Методы определения трансфертных цен в целях налогообложения

Лемескина Т.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Анализ, произведенный в статье, касается изменения законодательства по налоговому регулированию трансфертного ценообразования. Для корректного выбора способа определения цен при трансфертном ценообразовании в целях налогообложения рассматривается набор соответствующих методов, допускаемых законодательством.

Ключевые слова: трансфертное ценообразование, налоговое регулирование, методы ценообразования



В сделках между различными подразделениями одной компании или между участниками единой группы компаний применяются трансфертные (внутренние расчетные) цены.

Цели трансфертного ценообразования: оптимальное размещение ресурсов; распределение рынков сбыта и сфер влияния между материнской и дочерними подразделениями; оценка вклада бизнес – единиц в общую прибыль холдинга; увеличение общей прибыли холдинга. Подцели – минимизация налогового бремени и таможенных платежей холдинга.

В целях противодействия занижению налоговой базы при использовании трансфертного ценообразования издан Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» [1]. Закон дополнил Налоговый кодекс РФ разделом о налоговом контроле в области трансфертного ценообразования.

Нормы налогового регулирования трансфертных цен в Законе основываются на международных правилах регулирования трансфертного ценообразования, заложенных Методическими рекомендациями Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР).

Основополагающим принципом, который используется в международной практике регулирования трансфертных цен, является принцип «вытянутой руки». Он предполагает анализ рассматриваемой ситуации с позиции действия при аналогичных обстоятельствах независимой компании при продаже и покупке сопоставимого товара на свободном рынке.

Оценка сопоставимости сделок основывается на использовании аналитических методов:

− характеристики товаров (работ, услуг), которые являются предметом сделки;

− функционального анализа;

− анализа условий контракта;

− анализа экономических условий совершения сделки;

− оценки бизнес-стратегии.

Метод сопоставимых рыночных цен

Основой управления налоговыми рисками в области трансфертного ценообразования должны стать базовые методики: установления взаимозависимых лиц; определения контролируемых сделок; определения цен; документирования [2].

Начиная с 2012 г. для определения соответствия цен сделки рыночным ФНС России могут быть использованы следующие методы: сопоставимых рыночных цен; цены последующей реализации; затратный; сопоставимой рентабельности; распределения прибыли. Допускается использование комбинации двух или более методов [1, ст. 105.9 – 105.13].

Приоритетным является метод сопоставимых рыночных цен. Он может быть использован при наличии на рынке не менее четырех сделок с идентичными товарами, совершенных в сопоставимых экономических условиях между лицами, не являющимися взаимозависимыми. Данный метод основывается на определении интервала (коридора) рыночных цен сопоставимых сделок.

На практике сложно найти идентичные организации и сделки, и в НК РФ предусмотрена возможность применения корректировок для обеспечения сопоставимости сравниваемых сделок и анализируемых. При этом НК РФ не предусматривает, как осуществлять такую сопоставимость.

Решением данной проблемы может стать методология корректировок, прошедшая апробацию в таможенных органах. Для расчета искомой цены (конкурентной, приведенной к условиям сделки, принятой за эталон) используется серия поправок (корректировок), позволяющая сводить цены с различными условиями поставки к единому базису: корректировки на объем, условия оплаты и отгрузки, на дату заключения сделки.

Корректировка на объем связана с эффектом снижения удельных издержек при росте объемов производства. Поэтому принято при большом объеме закупок предоставлять покупателю скидку. Если же предполагается поправка в сторону увеличения цены, поправочный коэффициент увеличивается.

Корректировка на различие транспортных и сопутствующих расходов, включаемых в цену, особенно важна для товаров, в стоимости которых велика доля транспортных расходов. Поэтому важно привести цены к одинаковым базисным условиям.

Корректировка на условия оплаты должна учитывать особенности и формы расчетов (была ли совершена оплата наличными – чеками, банковскими переводами, аккредитивом и др.; либо осуществлялись авансовые платежи или с предоставлением кредита). При оплате с предоставлением покупателю коммерческого кредита цена товара выше по сравнению с платежами наличными.

Внесение названных корректировок позволит «привести» анализируемые цены к сопоставимому уровню.

Метод цены последующей реализации

Метод цены последующей реализации может быть использован в ситуациях, когда товар приобретается у взаимозависимого лица и в дальнейшем перепродается независимому покупателю без переработки. В рамках этого метода объектом анализа становится дистрибьютор. При использовании метода необходимо определить рыночный уровень рентабельности в сделке между независимыми дистрибьютором и покупателем. Для определения расчетной трансфертной цены для целей налогообложения цена перепродажи уменьшается на величину «маржи» независимого дистрибьютора.

Применением метода цены последующей реализации вызывает сложности в ситуациях, когда перепродавец использует ценные или уникальные нематериальные активы; владеет эксклюзивной лицензией; принимает активное участие в развитии и продвижении торговой марки, и, соответственно, существенно увеличивает стоимость конечной продукции.

