Татарстан: формы привлечения общественности к решению экологических проблем

Мухаррамова Э.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 23 (221), Декабрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Развитие современного общества характеризуется активизацией гражданской позиции по широкому ряду вопросов. Проблемы ресурсосбережения и экологии также становятся одними из активно обсуждаемых общественностью. Одной из форм вовлечения в ресурсосбережение и защиту экологии является организация тематических конкурсов и грантов среди специализированных некоммерческих организаций. В статье приводится оценка региональной практики в данной сфере.

Ключевые слова: экология, некоммерческие организации, государственная поддержка, ресурсосбережение, социальный проект



Рассмотрение вопросов ресурсосбережения неразрывно связано с необходимостью снижения выбросов и загрязнения окружающей среды. Учитывая, что данные задачи постепенно выходят на первый план среди вопросов, решаемых региональными и муниципальными властями, актуальной становится разработка действенных мер регулирования, направленных на снижение деградации окружающей среды путем установления законодательно нормативов для производства, технологий или выбросов загрязнений. Однако, как отмечает в своем исследовании Л.Г. Елкина [3], недостатком административных инструментов регулирования является ограниченность контроля над их применением, поскольку контрольные мероприятия проводятся выборочно, после выявления нарушений. Кроме того, данные меры недостаточно стимулируют масштабную природоохранную деятельность предприятий, так как охрана окружающей среды рассматривается субъектами хозяйствования как производственные затраты, а для инновационной деятельности отсутствует материальная и интеллектуальная база.

Экологическое предпринимательство

Понимание сложившейся системы регулирования ключевых участников хозяйственных отношений постоянно ориентирует на разработку таких экономических инструментов, которые привели бы разработке и внедрению альтернативных моделей поведения субъектов рынка в области ресурсосбережения и экологии.

В исследовании Л.Г. Елкиной предлагается такой институт рационального природопользования и охраны окружающей среды, как экологическое предпринимательство. По ее мнению, предпринимательство в области охраны окружающей среды и рационального природопользования могло бы быть направлено на изучение состояния природно-ресурсного потенциала окружающей среды, производство и реализацию природоохранной, ресурсосберегающей техники и технологий, производство и реализацию экологически чистой продукции и т.д. В целом же, инструменты экологического предпринимательства позволяют его субъектам достичь их основной цели – получения прибыли путем решения экологических проблем [3].

Подобные механизмы имеют ряд преимуществ, по сравнению с административным регулированием: экономичность, возможность использования более гибких решений, стимулирование инновационной деятельности для сохранения природных ресурсов и предотвращения загрязнений. К примеру, одной из отраслей, в которой возможно и необходимо применение рассмотренного подхода – жилищно-коммунальное хозяйство, где вопросы ресурсосбережения являются одними из самых актуальных [5].

Безусловно, инициирование такого формата коммерческих организаций выглядит исключительно выгодным для широкой общественности. Однако даже поверхностная оценка происходящих в экономике региона процессов не характеризуется активизацией и массовым созданием предпринимательских структур, занимающихся экологическими проблемами. К примеру, в деятельности предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг вопросы ресурсосбережения являются одними из самых острых, а потому требуют первоочередного решения [7].

Озабоченные подобной ситуацией ведущие участники экономических взаимоотношений предприняли совершенно иного рода попытки к решению вопросов ресурсосбережения и экологии. В частности, в рамках государственно-частного партнерства осуществляется реализация различных конкурсов социальных проектов.

Конкурсы социальных проектов

Одним из наиболее ярких примеров является ежегодный конкурс социальных и культурных проектов ОАО «РИТЭК» и благотворительного фонда «ЛУКОЙЛ», проводимый в Республике Татарстан с 2010 года. Среди пяти номинаций, в рамках которых проекты получают финансовую поддержку, присутствует и экология. В качестве рриоритетных определены следующие направления:

− проблемы сохранения окружающей природной среды и пути их решения;

− особо охраняемые природные территории;

− рациональное природопользование;

− безотходное и малоотходное производство;

− экологическое просвещение населения.

Однако в силу характера участников конкурса, масштабы и действенность предлагаемых мер, также, к сожалению, не приобрели массового и повсеместного характера. В частности, к участию в конкурсе приглашаются организации и общественные объединения, осуществляющие свою деятельность на территории Республики Татарстан. Среди них некоммерческие негосударственные организации, государственные, муниципальные бюджетные организации, органы местного самоуправления и средства массовой информации. При этом в конкурсе не могут участвовать политические партии, профсоюзные организации, физические лица, коммерческие организации, религиозные объединения и конфессии [4]. Кроме того, максимальная сумма финансирования одного проекта не может превышать 300 тыс. рублей.

Также, в рамках объявленного в октябре 2012 года республиканского конкурса на получение грантов Кабинета министров Республики Татарстан для некоммерческих организаций, участвующих в реализации социально значимых проектов, тематика экологии и охраны окружающей среды выделена в значимые направления. Более того, четко сформулирована номинация – «Формирование экологической культуры населения Республики Татарстан». Максимальный размер выделяемых денежных средств также не превышает 300 тыс. рублей.

Таким образом, несмотря на то что вовлечение общественности в решение проблем ресурсосбережения и экологии, безусловно, носит положительный характер, привлечение третьего сектора (сектор некоммерческих организаций) в настоящее время также не позволяет кардинальным образом ускорить модернизацию рассматриваемой области.

