Конкурентные преимущества в отрасли легкового автомобилестроения
Скачать PDF | Загрузок: 6
Статья в журнале
Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве
Аннотация:
Каковы конкурентные преимущества в автомобилестроительных компаниях сегодня? Автор рассматривает их как опыт, накопленный в результате многолетней конкуренции. Показаны основные способы создание конкурентных преимуществ, определяющих потенциал развития отрасли в международном масштабе.
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, транснациональный концерн, стратегия узкой рыночной специализации, легковое автомобилестроение
Вследствие крупномасштабного развития отрасли легкового автомобилестроения, конкурентная борьба автомобильных компаний претерпела значительные изменения. В середине ХХ века она представляла собой борьбу между большим количеством независимых автопроизводителей на национальных рынках. Затем, начиная с 70-х годов прошлого века, конкуренция стала приобретать глобальный характер и обозначился переход к олигопольной конкуренции. Сейчас мы наблюдаем снижение интенсивности конкурентной борьбы.
Более того, ситуацию на мировом рынке можно охарактеризовать как сотрудничество небольшого количества крупных транснациональных концернов, направленное на поддержание конкурентоспособности автомобильной отрасли в целом.
С изменением способов конкурентной борьбы в отрасли трансформировались и значимые конкурентные преимущества: с течением времени они суммировались, становясь все более комплексными.
Конкурентные преимущества, накопленные в отрасли
На сегодняшний день существует целый ряд накопленных конкурентных преимуществ, определяющих потенциал развития отрасли в международном масштабе:
1. Глобальность деятельности автопроизводителей, их опыт в завоевании новых рынков, в борьбе с иностранными конкурентами на собственных национальных рынках, а также в сотрудничестве с государственными органами власти.
Правительства развитых государств и крупнейших «растущих экономик» поддерживают развитие собственной автомобильной промышленности. Так, например, в Китае были снижены налоги производителям небольших отечественных автомобилей.
Это позволило снизить на них цены и увеличить объем продаж, изменив, таким образом, структуру спроса в пользу китайских машин.
Чрезвычайно важной была государственная поддержка национальных производителей легковых автомобилей в преодолении негативных последствий мирового финансового кризиса 2008–2009 годов. В частности, положительную роль в увеличении продаж сыграли государственные программы замены старых автомобилей на новые, с выплатой компенсации, успешно реализованные в Германии, Франции, Китае и России.
В частности, в Германии предлагалось € 2,5 тыс. каждому, кто сдаст в утиль свой старый автомобиль («возрастом» не менее девяти лет) и купит новый, относящийся к экологическому классу не ниже «Евро-4». В результате, уже весной 2009 года падение продаж сменилось 40-процентным ростом. При этом автомобильный парк страны становился более экологичным и безопасным. Аналогичную программу реализовали во Франции – выплата € 1 тыс. за утилизируемую машину старше десяти лет.
2. Эффективные методы производственной деятельности, существенно снижающие издержки и способные нивелировать чрезвычайную техническую сложность продукта за счет консолидации активов.
Стремление к экономии на дорогостоящих работах по разработке и создании новых видов продукции, а также на капиталовложениях в новую технологию, обусловливает процессы слияний и поглощений в автомобильной промышленности. Дополнительная экономия получается и от сокращения административных расходов на содержание управленческого аппарата. Сравнительно меньшее значение имеет экономия на масштабах производства (снижение текущих издержек производства), хотя и она существенна. Весьма важен и фактор «присутствия на рынке», который заставляет компании заключать союзы по всему миру.
3. Научно-техническая база, позволяющая адекватно и своевременно реагировать на мировые энергетические сложности, идти в ногу с техническим прогрессом.
Одним из проявлений отраслевой консолидации в этой сфере является объединение исследовательских и конструкторских ресурсов конкурирующих автогигантов.
