Эффективность управления материальными потоками в автомобилестроении
Скачать PDF | Загрузок: 9
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье приведены расчеты и анализ эффективности внедрения усовершенствованной системы управления материальными потоками на машиностроительных предприятиях. Рассмотрены показатели эффективности, применяемые на сегодняшний день, и обозначены направления их изменения при внедрении системы управления материальными потоками на основе функционального подхода.
Ключевые слова: машиностроительные предприятия, функциональный подход, система управления материальными потоками, эффективность системы управления, материальные потоки
Чтобы определить эффективность или неэффективность существующей и модифицированной системы управления материальными потоками отечественных предприятий машиностроительной отрасли, рассмотрим общие примеры показателей эффективности.
Оценку эффективности управления предприятием принято рассчитывать исходя из различных показателей, которые характеризуют результативность работы систем и подсистем. При этом учитываются экономические и комплексные критерии оценки. Первые включают в себя показатели прибыли, дохода, рентабельности, а вторые производительность труда и системы управления.
Экономические показатели выражаются в денежном эквиваленте, например, для производственной деятельности с учетом норм труда, времени, расходования материалов и т.д. Но в условиях современных рыночных отношений полноценный расчет эффективности управления материальными потоками должен учитывать комплексные показатели.
Под производительностью понимается результат системного подхода к определению и оценке входных и выходных ресурсов, а также процесса их преобразования [6]. Элементами этой системы являются: форма организации труда, организационная структура, снабжение организации, технология, состояние внешней среды и т.д.
Комплексная оценка показателей эффективности включает в себя анализ:
− эффективности управления людьми (трудовыми ресурсами организации);
− производственной эффективности;
− эффективности управления системами.
Комплексная оценка эффективности управления предприятием
Эффективность управления трудовыми ресурсами включает оценку множества показателей, так или иначе связанных с персоналом предприятия и будет зависеть от планирования трудовых ресурсов, отбора работников, их квалификации и возможного обучения, корректного определения заработной платы, суммарной эффективности деятельности каждого сотрудника предприятия, окупаемости затрат, связанных с их работой.
Планирование трудовых ресурсов определяется содержанием работ, их последовательностью и взаимосвязью. Исходя из потребности предприятия, производится оценка существующих и будущих ресурсов.
Отбор персонала учитывает применение различных методов моделирования и собеседования при приеме на работу, оценку эффективности работы сотрудника, по которой определяется заработная плата и т.д.
Следует также учитывать профориентацию и адаптацию работника на предприятии, время на его обучение, поскольку этот показатель в будущем определит эффективность работы сотрудника с учетом временных и финансовых затрат.
Производственная эффективность учитывает суммарную эффективность операций производственного процесса. Это рыночная стоимость произведенных результатов (товаров, услуг и т. д.), деленная на общую величину затрат всех входящих ресурсов [1].
Данный показатель зависит не только от стоимости ресурса, потраченного на его создание, но также от его качества, состояния спроса и предложения на рынке, учета требования рынка и адаптации к этим требованиям предприятия.
Общие затраты на создание результата зависят от закупочной цены сырья, материалов и комплектующих, затратных показателей на хранение и транспортировку, учет неблагоприятных факторов, связанных с перебоями в доставке и стоимость подобных простоев для предприятия, затраты на оплату труда и премии.
Эффективность управления системами является показателем экономически эффективной реализации целей предприятия. Уровень реализации целей и будет общим показателем эффективности данной системы. При этом учитываются:
− процесс или параметр, которые должны быть выделены как объект управления;
− обратная связь или процесс измерения результата, которая реализуется через эффективную систему контроля;
− сравнение или система, определяющая отклонения результатов от стандартов. Точность, скорость и невысокие затраты будут являться залогом эффективности;
− корректирующая и плановая системы, которые по результатам предыдущих этапов производят изменения деятельности организации в сторону повышения общего эффекта ее деятельности.
Коэффициент модификации и коэффициент замедления при управлении материальными потоками
Все вышеуказанные показатели определяют общую эффективность управления предприятием в целом или его отдела, и учитывают лишь некоторые критерии эффективного управления материальными потоками. По этой причине предлагается ввести коэффициент модификации и коэффициент замедления для оценки показателей управления материальными потоками автомобилестроительных компаний:
Коэффициент модификации показывает средний срок модификации автомобиля:
Km=T/q,
где
T – время существования модели;
Q − количество обновлений.
Еще в 90-е годы срок производственного цикла моделей японских автомобилей без обновления был четыре года [7]. Этого времени было достаточно, чтобы насытить рынок продукцией данного образца и разработать новую модель.
Автомобильным компаниям Северной Америки и Европы требовалось 6−8 лет с учетом рестайлинга, но за последние десятилетия средний срок обновления модельного ряда автомобилей сократился до пяти лет. Цикличность обновлений определяется потребностями общества и новинками технических и информационных усовершенствований. Устаревшие модели вызывают падение спроса и общей прибыли на мировом и внутреннем рынке.
Коэффициент замедления эффективности управления материальными потоками позволит сопоставить срок модификации с учетом средних показателей на мировом уровне, отражая его замедление:
Kz= Km/5,
где
цифра 5 указывает средний срок обновления модификаций автомобилей в годах.
