«Базовые» и «связующие» функции стратегического управления развитием региона

Андреев В.Н.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Андреев В.Н. «Базовые» и «связующие» функции стратегического управления развитием региона // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 22. – С. 160-166.

Аннотация:
В статье анализируются функции стратегического управления экономическим развитием региона. Выделяются «базовые» и «связующие» функции. Особое внимание уделено функциям коммуникации, мотивации и принятия управленческих решений. Учитывая, что речь идет об экономике региона, акцент сделан на адаптации управления к изменениям внешней среды. В зависимости от степени ее возмущения стратегические решения могут быть направлены на сглаживание возникающих противоречий либо смену традиционной парадигмы управления с рассмотрением экономики региона как системы, открытой и активной по отношению к внешней среде.

Ключевые слова: стратегическое управление, экономическое развитие региона, функция коммуникации, мотивация и принятие управленческих решений



Определение состава функций стратегического управления развитием экономики региона – задача, не имеющая однозначного решения. Дело в том, что сегодня нет единого понимания термина «функция управления», функции управления выделяются на разных основаниях [1]. Так М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури отмечают, что процесс управления является общей суммой всех функций [2], а А. Файоль, впервые описавший такие функции управления как предвидение, организация, распределение, координация и контроль, так и не определил понятие «функция управления» [3].

Обобщение определений, представленных в научной литературе [4, 5, 6, 7], позволяет характеризовать функцию стратегического управления развитием экономики региона как специфический вид управленческой деятельности, обособившийся в процессе разделения труда, выражающий его содержание в действии, направленном на достижении цели. Получил распространение подход, предполагающий выделение «базовых» и «связующих» функций управления, причем связующие функции предназначены для реализации «базовых».

«Базовые» и «связующие» функции управления

Применительно к стратегическому управлению развитием экономики региона мы предлагаем рассматривать в качестве базовых следующие функции:

– планирование, включающее функции стратегического анализа регионального экономического развития;

– определение стратегического выбора региона (отраслей и видов экономической деятельности, которые получат приоритетное развитие в рассматриваемой перспективе);

– формирование стратегических целей развития экономики региона;

– реализацию стратегических целей экономического регионального развития и организации.

В свою очередь, к «связующим» функциям стратегического управления развитием экономики региона предлагается отнести функции коммуникации, мотивации и принятия решений.

Экономика региона как сложная система состоит из разнообразных элементов, каждый из которых характеризуется целенаправленным поведением, наличием собственных интересов и стремлением к их удовлетворению. В результате объективно возникает дисбаланс, например, между стратегическими региональными целями развития экономики и экономическими интересами отдельных субъектов хозяйствования в регионе. Достижение баланса между намечаемыми целями развития экономики региона и интересами участников этого процесса реализует функция координации. Многочисленные элементы системы стратегического управления развитием экономики региона могут функционировать целенаправленно и согласованно только в результате координации управления. Поэтому мы также предлагаем включить функцию координации в состав организационной функции управления, обеспечивающей поддержание целостности системы стратегического управления экономическим развитием региона.

Коммуникацию мы рассматриваем как управленческую деятельность по формированию и поддержанию функционирования информационных потоков, составляющих основу для принятия решений в сфере экономического развития региона.

Значимость этой функции определяется тем очевидным обстоятельством, что качество управленческого решения не может быть выше качества информации, на которой оно базируется.

Мотивация как функция стратегического управления

Чтобы достигнуть намеченных стратегических целей экономического развития региона недостаточно создания организационной структуры управления и налаживания коммуникационных связей между элементами системы управления, необходимо заинтересовать всех участников процесса развития экономики региона в получении намеченных результатов, то есть создать соответствующую мотивацию. Мотивация как реализующая функция стратегического управления региональным экономическим развитием предусматривает «побуждение к деятельности» как объекта, так и субъекта управления. Практика показывает, что различия в результатах экономического развития зависят не только от условий, ресурсов, но и от степени мотивированности прилагаемых усилий всех участников процесса регионального экономического развития.

Следует отметить, что хотя мотивации посвящена обширная литература, само понятие мотивации трактуется неоднозначно. Можно выделить три основных подхода к определению ее содержания:

– мотивация как внутреннее психологическое состояние;

– мотивация как психологический процесс;

– мотивация как функция управления.

Применительно к предмету настоящего исследования, мотивацию как функцию стратегического управления развитием экономики региона, можно определить как целенаправленное воздействие на структуру потребностей, интересов всех участников процесса регионального экономического развития, которое побуждает их к активной деятельности по достижению лучших конечных результатов.

Для раскрытия содержания понятия «мотивация как функция управления» методологическое значение имеет рассмотрение его во взаимосвязи с понятиями «потребности», «интересы» и «деятельность».

Представляется очевидным, что эти понятия взаимообусловлены: нет деятельности без потребности в ней, как нет потребности, которая осуществлялась бы вне деятельности; интересы тесно связаны с потребностями – выступают как средства их удовлетворения; наконец, мотивация экономического развития как вид управленческой деятельности отражает вполне конкретные потребности и интересы различных субъектов управления и хозяйствования, участвующих в процессах преобразования экономики региона.

Потребности и интересы в контексте развития экономики региона

Всякая общественная деятельность связана с удовлетворением отдельных потребностей, они пронизывают всю систему общественных отношений.