Дистрибьюторы могут быть наделены как минимальными функциями по продаже, так и всей полнотой ответственности за реализацию продукции и ее послепродажное обслуживание. Соответственно принимаемым расходам и рискам уровень прибыли у таких дистрибьюторов существенно отличается.

Поэтому важно определить влияние названных факторов и применить корректировки, предусмотренные НК РФ, чтобы привести в сопоставимый вид анализируемую и сделку, выбранную для сопоставления.

Затратный метод и метод сопоставимой рентабельности

Затратный метод («издержки плюс») предполагается применять преимущественно в отношении сделок по оказанию услуг, кроме сделок с использованием объектов нематериальных активов, оказывающие существенное влияние на уровень рентабельности. Данный метод базируется на сумме прямых и косвенных издержек поставщика. Для определения расчетной цены контролируемой сделки в целях налогообложения себестоимость увеличивается на размер прибыли, обычной для данной сферы деятельности. Основная сложность применения данного метода в том, что как правило, информация об издержках является коммерческой тайной, и иностранные компании не раскрывают информацию о своих затратах.

В ситуациях, когда невозможно обеспечить сопоставимость данных бухгалтерской отчетности для целей расчета интервала рентабельности и определения для целей налогообложения доходов (прибыли, выручки) в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица, используются методы сопоставимой рентабельности или распределения прибыли – они являются новыми для российской практики.

Метод сопоставимой рентабельности предполагает сравнение различных показателей рентабельности в контролируемых и свободных сделках. Другое название метода – метод чистой маржи сделки, поскольку он основывается на оценке маржи, полученной компанией в результате сделки (серии сделок) по отношению к обороту, издержкам, капиталу. При расчете чистой маржи учитываются как переменные затраты по сделке, так и постоянные, связанные с деятельностью компании в целом без учета уплаченных налогов и процентов. Метод исходит из того, что рассчитанная таким образом чистая маржа при корректном ценообразовании должна совпасть с аналогичным показателем независимых участников сделки. Сложность применения метода сопоставимой рентабельности связана с формированием выборки компаний из доступных источников информации (например, в один и тот же раздел Общероссийского классификатора видов экономической деятельности включены одновременно разнохарактерные виды деятельности).

Метод распределения прибыли

Известно, что при перераспределении прибыли в пользу материнской компании взаимосвязанные подразделения прибегают не только к завышению цен при поставке товара, но и при передаче различного рода услуг, патентов, лицензий, «ноу-хау». Для обоснованности применения трансфертных цен при выявлении такого рода ситуации целесообразно использовать метод распределения прибыли.

Применение метода распределения прибыли основывается на вычислении совокупной прибыли (убытка) от реализации продукции взаимозависимыми компаниями, которая впоследствии делится между ними с учетом фактического вклада в формирование суммарной прибыли. На практике в качестве критерия распределения могут быть приняты показатели среднесписочной численности работников или сумма расходов на оплату труда.

Основой выбора метода определения трансфертных цен как налогоплательщиком, так и налоговым органом должен стать учет как преимуществ, так и недостатков рассмотренных методов, их соответствие предъявляемым требованиям, а также доступности информации по сопоставимым сделкам и компаниям.

Федеральный закон № 227-ФЗ дает возможность заключения предварительных соглашений о ценообразовании для целей налогообложения между крупными налогоплательщиками и налоговыми органами. Предметом такого рода соглашений является установление методики определения трансфертных цен, в которой должны быть указаны: источники информации о сопоставимых компаниях, сделках, ценах; сравниваемые объекты; порядок внесения корректировок; непосредственно сами расчеты, определение интервалов рентабельности.

Выполнение налогоплательщиком условий такого соглашения должно способствовать освобождению от ответственности (штрафных санкций) налогоплательщика.

Вывод

Изменения в налоговом законодательстве унифицируют российские правила трансфертного ценообразования и международные стандарты ОЭСР и направлены на повышение эффективности законодательных норм, препятствующих уклонению от налогообложения на основе манипулирования трансфертными ценами.

[1] Закон действует с 1 января 2012 года. – Прим. ред.


Источники:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
2. Федеральный закон от 18.07.2011 № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения».
3. Голишевский В.И., Кизимов А.С. Международные принципы налогового регулирования трансфертного ценообразования // Финансы. – 2011. − № 7. − С. 32−36.
4. Кизимов А.С., Голишевский В.И., Хорохорин М.С. Контроль за трансфертным ценообразованием – фактор конкурентоспособности налоговой системы государства // Финансы и кредит. − 2011. − № 38 (470). – С. 46−53.
5. Обзор практической конференции «Трансфертное ценообразование» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://static./icdn.com/scds/common/u/img.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:37