4. Международный опыт в разносторонней государственной поддержке отрасли, как в области стимулирования иностранных инвестиций в местное производство, так и в сфере защиты собственного производителя от чрезмерного конкурентного давления со стороны импортной продукции и зарубежного капитала.
5. Опыт работы на рынке потребителей, выраженный в гибкости маркетинговой политики, ориентации на потребности клиентов и возможностях быстро подстраиваться под меняющиеся рыночные предпочтения, способности компаний до определенной степени контролировать предпочтения потребителей и даже генерировать их.
Агрессивная маркетинговая политика и снижение издержек – выступают в качестве важнейшего пути к завоеванию новых рынков и увеличению доходности автомобильных концернов.
Относительно новой для отрасли легкового автомобилестроения является тенденция перемещения акцентов от производства к брендам и созданию интернет-торговли, что существенно повлияло на рыночную капитализацию компаний, относительно реальной стоимости основных средств. Очевидно, что эта бизнес-модель будущего, она требует существенной структурной перестройки деятельности компаний и их стратегий развития. Например, ведущие мировые производители автомобилей расширили свою деятельность в таких разноплановых областях, как автоспорт, вторичная переработка материалов, школы водительского мастерства, интернетторговля, чтобы участвовать в полном цикле жизни транспортного средства. Эта перестройка активов и расстановка их по всей стоимостной цепи изменяет роли основных игроков на рынке (производителей автомобилей и автокомпонентов, дистрибьюторов), и будет основой будущих бизнес-моделей.
6. Стратегия узкой рыночной специализации, которая как показал мировой опыт, является важнейшей составляющей успеха компании.
Так как конкуренция толкает производителей автомобилей на создание большого количества моделей и быструю смену поколений, они не имеют возможности самостоятельно разрабатывать и испытывать все узлы автомобилей. Поэтому производители автомобилей ищут компетентных поставщиков, которые могли бы сами испытывать свою продукцию и делать из нее целые сборочные модули. Это заставляет уже производителей модулей находить себе поставщиков комплектующих второго ряда, с которыми производители автомобилей не заключают прямых договоров.
Чтобы стимулировать производителей автокомпонентов производить сборочные модули или, так сказать, комплексные системы, производители автомобилей заключают с первыми «перестроившимися» компаниями долгосрочные контракты, ограничивая их действие только соответствием требуемому уровню качества и стоимости.
Естественно, что такую гонку могут выдержать только крупные компании, а мелкие все больше посматривают на возможных партнеров, стимулируя их к концентрации производства автокомпонентов.
7. Опыт противостояния неблагоприятной экономической конъюнктуре, борьбы с насыщением рынков.
Особенно важным такое конкурентное преимущество представляется в условиях сохраняющейся угрозы мирового экономического кризиса.
Отсутствие такого опыта для многих национальных производителей легковых автомобилей могло сыграть роковую роль в период мирового финансового кризиса 2008–2009 годов, если бы не государственная поддержка в преодолении его негативных последствий. В частности, положительную роль в увеличении продаж сыграли государственные программы замены старых автомобилей на новые, с выплатой компенсации, успешно реализованные в Германии, Франции, Китае, России и ряде других стран.
Заключение
Стагнация на традиционных рынках сбыта и чрезмерные производственные издержки вынуждают автопроизводителей вести активный поиск новых регионов, способных обеспечить выгодные условия для сборки автомобилей и их продаж на долгосрочную перспективу. Вместе с инвестициями, привлекательными для транснациональных компаний страны получат доступ к выше обозначенным конкурентным преимуществам, которые, вкупе с локомотивным характером автомобилестроения, его высокой капиталоинтенсивностью, взаимосвязью с большим количеством других отраслей экономики за сравнительно короткие сроки обеспечат странам высокие темпы ее развития.
Источники:
2. Конина Н.Ю. Слияния и поглощения в конкурентной борьбе международных компаний. − М.: Велби, 2006.
3. Философова Т.Г., Быков В.А. Конкуренция и конкурентоспособность. − М.: Юнити-Дана, 2007.
Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:01:30