Развитие инжиниринга в строительстве на основе логистической поддержки

Зорин М.В.

Статья в журнале

Российское предпринимательство *
№ 22 (220), Ноябрь 2012
* Этот журнал не выпускается в Первом экономическом издательстве

Цитировать:
Зорин М.В. Развитие инжиниринга в строительстве на основе логистической поддержки // Российское предпринимательство. – 2012. – Том 13. – № 22. – С. 105-110.

Аннотация:
В статье анализируются особенности функционирования современных инжиниринговых фирм. Подчеркивается комплексный характер их услуг и необходимость создания таких компаний в соответствующей организационно-правовой форме, имеющей перспективу саморазвития. Оптимальны крупные научно-производственные комплексы и специализированные структуры среднего масштаба. В этом контексте автор поднимает вопрос о месте логистической службы и приходит к заключению, что более предпочтительный вариант – иметь ее в структуре инжиниринговой компании, чем передавать соответствующие функции на аутсорсинг.

Ключевые слова: синергетический эффект, инжиниринговые услуги, суммарный вектор инжиниринговых услуг, инновационно-рыночные свойства, логистическая поддержка



В международной практике определились две категории фирм, выполняющих работы типа инжиниринг: специализированные фирмы (предоставление инженерно-технических услуг – основная сфера их деятельности) и промышленные фирмы, сочетающие оказание инженерных услуг с производственной деятельностью.

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от вида предоставляемых услуг, в свою очередь, делятся на две группы: инженерно-консультационные и инженерно-строительные.

Инженерно-строительные фирмы предоставляют обычно полный комплекс инженерно-технических услуг, включая проектирование объекта, поставку оборудования, монтаж, наладку и пуск оборудования в эксплуатацию. Эти фирмы довольно часто берут на себя функции генерального подрядчика объекта, привлекая в качестве субподрядчиков машиностроительные и строительные компании. Сфера их деятельности: гражданское строительство (порты, аэродромы, транспортные магистрали, шахты, городское строительство), и промышленные объекты, использующие специфические технологические процессы.

Специализированные инжиниринговые фирмы в зависимости от характера хозяйственных связей делятся на независимые и родственные промышленным компаниям. Специализированные родственные инжиниринговые фирмы – это филиалы или дочерние компании крупных генеральных подрядчиков, занимающихся инжиниринговой деятельностью как вспомогательной для основного производства. Для компаний – производителей оборудования выполнение работ типа инжиниринг является средством увеличения продаж основной продукции. Как правило, речь идет о проектировании крупных установок, изготовлении оборудования для которых выполняется той же фирмой. Компании-проектировщики, стремясь сохранить секреты производства, выполняют технологическое проектирование с целью расширения или создания нового производства на основе собственных патентов и ноу-хау, а подрядчики используются для выполнения остальных инженерно-консультационных работ, осуществляя контроль за их выполнением. Для осуществления операций по оказанию инженерно-технических услуг промышленные ТНК создают у себя специальные конструкторские отделы или проектные бюро.

Комплекный характер инжиниринговой услуги

Следует отметить комплексный, многофакторный характер инжиниринговых услуг. Так, в состав инжиниринговой услуги входят следующие функции, одновременно являющиеся и самостоятельными:

– консалтинговые услуги;

– услуги в области проектирования и научных исследований;

– услуги по подготовке необходимой документации;

– информационные услуги;

– транспортные услуги;

– услуги в области закупочной логистики;

– услуги по обеспечению производственного (строительного) процесса на основе логистических принципов;

– услуги по оптимизации потоковых процессов и снижению затрат и др.

Поскольку инженерным консультантам проекта приходится обращаться к профессиональным маркетологам, логистам, IT-менеджерами и др. специалистам, то итоговая инжиниринговая услуга включает симбиоз различных взаимодополняющих деловых услуг и напоминает известную модель «товара с подкреплением», где выделяется товар по замыслу и товар в реальном исполнении.

Комплексную инжиниринговую услугу можно представить в виде «ядра» основных потребительских свойств, которые дополняются «шлейфом» вспомогательных сервисов. В состав «ядра» инжиниринговой услуги включены технико-технологические, проектно-инженерные работы по конструированию и технической эксплуатации объекта, а в качестве «оболочковых» сервисов выступают бизнес-трансакционные, коммерческие услуги, напрямую не относящиеся к инженерным, но доводящие инженерно-проектную потребительную стоимость услуги до приемлемого для потребителя вида.

Таким образом, инжиниринговая услуга – это совокупность инженерно- консалтинговых и инженерно-строительных работ по созданию и обслуживанию объекта с привлечением комплементарных деловых услуг, обладающих инфраструктурно-коммерческими свойствами и доводящими услугу до рыночной стадии реализации. Взаимодействуя между собой и перекрестно дополняя друг друга в процессе интеграции, услуги формируют некий синергетический эффект, суммарный вектор инжиниринговых услуг, наделенный инновационно-рыночными свойствами.