Добавим, что привлечение общественного сектора к решению важнейших социальных проблем в Республике Татарстан поставлено на серьезный уровень [2]. К примеру, именно некоммерческие организации играют важнейшую роль в обеспечении населения жильем и формировании региональной жилищной политики [1].

В целом, рассмотренные выше принципиально разные подходы к решению важнейших проблем некоммерческими и коммерческими организациями отличаются схожими характеристиками (см. табл.).

Таблица

Характеристика экономических и общественных инструментов активизации процессов ресурсосбережения и решения экологических проблем

Параметр
Экономический инструмент
Экологическое предпринимательство
Вовлечение общественного сектора
1. Инициатор проекта
Социально ответственная часть населения, социально ориентированные предприятия
Социально ориентированные некоммерческие организации и другие институты гражданского общества
2.Масштабы проектов
Малые, зависят от эффективности проекта и первоначального капитала
Малые, зависят от объемов средств, предоставляемых в форме грантовой поддержки
3. Источники финансирования
Собственные средства хозяйствующего субъекта, средства инвесторов и государственной поддержки
Собственные средства некоммерческих организаций, средства государственной поддержки, иные средства софинансирования
4. Механизм выбора приоритетных задач и проектов
Выбор осуществляется инициатором проекта исходя из потенциальной возможности реализации и экономической эффективности
Возможна реализация только тех проектов, которые определены в качестве приоритетных
5. Общественная эффективность
Не является главной целью
Установлена в качестве главной цели, достижение которой контролируется финансирующими организациями

Социально-ориентированные некоммерческие организации

Анализ результатов реализации конкурсов среди социально ориентированных организаций показал, что проекты в области ресурсосбережения и экологии, получившие одобрение у конкурсной комиссии, с одной стороны, представляют собой наиболее эффективные форматы решения указанных проблем из предложенных, с другой стороны, выбор осуществляется из того перечня проектов, который поступил на конкурс. Другими словами, организаторы конкурсов вынуждены определять некоторые проекты наилучшими, а, соответственно, победителями и финансируемыми.

Недостатком проводимых конкурсов является их целевая ориентация. Как было отмечено выше, они направлены на привлечение общественности к решению актуальных проблем региона. Благодаря активной позиции федерального центра, в последние годы большую поддержку получают социально-ориентированные некоммерческие организации. Однако в настоящее время в общественно-экономической среде региона отмечается крайне низкое количество специализированных некоммерческих организаций, занимающихся решением экологических проблем и вопросами ресурсосбережением. Основной круг вопрос, решаемых в этой отрасли, регулируется крупными коммерческими организациями и правительственными учреждениями (функционирующих при Кабинете министров или при министерствах и ведомствах).

Более того, учитывая тот факт, что основную массу некоммерческих организаций составляют структуры, занимающиеся проблемами молодежи и других социально незащищенных категорий населения, то можно предположить недостаток их профессиональной компетенции в области экологии и ресурсосбережения. С другой стороны, постоянное увеличение государственной поддержки подталкивает граждан, заинтересованных в решении экологических проблем, к инициированию некоммерческих организаций соответствующего профиля. В этих условиях, безусловно, следует ожидать повышения качества проектов, предлагаемых для финансирования через различные гранты и конкурсы.

Вывод

В целом, можно говорить о начале формирования идеологии рационального ресурсопотребления, которое, в свою очередь, свидетельствует о развитии гражданского общества [6]. Наблюдается активное внедрение в общественную среду идеи о вовлечении граждан к самостоятельному решению насущных проблем современности. Государство со своей стороны оказывает финансовую поддержку наиболее эффективным действиям.


Источники:

1. Гареев И.Ф. Роль некоммерческих организаций в обеспечении жильем молодых семей // Российское предпринимательство. – 2012. – № 7 (205). – С. 113−118. – http://www.creativeconomy.ru/articles/23314/
2. Гареев И.Ф. Некоммерческие жилищные организации – источник социальных инноваций // Российское предпринимательство. – 2010. – № 11 (1 выпуск). – С. 148−153.
3. Елкина Л.Г., Мамлеева Я.В. Организационно-экономические инструменты развития экологического предпринимательства // Российское предпринимательство. − 2007. − № 11 Вып. 2 (102). − С. 20−24. — http://www.creativeconomy.ru/articles/12259.
4. Конкурс социальных проектов // РИТЭК (Российская топливно-энергетическая компания) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ritek.ru/node/18.
5. Нуруллина О.В. Рациональное ресурсопотребление как повышение конкурентоспособности сферы жилищно-коммунальных услуг: постановка проблемы // Экономика, предпринимательство и право. – 2011. – № 11. – С. 12−19.
6. Романова А.И., Добросердова Е.А., Нуруллина О.В. Формирование идеологии рационального ресурсопотребления в сфере жилищно-коммунальных услуг (на примере Республики Татарстан) // Вестник экономики, права и социологии. – 2012. – № 1. – С. 97−101.
7. Романова А.И. Диагностика результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятий сферы жилищно-коммунальных услуг // Российское предпринимательство. – 2011. – № 12. Вып. 1 (197). – С. 122−127. – http://www.creativeconomy.ru/articles/15980.

Страница обновлена: 23.09.2024 в 00:08:50