Принципы построения финансового менеджмента в бюджетном процессе
Скачать PDF | Загрузок: 11
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 24 (222), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
В статье рассмотрено современное состояние финансового менеджмента в бюджетном процессе. Принципы построения корпоративного финансового менеджмента проанализированы с позиции возможности их использования в бюджетной сфере. Выработан перечень принципов построения финансового менеджмента в бюджетном процессе.
Ключевые слова: принципы, финансовый менеджмент в бюджетном процессе, построение финансового менеджмента, корпоративный финансовый менеджмент
Качественное повышение эффективности управления бюджетными средствами возможно путем интеграции в бюджетный процесс методов и инструментов управления финансами, применяемых в сфере корпоративных финансов. В основе построения и определения механизма финансового менеджмента в бюджетном процессе, его основных элементов и принципов организации могут и должны лежать подходы, используемые в корпоративном финансовом менеджменте.
Финансовый менеджмент в бюджетном процессе
Исходя из современных реалий организации бюджетного процесса, нельзя говорить о полноценном внедрении механизма финансового менеджмента в бюджетный процесс. Это связано, прежде всего, с отсутствием нормативно-правового акта, закрепляющего статус финансового менеджмента в бюджетном процессе. Правовую основу проведения финансового менеджмента в бюджетном процессе, на сегодняшний день, составляет приказ Минфина РФ от 13.04.2009 № 34н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета», подготовленный на основании Бюджетного послания Президента РФ. В данном приказе приведены показатели мониторинга качества финансового менеджмента в бюджетном процессе, порядок его проведения, дано определение мониторинга качества финансового менеджмента, но ни слова не сказано о том, что собой представляет сам финансовый менеджмент в бюджетном процессе, хотя некоторые авторы и подменяют понятия, перенося определение мониторинга качества финансового менеджмента на финансовый менеджмент в бюджетном процессе, когда как мониторинг качества финансового менеджмента является всего лишь одним из инструментов осуществления финансового менеджмента в бюджетном процессе.
По нашему мнению, финансовый менеджмент в бюджетном процессе представляет собой систему управления, устанавливающую порядок формирования и расходования бюджетных средств (проектирования и исполнения бюджета) на основе принципа оптимального использования бюджетных средств, осуществляющую систематический контроль выполнения принятых решений и анализ достижения запланированных результатов.
Любой объект управления, любой процесс представляют собой систему. Ефремова Т.Ф. определяет систему как совокупность принципов, служащих основанием какого-либо учения, мировоззрения [4]. Следовательно, успешная реализация и внедрение принципов системы приводит к ее качественному внедрению в целом и предпосылкам для ее будущего развития. Таким образом, для успешного внедрения системы финансового менеджмента в бюджетный процесс необходимо обозначить основные принципы ее построения.
Принципы построения корпоративного финансового менеджмента
Рассмотрим принципы построения корпоративного финансового менеджмента для выявления возможности использования их при построении системы финансового менеджмента в бюджетном процессе. Основными принципами построения финансового менеджмента, обеспечивающими эффективное управление финансовой деятельностью предприятия, являются [2]:
− интегрированность с общей системой управления;
− комплексный характер формирования управленческих решений;
− высокий динамизм управления;
− вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений;
− ориентированность на стратегические цели развития предприятия.
Принцип «интегрированность с общей системой управления», применительно к бюджетной сфере, представляется как необходимость обеспечения интегрированности системы финансового менеджмента в бюджетном процессе с системой государственного управления финансами.
Принцип «комплексный характер формирования управленческих решений» также применим в качества принципа финансового менеджмента в бюджетном процессе ввиду того, что в бюджетной сфере управленческие решения по формированию, распределению и использованию финансовых (бюджетных) ресурсов и организации бюджетного процесса взаимосвязаны и влияют на достижение запланированных результатов.
Принципы «высокий динамизм управления» и «вариантность подходов к разработке отдельных управленческих решений», подразумевающие зачастую возникающую необходимость пересмотра принятых в предшествующем периоде управленческих решений на следующем этапе и учет альтернативных вариантов при подготовке управленческих решений в области формирования, распределения и использования бюджетных ресурсов, также актуальны для бюджетной сферы.
Принцип «ориентированность на стратегические цели развития предприятия» как и в сфере корпоративных финансов в бюджетной сфере предполагает определение стратегии развития (бюджетной стратеги), в соответствии с которой организуется процесс финансового менеджмента в бюджетном процессе.