Рассмотрим применение данных коэффициентов для модификации моделей АвтоВАЗ на примере моделей Lada – Классика, Калина, Приора, Гранта с 2000 года и до настоящего времени (см. рис. 1).
Рис. 1. Коэффициент модификации АвтоВАЗ
На рис. 2 показана графическая схема коэффициента замедления для АвтоВАЗа с учетом проанализированных данных модификации.
Рис. 2. Коэффициент замедления АвтоВАЗ
Коэффициенты замедления для модельного ряда АвтоВАЗ приведены в табл.
Таблица
Коэффициент замедления АвтоВАЗ
Год
|
Классика
|
Калина
|
Приора
|
Гранта
|
Среднее
|
2000
|
4
|
|
|
|
4
|
2001
|
4.2
|
|
|
|
4.2
|
2002
|
4.4
|
|
|
|
4.4
|
2003
|
4.6
|
|
|
|
4.6
|
2004
|
4.8
|
|
|
|
4.8
|
2005
|
5
|
0.2
|
|
|
2.6
|
2006
|
5.2
|
0.4
|
|
|
2.8
|
2007
|
5.4
|
0.6
|
0.2
|
|
2.066667
|
2008
|
5.6
|
0.8
|
0.4
|
|
2.266667
|
2009
|
5.8
|
1
|
0.6
|
|
2.466667
|
2010
|
6
|
1.2
|
0.8
|
|
2.666667
|
2011
|
6.2
|
1.4
|
1
|
0.2
|
2.2
|
2012
|
6.4
|
1.6
|
1.2
|
0.4
|
2.4
|
Анализ данных свидетельствует о том, что средний коэффициент замедления держится в районе 2−2,5 начиная с 2007 года. Но достигается этот показатель за счет запуска новых машин. АвтоВАЗ стремится к показателю один раз в 5 лет, но не обновляет продукцию, а вводит новую.
Концепция усовершенствованной системы управления материальными потоками
Сложность управленческой деятельности крупных машиностроительных предприятий с учетом большого количества материальных потоков можно рассмотреть на примере теории связей между руководителем и подчиненным Грайкунаса [5].
Согласно этой теории, существует три вида связей между руководителем (Р) и его подчиненными (А и Б):
1) прямые отношения: Р − А, Р – Б;
2) перекрещивающиеся отношения: Р − А в присутствии Б, Р − Б в присутствии А;
3) групповые отношения: А – Б, Б – А.
В общем случае количество связей, которые должен контролировать руководитель, исходя из концепции усовершенствованной системы управления материальными потоками в виде схемы, выражающей последовательную взаимосвязь всех этапов производства (см. рис. 3), определяется по формуле: предельное кол-во отношений V, которое должен контролировать руководитель при N подчиненных:
Используя формулу Грайкунаса, получаем:
V=7 * (26+6) = 490
При этом объем вертикальных отношений 268 (как в Грайкунусе за вычетом вертикальных), а объем горизонтальных 222.
Таким образом, коэффициент сетевизации 222/490 = 0,45.
То есть, мобильность производства и готовность к модификации растет на 45%.
Рис. 3. Концепция усовершенствованной системы управления материальными потокам (разработано автором)
Фактически, происходит перераспределение между линейным подчинением и функциональной организацией, за счет чего возможность модификации производства увеличивается на 45%.
Аналогичная ситуация складывается в компании ТагАЗ и ИжАвто. Данные показатели определяются неэффективными методами управления материальными потоками, основанными на традиционной линейной системе управления.
Компания Sollers использует функциональный подход, это обеспечивает ей успешное сотрудничество с большим количеством иностранных компаний. На данный момент Sollers работает в партнерстве с лидерами мировой автоиндустрии, такими как Ford, SsangYong, Toyota, Mazda и Isuzu [4].
Вывод
Функциональный подход в управлении материальными потоками машиностроительных предприятий позволит быстро и эффективно изменять модельный ряд автомобилей, обеспечивая адекватную реакцию на потребности мирового рынка. Использование традиционных подходов к организации приводит к падению спроса, увеличению общих сроков на ввод новых моделей и, в итоге, к падению прибыли.
Источники:
2. Ионов В.И., Макаренко С.А. Управление материальными запасами на машиностроительных предприятиях с позиций логистики // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. − 2009. − Т. 1. − № 2. − С. 248−255.
3. Ионов В.И., Макаренко С.А. К вопросу об управлении информационными, материальными и сопутствующими потоками промышленных предприятий // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. − 2011. − № 1. − С. 247−253.
4. Официальный сайт компании Sollers [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.sollers-auto.com/ru/about.
5. Управление организацией: часть 2. Курс лекций / В.Л. Васильева – Минск.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2010. − 217 с.
6. Ямпольская Д. О., Зонис М.М. Менеджмент. – СПб: Нева; Олма-Пресс, 2003.
7. Honda может увеличить срок обновления модельного ряда ради экономии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://autorelease.ru/news/world/833-honda-mozhet-uvelichit-srok-obnovleniya-modelnogo-ryada-radi-ekonomii.html.
Страница обновлена: 22.09.2024 в 03:22:45