Поэтому деятельностный подход ориентирует на раскрытие сущности потребностей как побудительной силы действий и поступков людей, на выявление содержания потребностей в тесной связи с конкретными видами деятельности.

Важной разновидностью общественной деятельности является деятельность государственного, муниципального и корпоративного менеджмента по управлению развитием экономики региона, целью которой является, в конечном счете, удовлетворение тех или иных общегосударственных, региональных, муниципальных, корпоративных, потребностей.

Связь потребностей и деятельности, рассматриваемая в самом общем плане, носит дуальный характер.

Потребности стимулируют деятельность, являясь ее причиной, но и сама деятельность становится продуктом потребности, нуждается в средствах, необходимых для ее осуществления. С научной точки зрения любая общественная потребность представляет собой итог реальных противоречий развития общества, которые разрешаются в результате деятельности. Противоречие представляет собой основание потребности, состояние неудовлетворенности, его внешнюю форму.

Потребности тесно связаны с интересами. Как отмечается в работе [8], потребность заключает в себе задачу, а интерес – способ ее разрешения.

Интерес обнаруживает себя в объективном отношении субъекта к своим потребностям, направлен на их удовлетворение. Предметы, на удовлетворение которых ориентированы потребности субъектов, являются также предметами их интересов. Из этого следует, во-первых, первичность потребностей по отношению к интересам. Во-вторых, подчеркивается роль сознания в процессе формирования интересов; только в противопоставлении субъектов друг другу происходит осознание своих собственных и общественных интересов. Следовательно, формирование системы интересов в разрезе субъектов управления и хозяйствования, взаимодействующих в сфере развития экономики региона на рассматриваемую перспективу, может быть осуществлено только на основе выявления, систематизации и анализа их сложившихся и прогнозируемых потребностей. А это означает, что исследование потребностей и связанных с ними интересов – фундаментальное условие действенной мотивации участников процесса стратегического управления развитием экономики региона к эффективному решению поставленных задач.

Управление экономикой региона при малых и значимых возмущениях внешней среды

Функция мотивации обуславливает реализацию базовых функций стратегического управления развитием экономики региона, с ее помощью обеспечивается обоснование и выполнение концепций, программ и проектов экономического развития региона, принятие решений по адаптации их к изменениям внешней среды.

Функция принятия управленческих решений представляет собой управленческую деятельность, предполагающую решение следующих основных задач:

– диагностика проблемной ситуации;

– определение критериев, ограничений и условий принятия решений;

– разработка и выявление альтернатив;

– выбор альтернативы как принятие решения;

– реализация решения.

По существу, речь идет о стандартной процедуре, отражающей процесс принятия управленческих решений, однако реализация такой функции системой стратегического управления развитием экономики региона требует дополнительного обсуждения. Дело в том, что типы реакций развивающейся экономики региона на различные изменения внешней среды, безусловно, не могут быть одинаковыми. Так при малых возмущениях внешней среды система управления развитием экономики региона вырабатывает управленческие воздействия, способствующие возвращению ее в прежнее состояние благоприятного развития в смысле выработанных критериев в рамках принятой стратегии. В случае значимых возмущений внешней среды (существенные изменения ситуации на внешних рынках, принципиальные изменения в сфере законодательства и т.п.) система управления вынуждена пересмотреть ранее сформулированные требования к благоприятному развитию экономики региона, выработать новую адаптивную региональную стратегию экономического развития и обеспечить реализацию ее с минимальными социальными ущербами и экономическими потерями.

Стратегии адаптации управления

Разные исследователи выделяют различные стратегии адаптации. Так традиционно считалось, что при решении вопросов регионального экономического развития следует реализовывать адаптацию в «узком» смысле, то есть добиваться наиболее полного приспособления к внешней среде.

Повышение результативности экономического развития субъекта хозяйствования всегда связывалось только с изменением множества его внутренних взаимодействий с внешней средой. Новая парадигма управления состоит в отходе от отмеченной позиции и означает, по существу, новый взгляд на развивающуюся экономику региона не только как на открытую, но и активную по отношению к внешней среде систему. В этом случае система управления развитием экономики региона должна формировать и обеспечивать реализацию не только (и не столько) стратегии приспособления к изменяющимся внешним условиям, но формировать стратегии трансформации внешней среды в благоприятных для развивающейся экономики региона направлениях.


Источники:

1. Погостинский Ю.А. Системный анализ функций стратегического управления. – СПб: СПбГАУ, 2006 – 248 с.
2. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента / пер. с англ. − М.: Дело, 1992. – 702 с.
3. Файоль А. Общее и промышленное управление. – Л.; М.: Книга, 1924. – 160 с.
4. Теория управления: учебник / Под общей ред. А.Л. Гапоненко, А.П. Панкрухина. – М.: Изд-во РАГС, 2003. − 558 с.
5. Общий менеджмент. Дайджест учебного курса / Под ред. А.К. Казанцева. – М.: Инфра-М, 1999. – 252 с.
6. Основы теории управления: учеб. пособие / Под ред. В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. − М.: Финансы и статистика, 2004. – 560 с.: ил.
7. Парахина В.Н. Стратегический менеджмент: учебник – М.: КНОРУС, 2005. − 495 с.
8. Самсин А.И. Социально-философские проблемы исследования потребностей. − М.: Высшая школа, 1987. – 158 с.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:00:16