Основные принципы финансового менеджмента в бюджетном процессе
Учитывая опыт, накопленный в построении системы корпоративного финансового менеджмента, и сложившуюся на сегодняшний день, необходимость качественного реформирования бюджетного процесса, предлагаем следующие основные принципы построения системы финансового менеджмента в бюджетном процессе.
1. Системность, определяющая постоянное непрерывное осуществление финансового менеджмента в бюджетном процессе. Задача обеспечения непрерывности обусловлена необходимостью проведения финансового менеджмента на каждом этапе бюджетного процесса, представляющего собой непрерывный цикл: составление/утверждение проекта бюджета – исполнение бюджета – контроль за исполнением бюджета − составление/утверждение проекта бюджета.
2. Адаптивность (динамизм) – постоянный учет изменений факторов внешней среды и своевременное внесение коррективов в систему. Даже наиболее эффективные решения в области формирования и использования бюджетных ресурсов и организации бюджетного процесса, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах. Это связано не только с высокой динамикой факторов внешней среды, но и с изменением во времени и внутренних условий функционирования государства.
3. Комплексность подразумевает, что все решения в области формирования, распределения и использования бюджетных ресурсов и организации бюджетного процесса взаимосвязаны и оказывают прямое воздействие на достижение запланированных результатов. Поэтому финансовый менеджмент в бюджетном процессе необходимо рассматривать как комплексную систему, обеспечивающую выработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых оказывает влияние на общую результативность принимаемых решений.
4. Вариантность предполагает, что в процессе подготовки каждого решения в сфере формирования, распределения и использования бюджетных ресурсов и организации бюджетного процесса, необходимо учитывать альтернативные варианты при принятии решений. При наличии альтернативных вариантов принятия решений, выбор должен быть сделан в пользу максимально соответствующих задачам проводимой бюджетной политики.
5. Стратегическая ориентированность связана с отклонением тех вариантов управленческих решений, которые могут вступить в противоречие со стратегическими направлениями бюджетной политики государства, каким бы эффективным не казалось принятие данных решений.
6. Научность − подведение научной базы под каждое принимаемое решение, использование на практике научных разработок.
7. Эффективность и социальная целесообразность принимаемых решений − достижение наилучшего результата использования ограниченных бюджетных средств, максимальная ориентация на потребности граждан в процессе принятия решений.
8. Направленность на достижение запланированных результатов – ориентация в процессе реализации принятых управленческих решений не только на соответствии установленным общим целям, но и на достижение конкретных результатов.
Вывод
Сформулированные нами принципы представляют собой основные правила, положения определяющие направления построения и функционирования системы финансового менеджмента в бюджетном процессе. От полноты их реализации зависит эффективность организации системы финансового менеджмента в бюджетном процессе.
Источники:
главными администраторами средств федерального бюджета».
2. Бланк И.А. Финансовый менеджмент: учеб.пособ. – Киев: Эльга Ника-Центр, 2004. – 655 с.
3. Ван Хорн Д.К, Вахович Д.М. Основы финансового менеджмента. − М.: Вильямс, 2008. – 1226 с.
4. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: ИНФОТЕХ,2009. – 944 с.
6. Друкер П. Энциклопедия менеджмента. – М.: Вильямс, 2004. – 423 с.
7. Руководство по управлению региональными финансами, в 2-х томах / Под ред. А.М. Лаврова. – М.: Ленанд, 2007.
8. Финансовый менеджмент: учебник / кол. авторов; под ред. проф. Е.И. Шохина. – М.: Кнорус, 2008. – 480 с.
9. Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент. – 2-е изд. – М.: Юнити, 2003. – 568 с.
10. Аналитические материалы к документу, представленному Министерством финансов Российской Федерации к встрече министров финансов «Группы восьми». Подготовлены А.М. Лавровым (директор Департамента бюджетной политики Минфина России), А.К. Пири (консультант, ECORYS-NEI) и П.Дж. Бруком (консультант, DAI Europe Ltd.) при участии Е.В. Беляновой (управляющий партнер ECORYS-NEI), А.Г. Морозова (главный экономист по России и Украине, HSBC Bank) и О.В. Дынниковой (экономист, Московское представительство МВФ.
11. Core financial system requirements: checklist for reviewing systems under the Federal financial management improvement act. United States Government Accountability Office, 2005.
Страница обновлена: 23.09.2024 в 02:44:02