Бенчмаркинговая функция государства на рынке продуктов питания

Кузнецова Л.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать эту статью:

Аннотация:
Как повлияет вступление России в ВТО на состояние потребления продуктов питания, продовольственную безопасность и качество жизни потребителей? Автор, отвечая на этот вопрос, рассматривает возможности государственного регулирования рынка продуктов питания в этих условиях и обосновывает необходимость и направления развития бенчмаркинговой функции государства на данном рынке.

Ключевые слова: ВТО, продукты питания, бенчмаркинговая функция государства



В то время как происходит стремительное развитие и обновление потребностей в питании, увеличивается диссонанс между потребностями потребителей и их стратегическим благополучием. Суверенитет потребителей оказывается обратно пропорциональным усилиям маркетинга в сфере рекламы и стимулирования сбыта. Государство, создавая «равные возможности» для субъектов бизнеса, перекладывает ответственность за качество потребительского выбора на самих потребителей, наделяя их полномочиями «профессиональных» суверенов данного рынка.

В настоящее время в России требования к качеству и безопасности продукции гораздо строже, а, следовательно, по новым правилам российские сертификаты – это запрещенный в ВТО механизм дискриминации импортеров. Даже в условиях выявления продукции, составляющей угрозу санитарно-эпидемиологическиму благополучию потребителей, введение запретительных мер в отношении ее поставки в условиях ВТО потребует обязательной оценки риска и предварительных консультаций с иностранными государствами.

Угрозы, связанные с импортом продуктов питания

Национальное законодательство страны, стандарты которой в интересах здоровья населения выше стандартов ВТО, рассматривается в Суде ВТО как «несправедливый торговый барьер», и эта страна под угрозой штрафов в ВТО вынуждена снижать стандарты по безопасности питания. Примеры – штрафы ВТО против ЕС за запрет ввоза ГМО и мяса, обработанного гормонами роста [3].

Существенной угрозой благополучию потребителей является допускаемое нормами ВТО использование пищевых добавок. Повышение конкуренции на внутреннем рынке и усиление борьбы за выживание отечественных производителей продовольствия окажет существенное воздействие на маркетинг продуктов питания, способствуя удешевлению, повышению эффективности транспортировки и хранения продуктов питания; увеличению объемов продаж за счет расширения и углубления ассортимента; постоянного создания «новых продуктов», посредством использования пищевых добавок; обеспечения возможности «скрывать» недостатки продуктов за счет улучшения их товарного вида.

Другим негативным фактором может стать возможность ненадлежащего информирования в отношении ГМО.

Нельзя не учитывать, что ученые разных стран, в том числе российские, пришли к выводу, что ряд получаемых и распространяемых сегодня ГМО приводит к увеличению смертности, циррозу печени, дегенерации воспроизводящих органов, онкологии и т.д. [4]. В 2000 году 828 ученых из 84 стран мира обратились к правительствам всех стран с открытым письмом, в котором выразили свою крайнюю озабоченность в связи с опасностью, которую ГМО представляют для безвредности пищевых продуктов и здоровья людей [5]. Ученые требовали моратория на использование ГМО в соответствии с профилактическими принципами международных экологических соглашений ООН и призвали все государства принять во внимание современные строгие научные данные об уже доказанной и заподозренной опасности, исходящей от технологии генетической модификации и многих ее продуктов.

Понижение стандартов безопасности питания и здоровье нации

ВТО квалифицирует продукты, содержащие ГМО, как «эквивалентные» обычным и налагает штрафы на страны, запрещающие их ввоз, а также вводит запрет на маркировку ГМО-продукции. Дело в том, что по условиям «Соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле» производственные процессы и производственные методы не имеют значения, то есть товары с «одинаковыми характеристиками» должны рассматриваться национальными законодательствами как «эквивалентные» продукты [6]. Таким образом, ВТО запрещает маркировать продовольствие какими-либо этикетками, информирующими потребителя о том, насколько экологически чистыми являются приобретаемые им продукты.

Отказ России от ключевых элементов системы контроля качества и безопасности ввозимого продовольственного сырья и продуктов питания и понижение стандартов безопасности питания приведет к тому, что импортеры, ввозящие некачественную и опасную для здоровья продукцию, будут лишаться разрешения на импорт только в случае многократных нарушений в области ветеринарии.

Дело в том, что законодательные принципы ВТО, формируемые частным бизнесом, исходят из презумпции недоказанности опасного воздействия того или иного вещества на здоровье человека и лишают государство возможности использования превентивных мер – права запретить импорт товаров, пока не доказана их безвредность.

