического управления, к которым относятся функции управления, принципы, методы, организационные структуры и т.п.;

- инновационное стратегирование в большей части опирается на функционирование и использование адаптационных потенциалов объекта и субъекта управления, что имеет исключительное значение при совершенствовании процессов саморегулирования производственных систем в стратегической перспективе.


Источники:

1. Мишарин Ю. В. О внедрении организационно-экономического механизма стратегирования в инновационной деятельности НИУ // Креативная экономика. – 2013. – № 11 (83). – c. 54-58. – http://www.creativeconomy.ru/articles/30151/
2. Черникова С.А., Порвадов М.Г. Особенности формирования организационно-экономического механизма агропромышленного кластера // Молодой ученый. – 2010. – № 8–2. – с. 42–44.
3. Мотовилов И.В. Концептуальные аспекты организационно-экономического механизма управления промышленным комплексом муни-ципального образования // Российское предпринимательство. – 2012. – № 3 (201). – c. 152-156. – http://www.creativeconomy.ru/articles/18369/
4. Радченко А.В. Организационно-экономический механизм управления бизнес-процессами на предприятии // Российское предпринимательство. – 2009. – № 11 Вып. 1 (146). – c. 89-93. – http://www.creativeconomy.ru/articles/5539/

Страница обновлена: 12.11.2024 в 14:28:40