Уровень продовольственной обеспеченности Кемеровской области
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Цитировать:
Брезе О.Э. Уровень продовольственной обеспеченности Кемеровской области // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 24. – С. 237-242.
Аннотация:
В исследовании, представляемом на суд читателей, рассматриваются вопросы продовольственного обеспечения регионов как путь к достижению их саморазвития и самоокупаемости. Главной темой является анализ тенденций к самообеспечению продуктами питания Кемеровской области. Рассчитан уровень ее самообеспечения основными продуктами питания, определено положение в конкурентном окружении близлежащих регионов. Констатируется недостаточный уровень продовольственного самообеспечения.
Ключевые слова: Кемеровская область, продовольственное обеспечение, конкурентоспособность региона, продовольственная безопасность региона, продовольственное самообеспечение, нормы потребления пищевых продуктов
Обеспечение населения продуктами питания является важной социально-экономической задачей, решать которую необходимо как на федеральном, так и на региональном уровне.
Продовольственное обеспечение следует рассматривать как совокупность экономических отношений в обществе, возникающих по вопросам обеспечения всех его членов продуктами питания с соответствующими нормативами качества и количества, при этом государство должно гарантировать наличие, стабильность и эффективность использования продовольствия.
Основные направления развития продовольственного рынка Российской Федерации на долгосрочную перспективу определены Доктриной продовольственной безопасности Российской Федерации [1].
В Доктрине правительством установлены минимально допустимые уровни обеспечения населения страны продукцией отечественного производства, так называемые пороговые значения, определяющие уровень продовольственной безопасности.
Стратегия развития пищевой промышленности Кемеровской области
Для решения задач, поставленных в Доктрине, нужно учитывать различные факторы, в том числе тенденции спроса и предложения, структуру потребления, экономические аспекты производства по каждой группе сельскохозяйственной продукции. Для этого на федеральном уровне разработаны балансы ресурсов по наиболее важным видам продовольствия, а именно, по мясу, молоку, сахару, зерну. Эти расчеты позволяют прогнозировать объемы производства сельскохозяйственной продукции, структуру потребления, экспорт, импорт, а также разрабатывать меры государственной поддержки отраслей агрoпромышленного комплекса с учетом их потенциальных возможностей по наращиванию объемов производства.
Аналогичная работа проводится на региональных уровнях, при этом необходимо учитывать географическое положение регионов и их роль в агропродовольственном рынке страны. Пороговые значения, установленные Доктриной, являются ориентирами и для регионов.
Производство собственных продовольственных товаров в Кемеровской области осуществляется на основе «Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности Кемеровской области на период до 2025 г.», разработанной на основании распоряжения Коллегии администрации Кемеровской области [2].
Стратегия предназначена:
− для выявления приоритетов региональной политики в пищевой и перерабатывающей промышленности региона;
− для согласования действий органов власти по направлениям развития на долгосрочную перспективу;
− для выработки стратегии при разработке нормативно-правовой базы пищевой и перерабатывающей промышленности на региональном уровне.
Целью Стратегии является фoрмирование в Кемеровской области эффективной конкурентoспособной пищевой прoмышленности, обеспечивающей устoйчивое повышение объемов производства продуктов питания и напитков как для внутреннего, так и для межрегиональных рынков, и стимулирующей развитие смежных отраслей.
Кемеровская область находится в окружении конкурирующих с ней регионов Сибири. Понятие «Сибирь» включает в себя территории 12 субъектов федерации, входящих в состав Сибирского федерального округа (СФО). На графике представлена структура производства пищевых продуктов по регионам Сибирского федерального округа (см. рис.).
Из графика видно, что наибольший вклад в производство пищевых продуктов в СФО, включая напитки и табак, вносят четыре региона: Новосибирская и Омская области, Алтайский край и Красноярский край. Суммарная доля этих регионов в общем объеме производства пищевых продуктов превышает 70%. Кемеровская область производит 9,16% от общего объема пищевой продукции Сибирского федерального округа, это объясняется тем, что Кузбасс имеет выраженную специализацию тяжелых отраслей промышленности – угольная, металлургическая, химическая и машиностроение.
