Региональные целевые программы по поддержке АПК Республики Марий Эл

Шакирова Г.Р.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Шакирова Г.Р. Региональные целевые программы по поддержке АПК Республики Марий Эл // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 22. – С. 182-188.

Аннотация:
Социально-экономическое развитие российских регионов в значительной степени зависит от эффективности структурных преобразований в экономике. Для достижения этих целей разрабатываются и реализуются программные мероприятия различного уровня, форм и способов исполнения, такие как федеральные целевые программы, региональные целевые программы, инвестиционные проекты и другие. В статье анализируется влияние региональных целевых программ Республики Марий Эл по развитию АПК на состояние ее аграрно-промышленного комплекса.

В издательстве открыта вакансия ответственного редактора научного журнала с возможностью удаленной работы
Подробнее...



В отношении регионального агропромышленного комплекса программно-целевой метод управления стал основной формой планирования финансовой и иной поддержки. Основная цель всех региональных программ – достижение принципиально нового уровня и качества социально-экономического развития регионов на основе формирования и реализации перечня мероприятий, воздействующих на социально-экономические процессы путем консолидации ресурсов и направления их на выполнение задач, определенных «деревом целей» той и иной программы.

Целевые программы, относящиеся к АПК Республики Марий Эл

С точки зрения регулирования региональной экономической политики АПК, наибольший интерес представляют комплексные целевые программы, имеющие непосредственное отношение к местной экономической системе АПК и управлению процессами в сфере регионального производства.

Ответственными за разработку и реализацию государственных программ на республиканском уровне являются республиканские министерства и ведомства.

Так, к примеру, в сфере разработки государственных программ Республики Марий Эл аккумулирована следующая нормативная база:

1) порядок разработки, реализации и оценки эффективности госпрограмм (постановление Правительства РФ от 02.08.2010 г. № 588); 2) методические рекомендации по разработке и реализации госпрограмм (приказ Минэкономразвития России от 22.12.2010 № 670); 3) порядок разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Республики Марий Эл (постановление Правительства Республики Марий Эл от 30.12.2011 № 435) [8].

В Республике определен перечень государственных программ Республики Марий Эл на 2012 год, насчитывающий 22 целевые программы (распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 14.10.2011 № 635-р). Выделим перечень программ, относящихся к АПК региона (см. табл. на с. 184-185).

Таблица 1

Перечень целевых, ведомственных и отраслевых программ АПК,реализуемых в Республике Марий Эл

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяй ства» и постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008–2012 гг.» реализуется республиканская целевая программа Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009–2012 гг. В данной республиканской целевой программе были определены следующие основные направления развития АПК региона:

– развитие приоритетных подотраслей сельского хозяйства;

– достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства;

– снижение рисков в сельском хозяйстве;

– создание общих условий функционирования сельского хозяйства;

– регулирование рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;

– устойчивое развитие сельских территорий.

Государственная поддержка сельскохозяйственного производства

Республика Марий Эл – самодостаточный регион с точки зрения продовольственного обеспечения: с каждым годом сокращаются объемы ввоза продовольствия на территорию региона и динамично растут поставки за его пределы.

По состоянию на 1 января 2012 г. в Республике Марий Эл осуществляют деятельность свыше 150 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, около 2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств и 132,8 тыс. личных подсобных хозяйств населения, 41 сельскохозяйственный потребительский кооператив, 38 крупных предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности.

В рамках Государственной программы развития сельского хозяйства за 2008–2011 гг. прирост валовой продукции в Республике составил 22,8% (см. рис. 1 на с. 186).

Рис. 1. Динамика индекса физического объема производства продукциисельского хозяйства в хозяйствах всех категорий по Республике Марий Эл, %

Государственная поддержка на федеральном и региональном уровнях с начала реализации приоритетного национального проекта, а затем Государственной программы позволили привлечь на развитие сельского хозяйства 8,6 млрд руб. (см. рис. 2 на с. 186), создано более 500 рабочих мест.

Рис. 2. Инвестиции в основной капитал на развитие сельского хозяйства,охоты и предоставление услуг в этих областях(по крупным и средним организациям) Республики Марий Эл

Республика является преимущественно животноводческой: удельный вес продукции животноводства в объеме валовой продукции сельского хозяйства составляет 57%.

Среди всей продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий Республика Марий Эл занимает первое место по производству овощей (открытого и закрытого грунта) среди всех субъектов Приволжского федерального округа и 5 место – в целом по Российской Федерации. Рейтинг Республики среди регионов ПФО и России по производству основных продуктов сельского хозяйства на душу населения за 2011 год представлен в табл. 2 (см. на с. 186).

Таблица 2

Рейтинг Республики Марий Эл среди регионов ПФО и Россиипо производству основных продуктов сельского хозяйствана душу населения за 2011 год

За период реализации Государственной программы на государственную поддержку сельскохозяйственного производства выделено 2640 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета – 1815 млрд руб., республиканского бюджета Республики Марий Эл – 825 млн руб. (см. рис. 3 ниже).

Рис. 3. Государственная поддержка сельскохозяйственногопроизводства, млрд руб.

Несмотря на то что в последние годы наблюдается рост производства в сельскохозяйственных организациях, до сих пор на долю малых форм хозяйствования приходится более половины производимой в Республике сельскохозяйственной продукции: по итогам 2011 года малыми формами хозяйствования произведено 54% от всего валового объема, в том числе личными подсобными хозяйствами граждан – 51,4%.

Заключение

В последствии, реализация Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013–2020 годы станет определяющим ориентиром дальнейшего развития отрасли: будет обеспечена продовольственная независимость России, повыситься конкурентоспособность сельхозпродукции на внутреннем и внешнем рынках в связи со вступлением страны в ВТО.


Источники:

1. Наумкин А.В. Формы государственно-частного партнерства в реализации аграрной политики.//Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. − 2011. − № 2. – С. 17−21.
2. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 25.06.2009 № 149 «О республиканской целевой программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Марий Эл на 2009−2012 годы»;
3. Распоряжения Главы Республики Марий Эл от 15.06.2011 № 2-рг «Вопросы финансов»
4. Министерство сельского хозяйства РФ: официальный сайт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.mcx.ru.

Страница обновлена: 22.01.2024 в 17:57:53