Ключевые вопросы развития совместных предприятий в новой экономике
Скачать PDF | Загрузок: 5
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 18 (240), Сентябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Капустин Н.С. Ключевые вопросы развития совместных предприятий в новой экономике // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 18. – С. 21-28.
Аннотация:
В статье анализируется ситуация, связанная с необходимостью решения задач, поставленных Правительством РФ по развитию в стране высокотехнологичного малого и среднего бизнеса. Важную роль при этом приобретают инвестиции, в том числе иностранные. В этой связи автор предлагает активнее использовать такую форму привлечения иностранного капитала, как создание коммерческих организаций с иностранными инвестициями, и призывает научную общественность изучить проблемы, препятствующие развитию этой формы бизнеса.
Ключевые слова: предпринимательство, совместные предприятия, политика открытых дверей, проблемы развития совместного бизнеса
Современная российская экономика испытывает жизненно важную потребность в развитии предпринимательской сферы, малого и среднего бизнеса (МСБ). Особую важность это приобретает с учетом вступления России в ВТО и политики открытых дверей на национальном рынке, который уже испытывает все «прелести» глобальной конкурентной среды.
В целостной и непротиворечивой концепции новой экономики Президент России В.В. Путин особо подчеркнул необходимость формирования малого и среднего бизнеса, когда малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике. При этом значительная часть малого бизнеса к 2020 г. должны быть сектора интеллектуального и творческого труда, работающие в глобальном рынке, экспортирующие свои продукты и услуги, выступающие важным элементом сохранения в экономике конкурентной среды [2].
Задачи, связанные с развитием малого и среднего бизнеса в России
В реализации концепции новой экономики приоритетное значение придается созданию и модернизация 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 г. [1]. Однако в условиях глобализации, даже если бы и были созданы преференции для российского предпринимательства, что особо отмечает Гринберг Р.С., подчеркивающий, что предпринимателю очень трудно найти свою нишу в нашем индустриальном ландшафте, который переполнен импортом, при том, что малый бизнес у нас в принципе не развит. Его нет, потому что нет большого бизнеса готовой продукции. Ведь на Западе малый бизнес, как правило, обслуживает крупные корпорации, узлы и детали делает, конкурирует [3].
В странах с развитой рыночной экономикой успешно реализована социально-экономическая модель: − в количественной пропорции – МСБ: крупный бизнес (КБ) = 80:20; − по вкладу в ВВП пропорция обратная – МСБ:КБ = 20:80. Ориентируясь на международные пропорции, российскому МСБ необходимо обеспечивать по меньшей мере 16 млн. рабочих мест.
Если воспользоваться данными Росстата о сплошном наблюдении за деятельностью МСБ в России (2,8 млн. респондентов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц), которое проводилось в 2010−2011 гг., то выясняется следующее: в общей сложности этот бизнес производит 23,6% от выручки всего российского бизнеса; занятость на таких предприятиях от общих значений составляет 22%. Но вот доля инвестиций, по сравнению с крупными игроками, пока крайне мала – всего 8,1% [4]. Таким образом, при современном потенциале развития российского МСБ обеспечивается около 12,7 млн рабочих мест. Однако стратегическая установка нацелена на создание и модернизацию высокопроизводительных рабочих мест, которыми в настоящее время МСБ не обладает.
Собственными силами российское предпринимательство достижение этой стратегической цели обеспечить не может. Требуется комплексное государственное регулирование процессов достижения этой цели, включающее целевую государственную поддержку, государственно-частное партнерство, налоговый маневр и, в особенности, прямые инвестиции в инновационное развитие производства продукции и услуг на создаваемых и модернизируемых МСБ высокопроизводительных рабочих местах. Поэтому Президент РФ указом № 596 постановил Правительству РФ принять меры по достижению следующих показателей: увеличение объема инвестиций не менее чем до 25% внутреннего валового продукта к 2015 г. и до 27% – к 2018 г.; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте к 2018 г. в 1,3 раза относительно уровня 2011 г. [1]. Выполнение этих показателей напрямую зависит от улучшения инвестиционного и делового климата России.