Нормы потребления пищевых продуктов и ситуация в Кемеровской области
Наглядное представление об объемах производимого в Кемеровской области продовольствия и его динамике дает табл. 1, в которой представлены данные с 1990 года.
Таблица 1
Динамика объемов производства продукции отдельными отраслями
(подотраслями) пищевой промышленности Кемеровской области в 1990−2010 гг. *
* по данным Кемеровостата
** данные отсутствуют
Таблица 2
Расчетное потребление основных продуктов питания, произведенных в Кемеровской области, на душу населения, 2001−2010 гг.
Годы
|
2001
|
2002
|
2003
|
2004
|
2005
|
2006
|
2007
|
2008
|
2009
|
2010
| |
Численность населения,
тыс.чел. |
2940
|
2893
|
2872
|
2855
|
2846
|
2826
|
2823
|
2821
|
2820
|
2761
| |
Потребление продукции
на душу населения, кг./чел. |
Хлеб и хлебо-булочные изделия
|
56,12
|
53,9
|
55,01
|
56,04
|
58,31
|
61,21
|
64,81
|
64,14
|
64,53
|
66,64
|
Мясо и
мясные продукты |
3,1
|
3,32
|
8,91
|
11,62
|
12,93
|
15,5
|
19,3
|
21,55
|
21,41
|
*
| |
Молоко и молоко-продукты
|
27,0
|
26,5
|
35,9
|
38,9
|
42,5
|
42,5
|
48,17
|
54,57
|
68,07
|
72,07
|
В табл. 2 для расчета подушевого потребления мяса и мясопродуктов использованы суммарные значения производства мяса и колбасных изделий из табл. 1.
Из таблиц видно, что рост производства продуктов питания в Кемеровской области начался только с 2003−2004 гг., и достигнутый объем явно недостаточен и далек от рекомендуемых норм. Тогда как рациональные нормы потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания, имеют следующий вид:
− хлебобулочные и макаронные изделия – 95−105 кг в год на человека;
− мясо и мясопродукты – 70−75 кг/год/чел;
− молоко и молокопродукты – 320−340 кг/год/чел [3].
Недостающий объем собственных продуктов питания восполняется за счет их ввоза из других регионов и из-за рубежа, что снижает уровень продовольственной безопасности области.
Анализ Стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 года выявил определенные конкурентные преимущества Омской, Томской, Новосибирской областей, Алтайского и Красноярского края. Пищевая промышленность в этих регионах названа ведущей отраслью экономики. Однако в Кемеровской области есть свои конкурентные преимущества, позволяющие развивать пищевую и перерабатывающую промышленность и достичь высокого уровня продовольственной обеспеченности.
В частности, среди преимуществ можно отметить следующие: достаточно развитую транспортную инфраструктуру, компактную систему расселения, хорошо развитую инфраструктуру розничного потребительского рынка, высокий объем розничного товарооборота, эффективную систему социальной защиты населения.
Вывод
В долгосрочных стратегиях социально-экономического развития многих регионов Российской Федерации, в том числе и в Кемеровской области, предусматривается максимальный расчет на собственные силы, планируется достижение максимального уровня самообеспечения основными продуктами питания. Это позволит повысить доступность качественного продовольствия для всех слоев населения, с разным уровнем доходов, различными потребностями. Благодаря этому будет решена часть социально-экономических проблем, в том числе по повышению доходной части бюджета, росту занятости населения, удовлетворению населения качественными продуктами питания.
Источники:
2. Стратегии развития пищевой и перерабатывающей промышленности в Кемеровской области до 2025 года (утв. распоряжением Коллегии администрации Кемеровской области от 01.04.2010 № 264-р).
3. Приказ Минздравсоцразвития РФ от 02.08.2010 № 593н «Об утверждении рекомендаций по рациональным нормам потребления пищевых продуктов, отвечающим современным требованиям здорового питания».
Страница обновлена: 14.07.2024 в 18:58:30