Несмотря на новые условия, продовольственный рынок остается одним из самых регламентируемых, что объясняется его важностью для благополучия общества. Однако для разработки эффективной продовольственной политики государства необходимо четкое понимание того, что ВТО ориентирована исключительно на экономический рост, в то время как современное общество оценивает результаты развития с точки зрения обеспечения качества жизни и развития человеческого потенциала. Так, в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 года важнейшей целью является развитие человеческого потенциала российского общества, как результат повышения качества жизни населения, распространения стандартов здорового образа жизни и здорового типа питания.

Какой должна быть политика государства?

В настоящее время в России активно обсуждается вопрос об адаптации отечественных производителей сельскохозяйственной продукции к условиям ВТО, в то время как проблема негативного влияния питания на здоровье населения в условиях, регламентированных ВТО пока остается делом экологов и медиков. Для того чтобы интересы торговли не ставились выше здоровья населения, а государство не перекладывало проблему безопасности питания на потребителей, необходимо целенаправленное управление потребительским потенциалом рынка продуктов питания, способствующее повышению качества жизни и развитию человеческого потенциала потребителей.

Оптимальная политика должна обеспечивать такой уровень регулирования, который благоприятствует развитию конкуренции, ориентирующей бизнес на обеспечение достижения интересов общества. При такой постановке вопроса в процессе государственного регулирования рынка продуктов питания наряду с социальным и экономическим аспектами следует выделять идеологический, отражающий необходимость достижения компромисса между производственной эффективностью, удовлетворенностью потребителей и качеством их жизни.

В свою очередь, целенаправленное формирование идеологии потребления требует развития бенчмаркинговой, то есть эталонообразующей функции государства.

В методологическом плане бенчмаркинг – это эталонное сопоставление процессов системы с целью получения информации для усовершенствования ее деятельности. В отличие от традиционного для бизнеса конкурентного анализа, в ходе которого производится сопоставление и выявление отличий от конкурентов, методология бенчмаркинга базируется на рефлексивном подходе, то есть предполагает совершенствование на основе изменения системы ценностей, а не простого копирования лучшего опыта. При этом должна происходит не только идентификация, но и осознание механизма функционирования маркированного процесса и его целевое программирование в системе потребления продуктов питания. Именно поэтому при ограничении регулирующих возможностей государства в условиях ВТО особенно важен анализ, направленный на осмысление влияния продвигаемых бизнесом и одобряемых государством и обществом моделей потребления на систему ценностно-целевых ориентаций потребителей.

Бенчмаркинговая функция государства и здоровое питание

В рамках бенчмаркинговой функции государство должно осуществлять осмысление взаимообусловленности потребительского и человеческого потенциала общества, обеспечивать передачу оснований для принятия решений субъектами системы потребления посредством целенаправленного воздействия на их информационные модели.

Аналитико-прогностическиие методы должны обеспечивать идентификацию тенденций и факторов качества жизни в системе потребления.

Мотивационные методы должны быть направлены на снижение социальной дифференциации потребления, формирование здорового образа жизни населения.

Примером бенчмаркиновая функция государства на российском рынке продуктов питания на сегодняшний день являются мероприятия, запланированные в рамках концепции формирования здорового питания в целях сохранения и укрепления здоровья населения, профилактики заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием [7]. В том числе:

– разработка образовательных программ для различных групп населения по вопросам здорового питания;

– разработка и внедрение программ государственного мониторинга питания и здоровья населения на основе проведения специальных исследований индивидуального питания, в том числе групп риска (дети раннего возраста, беременные и кормящие женщины, малоимущее население), включая вопросы безопасности и развития распространенных алиментарно-зависимых состояний;

– усиление пропаганды здорового питания населения, в том числе с использованием средств массовой информации.

Другим направлением, требующим разработки, является стимулирование вклада бизнес-систем в повышение качества жизни потребителей и формирование условий обеспечения их продовольственной безопасности.


Источники:

1. http://ictsd.org/downloads/2008/04/nectest.pdf
2. http://wto-inform.ru/upload/stop_vto/WTOworldexp.doc.
3. http://iuf.ru/pic/ready_wto.pdf
4. http://www.irina-ermakova.ru/files/text_GMO_2izd.pdf)
5. http://www.irina-ermakova.ru/content/view/542/2/
6. http://iuf.ru/pic/ready_wto.pdf
7. Распоряжение Правительства РФ от 25.10.2010 № 1873-р «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года».

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:00:34