Необходимость привлечения иностранных инвестиций
Формирование привлекательного инвестиционного климата востребовано иностранными инвесторами, которые сталкиваются с рядом факторов, осложняющих приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Выявлено, что на подавляющее большинство инвесторов, пришедших в Россию, действуют негативные факторы: положение страны, географически сравнительно удаленное от наиболее развитых центров мировой экономики; высокий уровень коррупции (при этом, в налоговой сфере уже произошли заметные позитивные подвижки).
Существующий правовой климат, включая режим льгот для иностранных инвесторов, все еще сильно отличается от общепризнанных международных норм и правил регулирования ПИИ. Неуверенность иностранных инвесторов в безопасности своих вкладов в российскую экономику, в возможности получения ожидаемой прибыли на вложенный капитал приводит к тому, что основными сферами вложения иностранных инвестиций остаются торговля и посредничество, а не материальное производство. Естественно, без учета ПИИ в наш топливно-энергетический комплекс.
Создание комфортного делового климата в национальной экономике в первую очередь необходимо для ускорения темпов развития российского предпринимательства в сфере производства наукоемких товаров (продукции и услуг) путем привлечения зарубежных компаний с их hi-tech технологиями, успешными практиками менеджмента. Такое продвинутое сотрудничество в народном хозяйстве, как показывает мировой опыт, возможно в формате такой конфигурации предпринимательской организации, как совместное предприятие (СП).
Хотя термин СП был введен в народном хозяйстве в конце 1980-х годов в ходе экономической реформы, одним из направлений которой было предоставление большей самостоятельности предприятиям, организациям, фирмам, органам управления. В постперестроечной России с принятием новых законодательных актов на смену термину «совместное предприятие» пришел другой термин «предприятие с иностранными инвестициями» [1], что нашло свое отражение в Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» [2].
Совместное предприятие – это компания, в работе которой участвуют соучредители других стран, организационно оформленная как единое, общее предприятие. СП создаются для интеграции усилий предпринимателей из разных стран, с целью более эффективного производства и сбыта товаров и уменьшения рисков за счет совместного бизнеса (разделения их между соучредителями). Особенностью такой компании является наличие совместной собственности, которая функционирует на территории одной страны, к которой относится один из соучредителей СП.
Проблемы российских коммерческих организаций с иностранными инвестициями
Хотелось бы отметить, что существует некоторое различие между российским понятием «совместного предприятия» и западным толкованием этого термина. СП за рубежом создаются на паях двумя или несколькими национальными компаниями (хотя среди них могут быть и иностранные) обычно на короткий срок для производства какого-либо продукта. Для них характерен узкий ассортимент продукции, короткий срок существования, совсем не обязательно иностранное участие.
Новая экономика настоятельно требует «эпохи возрождения» российских СП в сфере производства наукоемких товаров с учетом специфики их бизнеса в российских экономических условиях. На основании практики уже действующих в народном хозяйстве СП можно выделить следующие демпфирующие факторы дальнейшего их развития в сфере российского предпринимательства:
− окончательно не определен инвестиционный режим − либо государство обеспечивает преференции отечественному производителю, либо он одинаков для всех субъектов рынка;
− нет приоритетов по созданию СП в секторах и сегментах народного хозяйства;
− не обеспечены механизмы гарантий иностранным партнерам, соучредителям СП.
Целесообразно выделить следующие ключевые проблемы СП (компаний) в условиях российских рыночных отношений:
− чрезвычайно большая потребность в профессиональных управленческих кадрах;
− менталитет российских собственников компаний оставляет желать лучшего;
− специфика корпоративной стратегии в сфере персонала и корпоративной культуры СП;
− доминирование принципа максимизации и изъятия прибыли в предпринимательском подходе российских бизнесменов;
− размытость стратегических перспектив в условиях российского рынка;
− логистика СП в условиях рискованности российского рынка «заточена» на увеличение страховых запасов [6].
