Уровень продовольственной обеспеченности Кемеровской области

​Брезе О.Э.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
В исследовании, представляемом на суд читателей, рассматриваются вопросы продовольственного обеспечения регионов как путь к достижению их саморазвития и самоокупаемости. Главной темой является анализ тенденций к самообеспечению продуктами питания Кемеровской области. Рассчитан уровень ее самообеспечения основными продуктами питания, определено положение в конкурентном окружении близлежащих регионов. Констатируется недостаточный уровень продовольственного самообеспечения.

Ключевые слова: Кемеровская область, продовольственное обеспечение, конкурентоспособность региона, продовольственная безопасность региона, продовольственное самообеспечение, нормы потребления пищевых продуктов



Обеспечение населения продуктами питания является важной социально-экономической задачей, решать которую необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне.

Продовольственное обеспечение следует рассматривать как совокупность экономических отношений в обществе, возникающих по вопросам обеспечения всех его членов продуктами питания с соответствующими нормативами качества и количества, при этом государство должно гарантировать наличие, стабильность и эффективность использования продовольствия.

Основные направления развития продовольственного рынка Российской Федерации на долгосрочную перспективу определены Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [1].

В Доктрине правительством установлены минимально допустимые уровни обеспечения населения страны продукцией отечественного производства, так называемые пороговые значения, определяющие уровень продовольственной безопасности.

Стратегия развития пищевой промышленности Кемеровской области

Для решения задач, поставленных в Доктрине, нужно учитывать различные факторы, в том числе тенденции спроса и предложения, структуру потребления, экономические аспекты производства по каждой группе сельскохозяйственной продукции. Для этого на федеральном уровне разработаны балансы ресурсов по наиболее важным видам продовольствия, а именно, по мясу, молоку, сахару, зерну. Эти расчеты позволяют прогнозировать объемы производства сельскохозяйственной продукции, структуру потребления, экспорт, импорт, а также разрабатывать меры государственной поддержки отраслей агрoпромышленного комплекса с учетом их потенциальных возможностей по наращиванию объемов производства.

Аналогичная работа проводится на региональных уровнях, при этом необходимо учитывать географическое положение регионов и их роль в агропродовольственном рынке страны. Пороговые значения, установленные Доктриной, являются ориентирами и для регионов.

Производство собственных продовольственных товаров в Кемеровской области осуществляется на основе «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области на период до 2025 г.», разработанной на основании распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области [2].

Стратегия предназначена:

− для выявления приоритетов региональной политики в пищевой и перерабатывающей промышленности региона;

− для согласования действий органов власти по направлениям развития на долгосрочную перспективу;

− для выработки стратегии при разработке нормативно-правовой базы пищевой и перерабатывающей промышленности на региональном уровне.

Целью Стратегии является фoрмирование в Кемеровской области эффективной конкурентoспособной пищевой прoмышленности, обеспечивающей устoйчивое повышение объемов производства продуктов питания и напитков как для внутреннего, так и для межрегиональных рынков, и стимулирующей развитие смежных отраслей.

Кемеровская область находится в окружении конкурирующих с ней регионов Сибири. Понятие «Сибирь» включает в себя территории 12 субъектов федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа (СФО). На графике представлена структура производства пищевых продуктов по регионам Сибирского федерального округа (см. рис.).

1

Из графика видно, что наибольший вклад в производство пищевых продуктов в СФО, включая напитки и табак, вносят четыре региона: Новосибирская и Омская области, Алтайский край и Красноярский край. Суммарная доля этих регионов в общем объеме производства пищевых продуктов превышает 70%. Кемеровская область производит 9,16% от общего объема пищевой продукции Сибирского федерального округа, это объясняется тем, что Кузбасс имеет выраженную специализацию тяжелых отраслей промышленности – угольная, металлургическая, химическая и машиностроение.

Нормы потребления пищевых продуктов и ситуация в Кемеровской области

Наглядное представление об объемах производимого в Кемеровской области продовольствия и его динамике дает табл. 1, в которой представлены данные с 1990 года.

Таблица 1

Динамика объемов производства продукции отдельными отраслями

(подотраслями) пищевой промышленности Кемеровской области в 1990−2010 гг. *

2

* по данным Кемеровостата

** данные отсутствуют

Таблица 2

Расчетное потребление основных продуктов питания, произведенных в Кемеровской области, на душу населения, 2001−2010 гг.

Годы
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Численность населения,
тыс.чел.
2940
2893
2872
2855
2846
2826
2823
2821
2820
2761
Потребление продукции
на душу населения,
кг./чел.
Хлеб и хлебо-булочные изделия
56,12
53,9
55,01
56,04
58,31
61,21
64,81
64,14
64,53
66,64
Мясо и
мясные продукты
3,1
3,32
8,91
11,62
12,93
15,5
19,3
21,55
21,41
*
Молоко и молоко-продукты
27,0
26,5
35,9
38,9
42,5
42,5
48,17
54,57
68,07
72,07
* данные отсутствуют

В табл. 2 для расчета подушевого потребления мяса и мясопродуктов использованы суммарные значения производства мяса и колбасных изделий из табл. 1.

Из таблиц видно, что рост производства продуктов питания в Кемеровской области начался только с 2003−2004 гг., и достигнутый объем явно недостаточен и далек от рекомендуемых норм. Тогда как рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, имеют следующий вид:

− хлебобулочные и макаронные изделия – 95−105 кг в год на человека;

− мясо и мясопродукты – 70−75 кг/год/чел;

− молоко и молокопродукты – 320−340 кг/год/чел [3].

Недостающий объем собственных продуктов питания восполняется за счет их ввоза из других регионов и из-за рубежа, что снижает уровень продовольственной безопасности области.

Анализ Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года выявил определенные конкурентные преимущества Омской, Томской, Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского края. Пищевая промышленность в этих регионах названа ведущей отраслью экономики. Однако в Кемеровской области есть свои конкурентные преимущества, позволяющие развивать пищевую и перерабатывающую промышленность и достичь высокого уровня продовольственной обеспеченности.

В частности, среди преимуществ можно отметить следующие: достаточно развитую транспортную инфраструктуру, компактную систему расселения, хорошо развитую инфраструктуру розничного потребительского рынка, высокий объем розничного товарооборота, эффективную систему социальной защиты населения.

Вывод

В долгосрочных стратегиях социально-экономического развития многих регионов Российской Федерации, в том числе и в Кемеровской области, предусматривается максимальный расчет на собственные силы, планируется достижение максимального уровня самообеспечения основными продуктами питания. Это позволит повысить доступность качественного продовольствия для всех слоев населения, с разным уровнем доходов, различными потребностями. Благодаря этому будет решена часть социально-экономических проблем, в том числе по повышению доходной части бюджета, росту занятости населения, удовлетворению населения качественными продуктами питания.


Источники:

1. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации. Утв. указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120.
2. Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Кемеровской области до 2025 года (утв. распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 01.04.2010 № 264-р).
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:30