Такие услуги, как консалтинговые, проектные, научные (инженерные) относятся к сфере инновационно-технической деятельности, а транспортные, снабженческие, логистические – к сфере инфраструктурно-трансакционной.

Две стратегии корпоративного развития

Инжиниринговая услуга, будучи комплексной, особенно нуждается в четких организационно-экономических формах оформления. Для осуществления перехода экономики на инновационный путь развития, а также исключения разрыва между разработкой новаций и производством, необходимо формирование крупных, способных к саморазвитию научно-производственных комплексов (вертикально-интегрированных структур, НПО, ФПГ, холдингов), а также создание специализированных структур среднего масштаба – инжиниринговых фирм, имеющих статус самостоятельных инновационных научно-технических центров.

Соответственно можно выделить две стратегии корпоративного развития:

– экстернализация (на основе аутсорсинга);

– интернализация (на базе инсорсинга).

Развитие бизнес-процессов, основанных на разделении труда и специализации, привело к выбору многими зарубежными фирмами стратегии экстернализации на основе аутсорсинга. Примерами экстернализации являются сетевые образования, долгосрочные контракты, стратегические альянсы и франчайзинг, в этих случаях происходит объединение вспомогательных (сервисных) компетенции различных предприятий на основе партнерства.

Модель разделения на базе аутсорсинга используется при реорганизации и реструктуризации крупных компаний с целью дальнейшей специализации отдельных бизнес-единиц по функциональному, продуктовому или региональному признаку, а также для улучшения управляемости дочерними компаниями.

Ориентация на интернализацию с использованием инсорсинга приводит к образованию крупных вертикально-интегрированных систем, широко использующих формы и методы планово-организованного управления подконтрольными структурами. Холдинги позволяют реализовать задачи, не решаемые на уровне отдельного предприятия, оптимизировать связи между предприятиями, страхуют от финансовых потерь.

Логистические услуги: собственные или сторонних операторов?

В условиях неустойчивой, институционально неразвитой российской экономики (низкая спецификация прав собственности, невысокая контрактная дисциплина, внушительный теневой оборот, значительные макроэкономические риски и др.) актуальны преимущества крупных, интегрированных структур. Россия относится к развивающимся рынкам (developing market), на которых пережить новую волну мирового кризиса больше шансов у крупных компаний. Так, например, ежегодное исследование Координационного совета по логистике подтвердило давний негативный тренд рынка – слабые позиции посреднических логистических компаний [8]. Опрос показал, что в 2010 г. отечественные компании фокусировались на создании объектов собственной логистической инфраструктуры, не прибегая к передаче логистических функций в аутсорсинг. Более 60% компаний-респондентов подтвердили, что не планируют использовать услуги каких-либо логистических операторов в 2011 году.

Среди причин – невысокий уровень доверия участников рынка, опасение передачи части компетенций незнакомым контрагентам, неспособность большинства российских 3PL-операторов обеспечить заявленный уровень комплексного и качественного логистического обслуживания.

По некоторым оценкам, в России в настоящее время концерн представляет собой лучшую организационную форму, в которой сочетаются централизм управления и возможность оперативно-хозяйственной самостоятельности структурных подразделений [2, 3, 4, 6]. В результате взаимодействия компаний холдинга возможно возникновение синергетического эффекта, экономическую основу которого составляют: эффект масштаба, интеграция, диверсификация и кооперация.

Вывод

Таким образом, опыт развития инжиниринга в мире позволяет перенести на российскую почву все лучшее, созданное в этой области с учетом типологических особенностей отечественной экономики.

Многофункциональность инжиниринговых услуг, включающих элементы логистической поддержки, обусловливает актуальность разработки логистического управления материальными потоками инжиниринговой компании.


Источники:

1. Брыкин А.В. Модернизация управления развитием промышленности с учетом логистических подходов: монография. – М.: Наука, 2008. – 256 с.
2. Еганян А. Госкапитализм: право на госкорпорацию // Ведомости. – 2007. – № 184.
3. Ермилов А.П. От извращенного государственного к государственно-монополистическому капитализму // ЭКО. – 2001. – № 11.
4. Кирдина С.Г. Российские госкорпорации – ответ на глобальные экономические вызовы. – М.: ИЭ РАН, 2008.
5. Лобанов А.А. Развитие инжиниринговых услуг на основе логистических подходов // РИСК. – 2008. - № 4.
6. Князев Н.И. Особенности формирования корпоративного сектора в российской экономике на примере холдинговых структур // Вестник МГУС. – 2008. – № 2.
7. Чернова Д.В. Стратегическая логистика сетевых структур (на примере строительного комплекса России): автореф. дис. д-ра. экон. наук. – Самара, 2006.– 39 с.
8. Материалы XIV Московского международного логистического форума. Результаты IV ежегодного исследования «Развитие логистики в России: современная ситуация, прогноз на будущее-2011». – М. – Инкопресс, 2011.

Страница обновлена: 14.07.2024 в 19:01:46