В настоящее время многие собственники российских компаний рассматривают свои СП как средство достижения персональных краткосрочных целей, мало применяют современные, прогрессивные методы и инструменты управления, считая их сложными и затратными, рассматривая их как «дело будущего» (в основном, из-за отсутствия весомых доказательств эффективности последних) [7].
В связи с этим одной из важнейших проблем СП в России является поиск рациональных путей, обеспечивающих наиболее эффективное использование их суммарного потенциала, складывающегося из комплекса количественных и качественных характеристик, потребляемых организацией материальных и нематериальных ресурсов.
Основные проблемы управления современным СП в России сводятся к необходимости решения следующих важнейших задач:
− координации действий сотрудников компании по достижению общих целей под руководством менеджеров различных уровней;
− мотивации сотрудников к наилучшему выполнению своих непосредственных производственных обязанностей, что позволит обеспечить достижение общих целей компании и получить необходимый синергетический эффект от результативного взаимодействия персонала предприятия в целом;
− поддержания профессионализма менеджеров на необходимом предприятию уровне путем перманентного контроля и самоконтроля достигнутых ими результатов, тщательного анализа причин отклонений от намеченных целей.
Задачи для научных исследований
Автор проводить исследования ключевых вопросов развития совместных предприятий исходя из следующих целей и задач:
− выявить существенные тенденции создания и развития СП на международном и национальном рынках;
− вывить приоритетные мотивы экспансии зарубежных компаний на российский рынок с целью создания СП с учетом обязательств России по ВТО, Таможенному союзу и ЕврАзЭС;
− уточнить специфику бизнеса СП, формирующую его конкурентную позицию в конкретном секторе наукоемких товаров в российских экономических условиях;
− выявить и структурировать ключевые проблемы, сдерживающие развитие и успех бизнеса СП на российском рынке;
− выявить позитивные институциональные аспекты создания и развития СП в новой российской экономике;
− методически обосновать рациональные стратегии и механизмы инвестиционной экспансии иностранных соучредителей СП как важнейших партнеров интернационализации национальной экономики;
− обосновать научно-методические подходы к формированию организационно-экономических механизмов адаптации деловой активности действующих СП и потенциальных зарубежных соучредителей таких предпринимательских структур, адекватной российским экономическим реалиям с учетом рисков глобализации;
− раскрыть особенности и разработать научно-методические подходы к оценке конкурентной позиции совместного предприятия с учетом вектора его регионального развития на российском рынке конкретных наукоемких товаров;
− разработать научно-методические рекомендации по оценке уровня транснациональности и выбору стратегических пространственных векторов внешнеэкономических связей российского предпринимательства для интеграции его в международные производственные цепочки наукоемких товаров.
Заключение
Очевидно, что такой комплекс исследований требует участия многих ученых, оперативного обмена информацией. С учетом современного уровня развития пространства интернета и он-лайн технологий двустороннего и многостороннего общения, было бы продуктивным создание электронной площадки для такого научного взаимодействия. Например, на базе такого фундаментального журнала как «Российское предпринимательство». Автор статьи надеется получить отклики заинтересованных исследователей по широкому кругу вопросов, суть которых сводится к следующему: как российскому предпринимательству эффективно использовать новые возможности по активизации такого важного экономического феномена, как совместные предприятия, в острой борьбе за лидерство в глобальной конкуренции уже на российском рынке?
[1] В Федеральном законе от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» используется другой термин: «коммерческая организация с иностранными инвестициями». – Прим. ред.
[2] Полное название документа – Федеральный закон от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». – Прим. ред.
Источники:
2. Путин В.В. О наших экономических задачах [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/politics.
3. Гринберг Р.С. Малый бизнес – костяк гражданского общества // Комсомольская правда. − 15.12.2011.
4. Росстат [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mk.ru/economics/article/2012/04/05/689896-malyiy-biznes-v-rossii-est.html.
5. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1955.
6. Экономика и жизнь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.akdi.ru.
7. Бусыгин А.В. Теория менеджмента: мифы и реалии. – М.: Экон-информ, 2011.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:04:11